Многочисленные книги и фильмы сделали его жизнь настоящей легендой, и как в любой легенде, разобраться, где истина, а где вымысел, довольно сложно.
ЛИЦО СО ШРАМОМ
Доподлинно известно, что родился Альфонсе Капоне в последний год девятнадцатого века в семье итальянских иммигрантов. По одним источникам, будущий Король Чикаго появился на свет в Неаполе, по другим — семейство Капоне к этому моменту уже успело перебраться в Нью-Йорк. Габриэле и Терезина Капоне были безупречными католиками и исключительно законопослушными гражданами. Габриэле не гнушался никакой работой и мечтал о собственной парикмахерской.
Терезина воспитывала многочисленных ребятишек. И откуда только взялись у Альфонсе криминальные задатки?! Школу Аль бросил в четырнадцать лет, хотя учился неплохо. Как-то раз вспыльчивый подросток повздорил с учительницей и получил пощечину.
Недолго думая Аль влепил в ответ затрещину преподавательнице. После чего мгновенно вылетел из школы. За дальнейшее образование будущего гангстера взялся Джонни Торрио — один из самых преуспевающих рэкетиров Восточного побережья и содержатель десятков публичных домов. Капоне быстро постигал науки преступного мира. Сменив несколько уличных группировок, он вскоре стал не последним человеком среди юных бандитов.
Перебравшись в Чикаго Торрио пристроил своего протеже в знаменитый клуб «Гарвардинн», владельцем которого был Фрэнки Йель. Аль работал в клубе и вышибалой, и барменом, и официантом. И может, так и остался бы на побегушках, если бы не один инцидент...
Как-то обслуживая столик какой-то парочки, 18-летний Аль положил глаз на даму и не задумываясь отвесил ей двусмысленный комплимент.
Спутником дамы оказался ее брат, гангстер Фрэнк Галуччио. В завязавшейся драке Галуччио исполосовал лицо Аля ножом. Следы от этих ран остались у Капоне до конца жизни. А вместе с ними он приобрел и прозвище — Лицо со Шрамом.
А на следующий день брат оскорбленной девушки пожаловался на Капоне и Йеля знаменитому гангстеру Лаки Лучиано. Лучиано созвал всех участников конфликта на разборку и заставил Капоне извиниться перед Галуччио.
А заодно посоветовал Йелю пристроить вспыльчивого парнишку к настоящему делу, справедливо полагая, что парню с таким темпераментом не место за барной стойкой. Йель прислушался к совету Лучиано. Он предпочитал решать спорные вопросы силой, не останавливаясь и перед убийствами, так что лишние бойцы в его команде были всегда кстати.
ЛЮБОВЬ НЕЧАЯННО НАГРЯНЕТ
Неожиданно крутой поворот в жизни Аль Капоне случился в 1918 году. Девятнадцатилетний Аль влюбился... Окончательно и бесповоротно. На всю жизнь. Его избранницей стала 21-летняя Мей Кохлин. Девушка из порядочной ирландской семьи. Родители Мей, разумеется, были в шоке. Позволить дочери связать свою жизнь с итальянцем-рэкетиром они никак не могли. Согласие на брак они дали лишь после рождения внука — Альберта Френсиса, Сонни — как звали его дома!
Но отец Мей поставил зятю жесткое условие — он должен завязать с преступным прошлым и найти достойную работу, Аль был согласен на все, он безропотно перебрался с семьей в Балтимор и устроился... бухгалтером в строительную фирму. Владелец, Питер Айелло, очень ценил надежного и исполнительного работника. Жизнь молодых супругов была почти безоблачной. Омрачало ее только одно — непонятная болезнь единственного сына.
Мальчик чах, худел на глазах, а врачи терялись в догадках. Наконец после долгого обследования поставили диагноз — врожденный сифилис! Для Капоне это был удар. Аль подхватил пикантную болезнь еще в ранней юности и был уверен, что давным-давно вылечился.
А оказалось, что муж и отец успел заразить и любимую жену, и единственного сына. Больше всего он боялся, что жена, узнав о причине болезни ребенка, уйдет от его. Но даже это не смогло разрушить его брак. Лечение заняло несколько лет, Аль не жалел ни денег, ни времени. Мальчик выздоровел. Но Капоне до конца жизни не мог простить себе «грехов юности».
БУТЛЕГЕРЫ
14 ноября 1920 года в Нью-Йорке умер Габриэле Капоне. Со смертью отца закончилась и законопослушная жизнь Аля. Он немедленно перебрался в Чикаго и вновь сошелся с Джонни Торрио. Какое-то время Аль работал вышибалой в его клубе, а вскоре стал его правой рукой и доверенным лицом.
Боссом Чикаго в то время был дядя Джонни Торрио — Джим Колосимо по прозвищу Большой Джим. Любитель роскоши, драгоценностей и женщин он был вполне доволен своими доходами от публичных домов и игорных заведений. Затевать новый бизнес у Большого Джима не было никакого желания. А Торрио и Капоне горели энтузиазмом — надвигался сухой закон, и подпольные заводы по изготовлению виски и пива принесли бы миллионную прибыль.
И тут очень вовремя вмешался Фрэнки Йель. Йель давно собирался урвать себе кусок от чикагского пирога. 11 мая 1920 года Джим Колосимо был убит. Фрэнки Йель собственноручно застрелил его прямо в ночном клубе. Но ожидаемых дивидендов он не получил. За него крепко взялась полиция, и из Чикаго Йелю пришлось бежать.
Новым Доном стал Джонни Торрио. Теперь руки у Торрио и Капоне были развязаны — Капоне взял на себя всю цепочку по снабжению пивом и виски всех подпольных баров Чикаго. Популярность Капоне среди местных гангстеров и завсегдатаев притонов росла с каждым днем. А Джонни Торрио потихоньку старел и все больше сдавал. После очередного покушения Торрио был так напуган, что предпочел спрятаться в тюремной камере, признавшись в каком-то мелком преступлении. Там и произошел исторический разговор между ним и Капоне — Торри объявил, что отходит от дел. Аль Капоне получил полную власть в Чикаго.
КОРОЛЬ ЧИКАГО
Новый Дон поставил дело I на широкую ногу — апартаменты в отеле «Метрополь» обходились ему в 1 500 долларов в день, в друзьях у мафиози ходили редактора ведущих газет, политики, судьи. Капоне регулярно платил личное жалованье старшим офицерам полиции, прокурорам, мэрам округов, депутатам законодательных собраний и даже конгрессменам.
Однажды мэр Цицеро, одной из окраин Чикаго, осмелился принять новый указ без согласования с Королем Чикаго. Капоне ворвался в зал городского совета, выволок мэра на улицу и избил до полусмерти на глазах у ошеломленных горожан. Но за власть попрежнему надо было бороться. Желающих занять его место всегда было достаточно. Покушения на жизнь Аль Капоне следовали одно за другим — в 1929 году по приказу одного из самых ярых противников Капоне — Диона О'Браиена наемные убийцы буквально изрешетили из пулеметов номер гостиницы «Хаутон Инн», где остановился Король Чикаго. В окно его комнаты было выпущено больше тысячи пуль.
Капоне спасся чудом — спрятался под тяжелый мраморный стол. Убийцы сочли его мертвым и отправились праздновать победу. А через несколько дней лучшие стрелки Капоне Джон Скализо и Альберт Ансельми расстреляли О'Браиена на улице. Однако почти сразу после убийства О'Браиена Капоне узнал о заговоре Скализо, Ансельми и Джунты с конкурирующей бандой.
Аль пригласил заговорщиков на банкет по поводу удачного завершения «дела О'Браиена». Всю ночь гости поднимали тосты за здоровье метких стрелков, а под утро в зале вдруг воцарилась гробовая тишина. Бокал поднял хозяин застолья:
— Вы полагали, что сможете меня обмануть? Так знайте же, что бывает с изменниками.
Капоне сам методично и хладнокровно переломал бейсбольной битой все кости троим заговорщикам. Затем его телохранитель выстрелил каждому из них в голову...
Ну а «бойня в день святого Валентина» вообще вошла в историю криминалистики как идеальное убийство. Дело было так: Баге Моран, покушавшийся когда то на Джонни Торрио задумал предпринять еще одну попытку захватить власть в Чикаго. Следовало избавиться от конкурента и еще раз напомнить остальным «кто в доме хозяин».
Капоне вместе с Джеком Макгерном по кличке Автомат разработали идеальный план, пригласив для его осуществления наемных убийц из других штатов. Себе же они обеспечили отличное алиби — Капоне сразу же уехал на Майами, а Макгерн назначил на этот день... собственную свадьбу. Бутлегеров Морана заманили в некий гараж, сообщив, что есть партия виски по очень выгодной цене. Сумма сделки была весьма внушительной
- это гарантировало присутствие и самого Морана. Наемные убийцы были переодеты в полицейскую форму
- все должно было выглядеть как внезапная облава.
Едва покупатели вошли в помещение, фальшивые копы обрушили на них шквал автоматных очередей и покинули гараж, уводя с собой владельца и его помощника. Но предвидеть все невозможно — Баге Морган избежал смерти. Обычно пунктуальный в этот день он опоздал на встречу. Подъехав к гаражу он увидел, как полицейские уводят двух арестованных и немедленно скрылся. История наделала много шуму — все прекрасно понимали, кто заказчик этого жестокого убийства, но предъявить обвинение Капоне было невозможно — против него не было ни одной улики.
Газетчики всей страны откровенно смеялись над беспомощностью полиции и восхищались умом и хитростью Короля Чикаго. Президент Герберт Гувер был в бешенстве. «Отныне все федеральные агенты должны охотиться только на Аль Капоне и его людей», — отдал письменное приказание президент.
КОНЕЦ ИМПЕРИИ
И охота началась. Был создан специальный отдел, который занимался исключительно сбором подробнейшего досье на Капоне. Возглавил его Элмер Айри. Элмер выяснил, что роскошный дом Капоне на Майами был куплен через подставных лиц. Во время одного из обысков были найдены несколько бухгалтерских книг, спецотдел занялся их расшифровкой.
В середине мая 1929 года Аль Капоне арестовали. Но собранные улики позволяли посадить его всего лишь на год. И то — Король Чикаго вышел на свободу на несколько месяцев раньше — ему скостили срок за «примерное поведение». Стало ясно, что действовать нужно иначе... В команду Капоне ФБР внедрила двух своих лучших агентов. Одному их них удалось наконец-то раскрыть тайну бухгалтерских книг, над расшифровкой которых безуспешно трудился спецотдел.
13 марта 1931 года Аль Капоне было предъявлено обвинение в сокрытии доходов и неуплате налогов. Сумма доказанной неуплаты была по меркам Капоне смехотворной. Он предлагал уладить дело вне суда, предлагая стороне обвинения гигантские по тем временам деньги — 400 тыс. долларов.
Но его предложение было отвергнуто. Тогда адвокаты Капоне взялись за присяжных и не безуспешно. Но в заседания судья заменил присяжных. В результате Аль Капоне был приговорен к 11 годам тюрьмы, штрафу в 50 тысяч долларов и покрытию судебных издержек в сумме 30 тысяч долларов. Его имущество, а также имущество его жены было конфисковано. Правда, большая часть богатств семьи Каноне была записана на подставных лиц. Так что государству достались крохи. Первый год заключения Аль Капоне провел в тюрьме Атланты. Там он имел возможность по-прежнему руководить своими людьми и пользоваться даже некоторой роскошью. Но в 1934 году бывшего Короля Чикаго перевели в знаменитый Алькатрас. Он вышел оттуда через пять лет, сломленный и физически, и морально. Дал знать о себе застарелый сифилис , — Капоне стремительно терял память и разум. В результате повторного слушания Капоне был признан невменяемым и передан на попечение семье.
Умер развенчанный Король Чикаго в январе 1947 года в своем доме во Флориде от инфаркта и воспаления легких. Перед смертью он успел причаститься и исповедаться...
За 14 лет правления Аль Капоне в Чикаго произошло 700 убийств, совершенных мафией. 400 из них — по личному приказу самого крестного отца. 40 человек Аль Каноне убил своей рукой...