Статья добавлена 2 ноября 2009, в понедельник, в 10:33. С того момента...
4991 |
просмотр |
0 | добавлений в избранное |
2 | комментария |
Представлена в разделах:
Фотографии - символы века ХХ
Благодаря вниманию миллионов людей каждая из фотографий ниже стала символом конкретных событий и явлений в нашем обществе века минувшего.
1) Лиля Брик была любимой моделью многих величайших фотографов эпохи. Однако среди широких масс ее лицо сделал известным рекламный плакат, изготовленный на основе фотографии Александра Родченко. По иронии судьбы светская львица и 'фам фаталь' предстает на нем в образе примерной труженицы-активистки. Лилю Брик и Александра Родченко познакомил Владимир Маяковский, самый страстный поклонник этой Музы советского авангарда. Огромные карие глаза 'круглые да карие, горячие до гари', пресловутый 'чувственный оскал', рыжие волосы, это и притягивало к ней, как к модели, фотографа. Родченко часто использовал ее фотографии в своих знаменитых коллажах. Для одного из советских рекламных плакатов 'Покупайте книги Ленгиза' в 1925 году и был снят этот эмоциональный и впечатляющий портрет Лили Брик (источник).
2) Наверняка, все видели это фото. 29 сентября 1932 года. Строительство Рокфеллер центра в Нью-Йорке. Высота 250 метров. У рабочих перерыв на обед. Позже эта фотография, облетевшая весь мир, была увековечена в скульптуре на Шестой авеню Нью-Йорка.
3) Роберт Капа был самым выдающимся сражающимся фотографом своего времени. Человек, который любил мир, ненавидел насилие и террор и мечтал о времени, когда не будет войн, которые нужно снимать, посвятил всю свою сознательную жизнь внимательному и подробному изучению людей в смертельном бою. Его служение этой цели было страстным и полным. В 1936 году он отправился снимать гражданскую войну в Испании 1936-1939 г.г. (Guerra Civil Espan'ola). С камерой вместо ружья он находился среди войск на передовых позициях и вскоре сделал свой классический снимок смерти республиканского солдата в момент, когда того настигла пуля. Последующая дискуссия о правдивости этого снимка Капы растянется на десятилетия, но так и не прийдёт к однозначному заключению.
4) Благодаря Доротеи Ланж эта фотография стала олицетворением эпохи Великой депрессии, а женщина по имени Флоренс Оуэн Томпсон из Калифорнийского лагеря сборщиков гороха - лицом той эпохи. Фотограф сумела отобразить всю историю жизни несчастной женщины прямо на ее измученном лице: в свои 32 Флоренс лишилась мужа и воспитывала семерых детей.
5) Гигантский дирижабль 'Гинденбург' был построен в тридцатые годы как символ новой гитлеровской Германии. Огромный и величавый, он играл в авиации такую же роль, как могучий 'Титаник' в судоходстве и был оборудован намного роскошнее, чем воздушные суда, когда-либо существовавшие до него. Это был настоящий летающий дворец, где богатая клиентура могла наслаждаться комфортом во время перелета из Европы в Америку. Вопросам безопасности его эксплуатации уделялось огромное внимание. И все же в мае 1937 года в небе американского штата Нью Джерси он превратился в колоссальный огненный шар, свидетелем чему стали не менее двадцати фотокорров различных американских газет, среди которых был и Сэм Шир (вообще Самюэль Черешевский, уроженец Минска). В день гибели 'Гинденбурга' Сэм по заданию редактора своей газеты готовился к рутинной съёмке (на Speed Graphic 4х5' и Leica 35мм) прибывающих из-за океана великосветских знаменитостей. Волею судеб в нужное время он находился в нужном месте, причём даже наперекор собственному на то желанию - на той съёмке настоял редактор отдела зарубежных новостей его газеты. Всё случилось так быстро, что первые два самых снимка той трагедии ему пришлось делать почти навскидку, 'от бедра'. Увы, он был не одинок в этом и почти все присутствующие на тот момент фотографы получили схожие снимки катастрофы 'Гинденбурга', что практически свело на нет его нечаянную удачу. Трагедия 'Гинденбурга' стала финалом эры, когда роскошь оценивалась так же высоко, как и скорость (источники 1, 2).
6) Еще одно знаменитое фото 1937 года из наследия американского фотографа Маргарет Бурки-Уайт, которая в 1930 стала первым западным фотографом, посетившим СССР. Позже её пригласили на работу в журнал 'Life', где Бурки-Уайт стала первой женщиной-фотожурналистом. Вопреки распространённому мнению об очереди за хлебом времён американской Великой Депрессии история этого снимка иная. Люди эти являются жертвами наводнения в городе Луисвилл, штат Кентукки. В тот год река Огайо вышла из берегов и затопила всё вокруг, заставив тысячи людей выстраиваться в очереди за чрезвычайной продовольственной помощью по линии 'Красного Креста'. Надписи на плакате иронично провозглашают 'Единственно верный американский образ жизни ' как 'Самый высокий уровень жизни в на земле'.
7) Думаю, что русскому читателю нет необходимости рассказывать об этой фотографии, ставшей символом горя и потерь нашего народа в Великой Отечественной войне. Отметим лишь, что это Керчь, где накануне высадки советского десанта фашисты расстреляли несколько тысяч мирных жителей. Бальтерманц долгое время не отбирал этот снимок для своих персональных выставок. В 1960-х годах известный итальянский фотограф Кайо Гарруба, приехавший в Москву, обнаружил в архиве Бальтерманца фотографию. Гарруба готовил выставку 'Что такое человек', совместно с Бальтерманцем он придумал название фотографии. Бальтерманц изменил фотографию, добавив облака с другой фотографии. Фотография была признана лучшей на выставке, получив несколько призов. В СССР снимок был показан только в 1975 году во время празднования 30-летия Победы (источник).
8) Фотолетопись Великой Отечественной не будет полной без этой фотографии выдающегося советского фотографа Макса Альперта. На фотографии изображен офицер, поднимающий солдат в атаку, за несколько секунд до гибели в поле около села Хорошее Луганской области. Тот бой был последним для человека, изображенного на снимке. Подняв остатки роты в атаку, он погиб, успев поджечь вражеский танк. В то мгновение, когда был сделан снимок, осколок разбил объектив фотоаппарата, и корреспондент посчитал, что кадр утрачен безвозвратно. Он не успел записать фамилию командира, но услышал, как по цепи передали: 'Комбата убили'. Фотография попала в прессу, и названная 'Комбат' широко разошлась в печати, быстро став знаменитой. Только в начале 1970-х годов была установлена личность запечатленного на знаменитом снимке человека. Им оказался младший политрук А.Г. Ерёменко. Увы, но подлинность и этой фотографии вскоре была поставлена под сомнение. Но стала ли она от этого хуже? Вряд-ли... (источник).
9) Другой канонический снимок летописи Великой Отечественной, позже вошедший во все советские учебники истории. Евгений Халдей, фотокорр ТАСС, человек-легенда. Снимал Магнитку, Днепрострой, репортажи о Стаханове. Но главная тема съемок в его жизни - Великая Отечественная война. Все 1418 дней войны он прошел с камерой 'Leika' от Мурманска до Берлина. Тысячи военных снимков Халдея стали хрестоматийными, но именно фотография 'Знамя Победы над Рейхстагом' обошла весь мир и стала одним из основных символов победы советского народа в той войне. И пусть то было не первое красное знамя над поверженным Берлином, а солдаты водружающие его - вовсе не Берест, Егоров и Кантария, и даже не столь важна история с отретушированными на чьей-то руке часами - главное, что Халдей уловил значение того момента и сумел выразить его скудными средствами фронтовой фотографии очень профессионально и точно (источники 1, 2).
10) Возможно именно этот снимок фотографа Джо Розенталя из Ассошиэйтед Пресс повлиял на Евгения Халдея (см. №9). Во всяком случае известно, что он видел его до своего прилёта в Берлин 2 мая 1945 г. Остров Иводзима находится в Тихом океане на 1250 километров южнее Токио. С открытием фронта в Юго-Восточной Азии японское командование осознало важность его стратегического положения как аэродрома подскока и станции раннеого обнаружения авианалётов противника. В течение 1944 года на острове велись очень серьезные фортификационные работы. Летом 1945 г. силы США прорвали японскую оборону и захватили Марианские острова, откуда начали совершать авианалёты на Японский архипелаг. Начать масштабную бомбардировку Японии им мешала военная база на Иводзиме. Захват Иводзимы был начат 19 февраля 1945 и продолжался вплоть до 26 марта 1945. Это было одно из основных сражений Тихоокеанской компании Второй мировой войны. Одной из первых задач после высадки американского десанта на береговой плацдарм было взятие горы Сурибачи. На четвертый день битвы (24 февраля) Джо Розенталь и сделал этот фотоснимок пятерых морских пехотинцев и санитара, устанавливающих флаг на вершине той горы. Флаг большего размера ставили взамен плохо видимому издалека меньшему, установленного на два часа ранее. Сержант Стрэнк, капрал Блок, рядовые Хайес и Соусли закрепили флаг на самодельном флагштоке и попытались установить его в каменистую землю. У них это плохо получилось и рядовой Гэгнон с армейским санитаром Джоном Брэдли пришли к ним на помощь. Сцену, на которой они вшестером пытаются закрепить флаг, и увековечил Джо Розенталь на своей знаменитой фотографии. Фотография быстро стала необычайно популярной, выиграла Пулитцеровскую премию того года и, в конечном итоге, стала в Соединенных Штатах одним из наиболее знаковых и узнаваемых изображений войны... В течение последующего месяца боев трое из изображенных на фото бойцов были убиты. Мало кто знает, что вслед за установкой флага с фотографии Розенталя небольшой отряд уцелевших японцев перешёл в контрнаступление, вновь занял вершину Сурибати и сбросил американский флаг, подняв на его месте японский. Вершина ещё два раза переходила из рук в руки, пока её окончательно не заняли американцы. По свидетельствам очевидцев, японский флаг весь покраснел от крови его защитников. Официальный Вашингтон отрицает смену флага. Всего Розенталь сделал в тот день 18 снимков. Среди них фотография двадцати восьми моряков позирующих возле флага. Когда через несколько дней редактор прислал телеграмму с вопросом была ли фотография постановочной, он решил, что спрашивают именно об этом снимке и ответил утвердительно. Но фотография поднятия флага не была постановочной (источники 1, 2, 3).
11) Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки - единственный в истории человечества пример боевого использования ядерного оружия. Осуществлены Вооруженными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны. Увы, но сведений о Джо Ксстэтчере, авторе этих фотографий, в Сети нет. Очевидно одно, что съёмка велась в интересах министерства обороны США и, вероятно, производилась из третьего, нагруженного фотоаппаратурой самолёта, следовавшего непосредственно за бомбардировщиком. Во всяком случае, таков был боевой порядок и при историческом налёте на Хиросиму тремя днями до того. Ничего подобного этому атомному грибу человечество щё не видело и фотография Джо Касстэтчера имели огромный резонанс. В отличие от множества очень личных снимков-трагедий с полей сражений Второй мировой войны фотографии бомбардировок Хиросимы и Нагасаки вдруг явили миру совершенно иной масштаб ужасных деяний рук человеческих. Исключительная разрушительная способность ядерного оружия, продемонстрированная ими, стала отправной точкой гонки ядерных вооружений между США и СССР, к которой позднее присоединились и другие страны (источник).
12) 14 августа 1945 года жители Нью-Йорка узнали о капитуляции Японии. Восторгу и радости не было предела, эмоции били через край. Именно в такой день фотограф Life Magazines Альфред Айзенштадт вышел на Манхэттен, вооружившись камерой. Будучи профессионалом, Айзенштадт не мог пропустить такой сильный (а главное, честный) эмоциональный взрыв американцев. Под прицел фотохудожника попал лихой моряк, который с огромной скоростью носился по площади и в душевном порыве поочередно обнимал всех девушек, женщин и даже бабушек попадавшихся ему на пути. Как говорил сам Айзенштадт, 'неважно, была она старой или молодой, толстой, тощей, красивой или нет -ему было все равно'. Айзенштадт пошел за ним, раз за разом снимая его объятия. Конечно, фотографию моряка, целующегося с толстой старухой на обложку Life не поместишь, но вдруг матрос подбежал к молоденькой медсестре...и раз! Матрос уже не обнимает, а целует девушку! Этот снимок моряка с симпатичной медсестрой облетел полосы газет всей страны. Нет нужды говорить, что на снимке запечатлен вовсе не долгожданный момент встречи любящих друг друга людей и вместе с тем он вовсе не кажется театральным, что бы ни утверждали критики (кое-кто говорит, что Айзенштадт сам подвёл медсестру к тому моряку). В любом случае, снимок остается непреходящим символом радости Америки после окончания долгой войны. Сейчас неподалеку оттого места, на котором произошел исторический поцелуй, стоит скульптурная композиция, повторяющая сюжет фотографии. Спустя годы, на открытие мемориала в честь этой фотографии, автор снимка отыскал 'сладкую парочку'. По легенде, его встретили уже постаревшие мужчина в матросском облачении и женщина в одежде медсестры. Но в их глазах все так же сияла радость. Радость, какая переполняла каждого из них в тот памятный день!...А вокруг их стояла многочисленная семья - дети, внуки и правнуки (источник).
13) Это Клэренс Хейли Лонг (Clarence Hailey Long, Jr.), 39-летний ковбой техасского ранчо JA, в месте, которое сам он описывал как '320 000 акров ничего особенного.' Очевидцы описывали его как 'молчаливый человек, скромный и застенчивый, с загоревшим до цвета седла кожей лица, изъеденным непогодой, с лучиками морщин исходящих от бледно-голубых глаз.' Он носил 'шляпу Stetson, бандану вокруг шеи, кисет с табаком Bull Durham на желтом шнурке в кармане и был одет в синею джинсу, ткань его профессии '. Раз в неделю Лонг выбирался в магазин прикупить продуктов, побриться и выпить молочный коктейль. Быть может, он был бы непрочь сходить и в кино, если бы тогда существовали вестерны. Скручивая очередную 'козью ножку' Лонг говаривал: 'Если бы не мои лошади, то женщины были бы следующей лучшей штукой на этом свете'. Когда фоторепортаж Леонарда МакКомби о жизни Лонга на американском западе увидел свет, Лио Барнетта (Leo Burnett), заведующего рекламой компании Philip Morris, осенило. С 1924 года Philip Morris позиционировала свои сигареты Marlboro как сигареты исключительно для женщин и давно искала сильный рекламный ход для более успешного их продвижения на рынке. Образ ковбоя Лонга, основаный на фотоистории МакКомби способствовал взлёту Marlboro к вершинам мирового рынка сигарет и разошелся по всему свету как Marlboro-man (источник).
14) 'Зуд седьмого года' - американская кинокомедия 1955 года режиссёра Билли Уайлдера. Это самый известный фильм с Мэрилин Монро, в основном, благодаря сцене, когда поток воздуха из вентиляционной шахты метро поднимает ее юбку, и та порхает в воздухе. Том Юэлл играет книгоиздателя, женатого уже семь лет. Он остается на лето в Манхэттене, а его жена и сын уезжают на каникулы. В небольшом доме, на самом верху, есть небольшая квартирка, которая сдана веселой актрисе и рекламной модели (Монро). Она и становится объектом любовных приключений героя Юэлла (по большей части воображаемых). Этот классический снимок Мэрилин Монро был сделан при съёмках 'Зуда...' в полночь 9 сентября 1954 года на перекрестке Лексингтон авеню и 52-й улицы Нью-Йорка, в окружении примерно полуторатысячной толпы зевак, журналистов и фанатов, среди которых оказался и профессиональный фотограф Мэтти Зиммерман из Ассошиэйтед Пресс. Муж Монро Джо Ди Маджио (Joe DiMaggio) был свидетелем сцены и из-за бурного восторга толпы, адресуемого Монро пришёл в ярость от ревности. Как следствие в ту ночь между супругами вспыхнул жаркий спор и дело даже дошло до рукоприкладства - спустя три недели Мэрилин Монро подала на развод. Чувственная и соблазнительная, но с невинным видом, она стала одним из наиболее обожаемых секс-символов мира, чему немало поспособствовал именно этот портрет Зиммермана (источники 1, 2).
15) Альберто Диас Гутьерес (исп. Alberto Diaz Gutierrez), более известный миру как Альберто Корда (исп. Alberto Korda) или просто Корда - кубинский фотограф газеты 'Revolucion', 5 марта 1960 г. снял эту культовую фотографию Че Гевары на панихиде по жертвам взрыва судна La Coubre в порту Гаваны, Куба. Семь долгих лет этому портрету было суждено пролежать в архивах фотографа и благодаря лишь счастливому стечению обстоятельств мир увидел его, после чего снимок Корды быстро стал всемирным символом революции и мятежа. Корда вспоминал, что в тот момент его привлекло выражение 'абсолютной непримиримости', а также гнева и боли на лице Гевары, а позже добавил, что его снимок как никакой другой продемонстрировал миру мужественность и стоический характер революционера Че Гевары. Тому на тот момент было 31 год. Альберто Корда никогда не получал авторских отчислений за это изображение, поскольку Фидель Кастро не признал Бернскую конвенцию. Но после кубинской революции в течение десяти лет Корда был личным фотографом Фиделя Кастро. В истории мировой фотографии, невозможно, пожалуй, найти иной образ, подобный этому портрету. Он стал универсальным буквенно-цифровым символом вне времен и народов, иероглифом, узнаваемым повсеместно. Он не ведал границ и таинственным образом всякий раз возникал там, где зарождался очередной конфликт. Десятилетиями множество его версий рисовались, печатались, оцифровывались, вышивались, татуировались и ваялось в камне. Он переносился почти на все мыслимые поверхности столь часто и в таком великом разнообразии, что можно смело утверждать, что фотография эта была воспроизведена больше, чем любое другое изображение в мировом фотонаследии (источники 1, 2).
16) Для данной публикации мы выбрали более ранний портрет Гагарина сделанный за год до его полёта в космос. Не возьмёмся утверждать, что именно он является самым известным изображением Юрия Алексеевича. Но можно с большой долей вероятности говорить, что снимок этот не постановочный и его миновала ретушь редактора. И главное - именно таким со страниц многих западных газет мир впервые увидел нашего Гагарина (источник).
17) Во Вьетнаме Адамс побывал дважды, в 1965-1966 и в 1967-1968 годах, оба раза в качестве корреспондента Ассошиэйтед Пресс. Свою самую известную фотографию он сделал через несколько недель после возвращения во Вьетнам, где в те дни разворачивалось первое широкомасштабное наступление сил НФОЮВ и северовьетнамской армии, известное как Тетское наступление. Одной из главных целей наступления была столица страны Сайгон, в котором развернулись уличные бои. На второй день наступления, 1 февраля, в атмосфере царившего повсюду хаоса, Адамс отправился в китайский квартал Сайгона Холон, где шли ожесточенные бои за буддийскую пагоду. Когда он прибыл туда, пагода уже была взята южновьетнамскими войсками, но Адамс и оператор NBC Во Суу обратили внимание на двоих вьетнамских морских пехотинцев, конвоировавших человека в клетчатой рубашке и черных шортах; руки пленного были связаны за спиной. Во Суу включил кинокамеру. Бригадный генерал Нгуен Нгок Лоан, шеф южновьетнамской полиции, взмахом руки приказал охранникам отойти и шагнул к их подопечному, стоявшему, опустив глаза к земле. Ни говоря ни слова, Лоан вытащил револьвер, вытянул правую руку, почти коснувшись стволом головы пленного, и нажал на спуск. Фотограф Эдди Адамс тоже нажал на спуск. 'Казнь в Сайгоне' стала одной из самых знаменитых фотографий Вьетнамской войны, а Эдди Адамс получил за нее несколько премий. Фотография была опубликована на первых полосах многих газет по всему миру, и, как считается, сыграла свою роль в изменении отношения американского общества к войне во Вьетнаме. Факт расстрела военнопленного без суда и следствия, произведенного к тому же начальником полиции Южного Вьетнама, вызвал волну негодования в кругах интеллигенции, а фотография широко использовалась антивоенным движением. Сам Адамс впоследствии глубоко сожалел о своем снимке, отказавшись от присужденной ему Пулитцеровской премии (источники 1, 2, 3).
18) Вот что недавно говорил по поводу этой фотографии астронавта Уильяма Андерса президент США Барак Обама
(выступление 27 апреля 2009 года на ежегодном собрании американской Национальной академии наук):
'В 1968-м году, отмеченном потерями, конфликтами, смятением, человек
впервые в истории вышел за пределы земного притяжения на 'Аполлоне-8',
который десять раз облетел вокруг Луны, прежде чем вернуться домой. Но
на четвертом витке капсула развернулась, и впервые через иллюминаторы
стало видно Землю. Билл Андерс, один из астронавтов на борту
'Аполлона-8', бросился за камерой, и ему удалось сделать снимок, на
котором Земля восходит над горизонтом Луны. Земля впервые была
сфотографирована со столь удаленной точки, и этот снимок вскоре стал
известен как 'Восход Земли' ('Earthrise'). Андерс позже скажет, что его
навсегда изменил момент, когда он увидел наш мир - эту бледно-голубую
сферу - без границ, без разделенности. Он был таким безмятежным, таким
прекрасным - и в то же время таким одиноким. 'Мы прошли весь этот путь,
чтобы исследовать Луну', - сказал он, - 'но самым важным было то, что
мы открыли Землю'. Любопытно, что и этот снимок не минула борьба за
право называться его автором, причем претендентом выступал сам командир
корабля 'Аполлона-8' Фрэнк Борман (Frank Borman), тоже снимавший земной
шар бок о бок с Андерсом. Позже выяснилось, что в тот момент на
окололунной орбите были сделаны три подобных снимка. Первым сделал черно-белый
снимок именно Борман, а мгновение позже - Андерс сделал два цветных,
одному из которых было суждено стать самой выразительной фотографией
Земли из космоса. И именно он стоит у источников современной системы
экологического мониторинга нашей планеты из околоземного пространства
(источники 1, 2, 3, 4).
19) 20 июля 1969 года пилотируемый космический корабль 'Аполлон-11' впервые доставил людей на поверхность другого космического тела - Луны. В лунном модуле находились двое американцев - командир Нил Армстронг (Neil Armstrong) и пилот Эдвин Олдрин (Edwin Aldrin). Лунный модуль прилунился в Море Спокойствия и в момент посадки Армстронг передал: 'Хьюстон, говорит База Спокойствия. 'Орёл' сел'. Чарльз Дьюк из Хьюстона ответил: 'Понял вас, Спокойствие. Вы прилунились. Мы тут все посинели. Теперь мы снова дышим. Спасибо огромное!' Внешняя бортовая камера, установленная на лунном модуле, обеспечила прямую трансляцию выхода Армстронга на лунную поверхность и 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу Армстронг первым из землян ступил на Луну, а через пятнадцать минут к нему присоединился и Олдрин. Фотокамеры астронавтов были укреплены на скафандрах и не были снабжены автоспуском, что непозволило им сняться вместе. Выход был найден, когда Олдрин замер перед Армстронгом, предоставив тому возможность сфотографировать собственное отражение в позолоченном фильтре шлема. Так что, вопреки распространённому заблуждению на фотографии выше запечатлён не первый, а второй человек на Луне. Там же хорошо видны и следы обоих астронавтов на поверхности Луны, но более известен этот снимок отпечатка космического ботинка Билла Олдрина (источники 1, 2).
20) В середине 1969 года The Beatles записали свой последний совместный альбом, который назывался 'Abbey Road'. Многие считают его лучшим альбомом знаменитой четверки. Рабочее название альбома было 'Эверест'; предполагалось даже, что для фотографии на обложку группа должна будет поехать в Гималаи. Но на то не было ни времени, ни желания. Когда их спросили, где они хотят сфотографироваться, Пол Маккартни ответил: 'Почему бы не сделать это на обычной улице'. Он быстро накидал черновик будущей обложки на листе бумаги. Тем временем Джон Леннон и Йоко Оно договорились со своим другом, 30-летним английским фотографом Иеном МакМилланом. Иен получил эскиз Маккартни за пару дней до съёмок и в верхнем углу добавил свой набросок будущей фотографии. Как он вспоминал позже, автомобиль Volkswagen Beetle с номерным знаком 'LMW 281F' попал в кадр случайно: 'Он там уже стоял. Похоже, что кто-то просто оставил его на выходные. Совершенно посторонний человек, не имеющий никакого отношения к The Beatles. Полицейский попытался убрать его для нас, но не смог'. Знаменитая фотография была сделана 8 августа 1969 года около половины двенадцатого. 'Помню, мы наняли полицейского, чтобы он остановил движение, пока я забирался на стремянку и фотографировал', - вспоминал Иен МакМиллан, - 'Я сделал пару фотографий The Beatles переходящих улицу в одном направлении. Потом мы пропустили скопившиеся машины и они пошли в другую сторону - я сделал еще несколько снимков. В конечном итоге я выбрал пятый снимок из шести. Это был единственный кадр, на котором ноги у всех четырех были в форме перевернутой буквы 'V' - к этому я и стремился'. Эта фотография стала самой популярной в музыкальном мире. Благодаря ей пешеходная зебра напротив студии вскоре стала местом паломничества фанатов Beatles со всего света. Увы, но переход этот больше не находится в том же месте, где он был в 1969 году, а 'переехал' чуть восточнее и так выглядит в наши дни (источники 1, 2, 3)
21) Фотоматериалы ядерных испытании 'Encelade' (440 килотонн), осуществлённые 12 июня 1971 года французскими ВС на атолле Муруроа в Тихом океане можно отнести к одним из самых зрелищных буде такое определение вообще применимо к атомной тематике. Детонация тестового заряда была произведена под воздушным шаром на высоте 440 метров. 'Encelade' был базовым испытанием стратегической ракеты с разделяющимися боеголовками MR-41, которая вскоре и была принята на вооружение французских ВС. Спустя лишь 10 минут после взрыва атомный 'гриб' достиг высоты 16.5 км. Два самолета отбирали пробы воздуха окружающего в нижней части ядерного облака (вероятно, с одного из них и был сделан этот кадр) и еще 10 ракет были запущены непосредственно в 'шляпку' гриба для сбора газообразных и твердых частиц. По понятным причинам авторство этого снимка нам установить не удалось (источник).
22) Эта фотография - портрет Гули Шарбат из этнического племени пуштунов. Во время войны в Афганистане 1979-1989 г.г. она была вынуждена покинуть свой дом и бежать в лагерь беженцев в Пакистане, где была сфотографирована журналистом Стивом МакКарри. Летом 1985 года портрет Гули был размещён на обложке журнала National Geographic, получил мировое признание и со временем стал символом страданий афганских женщин и детей. Девочке в то время было около 12 лет, но имя её оставалось неизвестным на протяжении последующих 17 лет. И лишь в 2002 году в одном из удалённых районов Афганистана команде National Geographic удалось наконец разыскать и однозначно идентифецировать (по рисунку зрачков) повзрослевшую Гулю Шарбат. Она живо вспомнила как её фотографировал МакКарри: то был первый и единственный раз в её жизни. Всё это время известность и символический характер её портрета оставались совершенно ей неизвестными (источник).
23) В отличие от героя фото № 22 судьба и имя этого человека более получаса в одиночку сдерживавшего колонну китайских танков при подавлении волнений на площади Тяньаньмэнь доподлинно неизвестны. Джефф Вайденер из Ассошиэйтед Пресс снял эту сцену 5 июня 1989 г. с шестого этажа отеля `Пекин` где он был вынужден находиться из-за ранения и обострившегося гриппа. По прямой до танков было более 800 метров и ему пришлось задействовать 400мм объектив. Ту же сцену отсняло ещё несколько его коллег, но на следующий день именно эту фотография Джеффа Вайденера, олицетворяющую протест и смелость одиночки перед жестокостью государственной машины, опубликовали почти все ведущие мировые СМИ (источник).
Источник: ЖЖ ruguru
Великолепно, спасибо! Жаль есть не все фотографии (описаний больше, чем фото).