Статья добавлена 10 марта 2009, в вторник, в 11:59. С того момента...
2726 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Кризис и дети: прививка от иллюзий
Кризис ударил по всем без исключения, и молодых родителей он зацепил прежде всего: об этом свидетельствуют хотя бы их массовые обращения к рекламодателям с просьбами пожалеть впечатлительную детскую психику и родительские кошельки.
Однако заслонять детям глаза на рекламу конфет и игрушек и проводить их бегом мимо витрины магазинов - это совсем не наилучший и не единый выход из ситуации. Ведь из кризиса можно еще попробовать вытянуть пользу для детского воспитания...
Злободневный провокационный ролик сняли американцы. Молодые родители собирают детей на семейное совещание, показывают им диаграммы и графики: вот к чему кризис довел нашу семью! В этих условиях мы не можем иметь стольких детей. Дальше сюжет развивается в традициях черного юмора, а впрочем, по рецепту классиков: смех убивает страх. Такой семейный прагматизм пока что, к счастью, неприемлемый. В своем желании защитить детей от неприятностей взрослые иногда далеко заходят. Ориентация общественного сознания часто заставляет родителей скрывать от детей реальные трудности. Стремление освободить потомков от всех жизненных забот, «создать» счастливое детство кроет в себе опасность формирования потребительской философии. Это не принесет счастья прежде всего самому ребенку. Сколько истосковавшихся людей, не способных на кре производительность, которые не умеют радоваться, ищут утехи в разных формах рискованного поведения? Не обманываем ли мы самых себя, когда говорим: это все ради детей? Возможно, нас просто не научили быть честными с самыми собой, не научили быть счастливыми?
Совсем не обсуждать с ребенком информации, которую она все одно так или иначе получает, не следует. Родители чаще всего считают, что потомок еще малый, что это не даст результатов, а возможно, просто не знают, в котором ключи вести разговор. Они опасаются, что отрицательные новости нанесут ущерб психике ребенка, заставят ее переживать. Однако замалчивание любой информации может вызвать у детей чувства неопределенности, тревожности и страха, не всегда осознанного ощущения, которое от нее скрывают что-то ужасное. Это касается любой проблемы. Такие психические состояния могут задерживаться на пути из подсознания, блокируя успешное чувственное и интеллектуальное развитие детей любого возраста, в том числе влиять на обучение. Чтобы удержаться на очень индивидуальной для каждой семьи грани, не инициировать страшных фантазий и вместе с тем не оставлять чадо в тревожном неведении, каждому из нас, взрослых, нужно найти правильный тон для честной, но оптимистичного разговора с детьми, продумать, что и как можно сказать сыну или дочурке в зависимости от возраста, характера. Не следует надеяться, что юный вундеркинд все знает из телевизора или Интернет. Но чаще всего в откровенном разговоре с детьми о настоящих или гипотетические семейные трудности и ограничение оказывается и другая крайность. Можно напугать ребенка. Девочка постоянно рисует пустой обеденный стол. В разговоре с психологом выясняется, что у нее развивается фобия: остаться без пищи. А тем временем ее семья - со средним достатком, реального дефицита продуктов некогда не ощущала. Оказывается, чтобы воспитать чувство ответственности, родители обсуждали с легко навеваемым ребенком крайние ситуации.
Кстати, частую фиксацию на теме пищи психоаналитики отмечают в украинских народных сказках. Есть гипотеза и о засеченном в генах наций страх голода. Так вот осторожнее с примерами, лишь бы не оказать содействие как минимум невротической обжорливости или будто бы противоположной, а на самом деле родственной проблеме - распространенной сегодня анорексии. Пища - одна из физиологических потребностей организма человека, и не следует наделять ее дополнительными символами и значениями.
Итак, кризис во всех на устах. Главные новости, наверное, уже не в телевизоре и газетах, а в собственном кармане и холодильнике. Срабатывают психологические факторы в экономике. Нарастает тревога за завтрашний день, поддерживаемая разными средствами массовых коммуникаций. И сильнейшая она в тех, у кого еще не взрослые дети: сможем ли поставить на ноги, дать достойное воспитание и образование? Оказывается, обсуждение кризиса - популярная ныне тема детских и подростковых разговоров. Юношеский максимализм диктует и прогнозы, и варианты преодоления, и тревожные детали экономических трудностей. Одно слово - те же таки обожнювані детьми страшилки. Но, в отличие от киношных, ужасы реальной жизни больше возбуждают интерес и фантазию. Было бы до чего прибавить бушующее воображение... Сценарии кризиса не повторяют залосненных голливудских сюжетов. Ядерная зима, нашествие зомби, угроза падения метеорита или большое наводнение в Нью-Йорку блекнут перед экономическими проблемами и перспективами, которые задевают каждую семью. Новизна переживаний также может оказаться привлекательной.
От кризиса может быть... ...даже очень большая польза. Повышается интерес к экономическим знаниям. Вместо бездумно терять время, подростки и юноши задумаются о жизни, работать пойдут, лишь бы помочь родителям. Меня всегда приводит в негодование, которое в зажиточных странах много детей подделывают, а в бедных - ни. Классическая педагогика некогда не возражала оплачиваемой детской работы как одного из факторов успешного развития личности.
Бережливость считается добродетелью во всем мире. Она чудесно объединяется с размахом в делах, щедростью, добротой и благодетельностью, граничит с деловитостью и организованностью. Энергосбережение - тема номер один в мировой экономике. Объясняя ребребенку любого возраста основы экономических знаний, мы помогаем ей в будущем с наименьшими расходами достичь наибольших результатов. Говорить ребенку правду о том, как устроенная жизнь, - один из обязанностей родителей.
Итак, кризис - страшилка, кризис - новое переживание, кризис - привод узнать о строении мирового экономического порядка. Которыми есть чувства и мысли именно вашего ребенка? Дети устроены так, что умеют быть счастливыми независимо от жизненных обстоятельств. В этом они могут стать нашими учителями «в дне тревог».
Источник: Взгляд на рекламу
Cтатей на эту тему пока нет.