Статья добавлена 25 января 2010, в понедельник, в 21:28. С того момента...
2979 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Роль контейнирования в процессе формирования личности
Идентификация* – это начало и конец. Построение личности начинается с идентификации.
Что это означает? Ребёнок приходит абсолютно пустым в личностном плане. Это просто форма. Идентификацию ребёнку даёт мать, причём одну - единственную из тысяч возможных. Я не говорю об уникальности, я говорю об универсальных аспектах формирования человека, как социумной единицы. Мать - это земля для ребёнка. Он кормится ею, ею защищается ею, укрывается ею от холода.... Ребёнок живёт сначала на матери - на её руках. Мать баюкает его, согревает теплом. Затем мать позволяет топтаться по себе, бить, кусать (проявлять агрессию), прыгать, доводить до изнеможения..... Мать терпит. Она контейнирует своим телом буйство растущего ребёнка.
Затем ребёнок начинает познавать эмоции. Мать слушает, называет чувства, обучает обращаться с бурей незнакомых, порой захлёстывающих эмоций. Так же, как и первые движения, эмоциональные порывы ребёнка хаотичны, неорганизованны, неструктурированны, не освоены, не присвоены - не контролируемы. Мать, как бы, вмещает, позволяет ребёнку размещать в себе его бурю чувств. Благодаря матери, её терпению, тому, что она предоставляет себя в распоряжение ребёнка - сначала физически, а затем и психологически - ребёнок сначала научается не бояться «бурь» (вслед за матерью, мама, ведь , не пугается), а затем присваивает себе функцию контейнирования - то есть научается переживать свою собственную двигательную (физическую и эмоциональную) активность, как неопасную, нормальную, контролируемую, приятную (удовольствие), дающую полноту жизни.
Если мать, в силу собственной незрелости, не может обеспечить ребёнку «контейнирование», то ребёнок останавливается на стадии страха - он, как бы, замирает физически и эмоционально.
То есть он не сможет стать контейнером самому себе, для своей активности. Мать, сама того не желая, остановит его на этой стадии. В будущем этот ребёнок будет невыносливым в эмоциональном плане слишком чувствительным, например, он будет физически «разваливаться» от переживания собственных(или чужих) сильных эмоций, в точности повторяя то, что происходило с его матерью, или стараться вообще не допускать эмоциональных всплесков (мать была в депрессии, эмоционально отчуждённой, «разваливалась» от эмоций ребёнка, гасила его эмоциональную активность) вплоть до алекситимии. В физическом смысле он (ребёнок) будет невыносливым (не работоспособным, будет «разваливаться» от физических нагрузок ) - он не сможет «трепать» своё тело, так как не смог «трепать» тело матери (мать болела, например, быстро уставала, редко брала на руки).
Негры очень выносливы, возможно, потому что матери носят своих детей достаточно долго на себе, их культура и бытовые условия таковы - у них нет современных колясок, в которых можно возить детей и в пустыне нет дорог.
То есть, если мать не может контейнировать, то ребёнок замирает - он не «треплет» её тело и её эмоции. Он вырастает аккуратным, сдержанным, удобным для других. Он аккуратен и экономен со своими вещами, он их бережёт, они (вещи) не могут вынести больших нагрузок, неаккуратного с ними обращения, они разрушатся (мама ведь одна, другой не будет, надо аккуратнее). Тогда ситуация становится такова, что не вещь существует для ребёнка, а ребёнок для вещи. Не земля для ребёнка, а ребёнок для земли. Значимые отношения не для человека, для каких-то его целей, а человек для значимых отношений, то есть не мать существует для ребёнка, а ребёнок для матери. Значимые отношения - сверхценность, а не сам человек. Не мир для ребёнка, а он для мира. Не жизнь для ребёнка, а он для жизни. Не тело ребёнка для жизни, активности, достижений, а сам ребёнок - для поддержания и сохранения жизни в своём теле (в маме). Следовательно - не переутомляться, побольше отдыхать, побольше лежать, аккуратно с собой, как с хрустальной вазой (как с хрупкой мамой, которую нужно беречь).
А вся активность, вся агрессия разворачивается на себя - человек постоянно что-то делает, но только с собой (болеет, например, интенсивно лечится), потому что мир (жизнь, тело, мама) хрупок и о нём нужно постоянно заботиться, как , минимум, не докучать собой. Но, в итоге, такой человек всё-таки докучает себе и миру своими бесконечными болезнями, «треплет» своих близких, то есть, в результате, разрушает своей активностью не маму, а себя, в чём повторяет в точности то, что делала мама.
Идентификация - это начало и конец.
*Идентификация - это присвоение или то, что называется «делать себя с кого-то»
Источник: Ирина Ситникова - гештальт-терапевт, профессиональный психолог