




Статья добавлена 30 января 2009, в пятницу, в 12:48. С того момента...
2194 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Ошибка в выборе профессии

Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимаются порой молодым человеком как жизненная катастрофа.
Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимаются порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя «несостоявшейся» личностью. На диспуте «Кем быть?», проходившем в одной из ленинградских школ, выступил десятиклассник Андрей С. «Вот вы советуете, прежде чем выбрать профессию на всю жизнь, попробовать, сможешь ли ты в этой области работать. Я, к примеру, хочу стать хирургом. Разве мне позволят сделать сейчас операцию?» Конечно, не позволят. А вот санитаром поработать в больнице разрешат.
Несколько лет назад социолог В. В. Водзинская изучала жизненные планы выпускников средних школ Ленинграда и области. Большинство ребят - почти 83 процента - планировали продолжать учебу. Через полтора года В. В. Водзинская вновь беседовала с некоторыми из них. Оказалось, что многие учатся или собираются учиться не в тех вузах, куда хотели идти ранее. «После окончания школы,- рассказывает, например, Наташа Н.,- я подала документы в электротехнический институт, но не прошла по конкурсу. Устроилась лаборанткой в хлебопекарню. Не понравилось. Потом работала на заводе крановщицей, а через год попробовала снова поступить в вуз. Сдавала в технологический, но мне снова не повезло. Сейчас работаю - это моя профессия по производственному обучению в школе. Конечно, работаю временно. В общем, никуда не попала. Пойду на подготовительные в педагогический». И не дай бог, как говорится, если попадет. В школу через несколько лет придет еще одна Светлана Михайловна, персонаж из кинофильма «Доживем до понедельника», которая будет с отвращением дожидаться понедельника, так как в этот день ей снова придется «встречаться» с нелюбимой профессией, с нелюбимыми ребятами...
Народная артистка Валентина Леонтьева рассказывала: «Был у нас недавно конкурс на место диктора телевидения в женскую группу. Пришло много так называемых интеллигентных девушек, едва ли не большинство - учителя начальных классов. Как убог их словарь, как беден интеллект!.. Я спрашиваю их: «Почему вы решили бросить профессию учителя и пойти в дикторы?» Знаете, что они отвечали (каждая, разумеется, порознь)? - «Я не люблю детей!» Значит, они куда-то не поступили и пошли в педагогический вуз - с нелюбовью. И, не пройдя телевизионный конкурс, они вернулись в школу - к ненавистным им детям... чтобы бездушно воспитывать участ-ников будущих «семейных драм»...». На неправильный выбор профессии довольно часто оказывают влияние и так называемые «предрассудки чести». Некоторые профессии и занятия рассматриваются молодыми людьми как «недостойные», «неприличные». Например, девушка считает вполне приличным после окончания школы быть в канцелярии курьером, но не хочет работать в магазине или в цехе, хотя работа эта более содержательная, лучше оплачивается да и возможностей для дальнейшего роста значительно больше. В школе и дома ребятам часто говорят: «Будешь хорошо учиться - перед тобой откроются все дороги. Выбирай любую профессию!» Все это, конечно, так. Но дело в том, что мы пока еще не в состоянии обеспечить всех творческим трудом. У нас существует и еще долго будет существовать ряд профессий, которые не являются творческими и увлекательными, однако они общественно необходимы. К тому же любой вид деятельности содержит в себе массу так называемых «подготовительных» компонентов. Например, балерина несколько часов в день посвящает упражнениям, связанным с отработкой техники танца, педагог - ежедневной проверке тетрадей и т. д.
Научно-исследовательская работа складывается из процессов, отнюдь не равнозначных по наличию творческих задач. Здесь сбор и анализ фактов, обоснование выводов, проверка их на практике, оформление полученных результатов и т. д. Подсчитано, что на одну часть творческой работы приходится шесть - девять частей нетворческих.
Изменение технической основы современного производства, научная организация труда, безусловно, преобразуют характер трудовых процессов, облегчая их, делая все более содержательными, а значит, и привлекательными для человека. Однако, как бы ни изменялся характер труда в будущем, от человека всегда потребуется напряжение сил, готовность подчинять свои желания интересам дела, способность выполнять любую работу. К сожалению, многие молодые люди при выборе профессии забывают об этом.
«Я хочу выбрать такую профессию, чтобы каждый день стал для меня праздником»,- пишет в сочинении одна десятиклассница.
Ну, что же, стремление закономерное. Но хотелось бы сказать автору сочинения, что «праздничность» профессии будет прежде всего во многом зависеть от ее отношения к делу. И потом, праздников не бывает без будней, без будничной кропотливой работы, включающей в себя, как мы уже отмечали, творческие и нетворческие компоненты. Не секрет также, что люди не похожи друг на друга по своим личным качествам: одни легко справляются с однообразной и монотонной работой, другие в этих же условиях через час-другой начинают уставать, у одних работа спорится, у других буквально валится из рук. И в то же время в процессе трудовой деятельности к этим разным людям предъявляются чаще всего одинаковые требования.
Источник: Кто ты? Ведь уже не ребенок
Cтатей на эту тему пока нет.