Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 17 марта 2011, в четверг, в 18:58. С того момента...

8094
просмотра
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Попаданцы

Автор: Artem
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Попаданцы — литературный прием, затасканный усилиями НФ- и фентези-графоманов. Означает одного или группу персонажей художественного произведения, попавших неизвестно куда. Само попадание характеризуется внезапностью, способ попадания науке неизвесте

Кто такие попаданцы?

 Есть мнение, что у молодых талантливых авторов совсем плохо с фантазией, а написать что-то хочется. По их мнению, попаданец автоматически порождает нетривиальный сюжет, экзотический антураж и много какого интересного персонажа. Как-то так. 

 Но разгадка проще. Основной вал графомании характеризуется единственной мыслью «Эх, я бы им!». 

 Большинство попаданцев одновременно является Мэри Сью, особенно в фентезийной литературе. Графоманы-эскаписты, разочаровавшиеся в «этой поганой реальности с говном на улицах», все еще хотят быть Д'Артаньянами, пусть даже не в своём времени-пространстве. Мечтают об этом и такие же читатели. Счастливые истории об успехе в параллельных мирах - как глоток воздуха и озвучение несбыточной мечты сих несчастных. Авторы повышают ЧСВ во время творческого процесса и фапа на тиражи, публика - соответственно, при употреблении конечной продукции. Кто-то понял, что это - неиссякаемый источник гешефта. В итоге, есть целые издательства, занимающиеся почти только мэрисьюшными попаданцами - например, печально известная «Армада». Алсо, от писак-неудачников, годами не публикуемых, можно наслушаться ужасных историй, где их ставили перед выбором - GTFO или штампование глупых эскапистских поделок. Несмотря на серьезные основания не доверять этим байкам, в каждой шутке есть доля правды - попаданские Мэри Сью вот уже несколько десятилетий являются издательским хлебом. 

 Если смотреть на тему шире, попаданство - логичный и вполне закономерный прием, чтобы ознакомить читателей с непривычным для них сводом правил альтернативного мира. Главный герой, также как и публика, сперва ничего не понимает и входит в курс дела постепенно, с разжевыванием всех непоняток. Например, сюда можно отнести многие фантастические произведения поджанра «контакт». Весь цимес в том, что физически трудно написать по-другому, в ряде случаев такого штампа избежать не удается, хоть сейчас это и выглядит «искусственным» ходом. 

 В настоящее время попаданчество чуть более, чем полностью состоит из макулатуры, авторы которой фапают на некий технический девайс и сюжеты, в общем виде, сводятся к схеме: предки были тупые, представитель современного офисного планктона, знающий жизнь из интернетов, умнее их, и, попав в прошлое и внедрив там автомат под промежуточный патрон, танк, атомную бомбу или космический корабль (вписать недостающее) способен в кратчайшие сроки построить Галактическую империю мизинцем левой руки. Если автор при этом не учитывает реальный уровень развития эпохи, это свидетельствует о тупости автора. Смысл жизни сабжа 

 

Типичный попаданец в своей карьере преследует следующие цели:

Выжить;

Разобраться, куда попал;

Внедриться в общество, заняв там место повыше;

Получить побольше лулзов от процесса;

Вернуться домой (если на предыдущих этапах достигнут успех, этот пункт откладывается, а то вовсе игнорируется).

После возвращения нередко стремление к повторному попаданию - попаданец или уже немало достиг там, или просто было весело, а тут он по-прежнему унылый офисный планктон. Вероятность появления сиквела повышается, если гонорар у автора уже на исходе, а новый сюжет никак не придумывается. Виды попаданцев

 

Попаданцы делятся на следующие категории: Попаданцы в прошлое

 

Характерный пример

 

Впервые эту категорию придумал ещё аж Марк Твен в своей пародийной книге «Янки из Коннектикута при дворе Короля Артура». Данную категорию попаданцев в основном форсят два вида пейсателей:

Историки, внезапно обнаружившие, что исторические романы современному читателю малоинтересны, но книгу про попаданца в Древнем Риме ещё можно спихнуть. Книги характеризуются повышенной исторической достоверностью (исключая факт наличия в них попаданцев), уход истории в альтернативку встречается редко.

Поциенты, страдающие КНОР-синдромом в терминальной стадии и переигравшие в цивилизацию. Их попаданцы сразу пробиваются в высшие эшелоны власти, занимаются прогрессорством, проводя внедрение всякого хайтека в средневековье и выводя Россию в мировые лидеры в краткие сроки. Данная категория книг детектирует политические взгляды автора со стопроцентной точностью.

 

Следует различать попаданцев и путешественников во времени. Путешественники перемещаются во времени осознанно, управляемо и целенаправленно, а также имеют возможность вернуться домой в любой или почти любой момент. Так, Алиса Селезнева, Микуру Асахина, Доктор Кто и герои трилогии «Назад в будущее» попаданцами не являются[2], тогда как Фрай из Футурамы- типичный попаданец.

 В то же время путешественник, у которого внезапно заглючила машина времени, имеет все шансы пополнить собой ряды попаданцев. Попаданцы неизвестно куда 

 Самых первых авторов графоманами обычно не считают, вместо этого они называются «классики жанра». Такие авторы отметились как правило сильно замаскированными сюжетами, однако их всё равно выдают принцессы, королевства и обязательное потрясание суперфаллическими острозаточенными режущеколющими предметами (как правило хранящимися на полках будущего под табличкой «Супероружие. Осторожно, ггорш!»), а также мышление далеких потомков на уровне закованного в латы феодального рыцарства. 

 Началось всё с классического попаданца в чужое тело - Джона Гордона из двукнижия Эдмонда Гамильтона «Звёздные Короли» и «Возвращение к звёздам». Он же одновременно и пападанец в будущее, так как чужое тело находится сильно там (тысячелетий так двести спустя), где он сразу занимает уже готовенькое тепленькое местечко, с неимоверно умной, да ещё и красивой, принцессой в придачу (причём обязательно нелюбимой оригинальным владельцем тела, по жизни предпочитающим киберсекс). Особенностями являются: 

Особо буйная фантазия автора, которому тесно среди просто звёзд, и у него далее везде галактический размах.

Публикация двукнижия ещё в той стране, через что оно стало иконой последовавших графоманов жанра.

Обязательное наличие всех признаков: королевства, фаллических символов в виде конических излучателей на звездолётах (буйной фантазии автора мало супер-острых мечей), а также присутствие на галактических звездолётах особо развитых представителей будущего с интеллектом средневекового рыцаря, коих попаданец разделывает в пух и прах, потрясая своей харизмой на глазах у принцессы.

 Самое распиаренное - джедайство (которое признано официально после того, как несколько сотен тысяч больных ФГМ последователей[3] написало «джедай» в графе «религия» в паспорте). Если кто-то сомневается, то вспомните, как всё начиналось и заканчивалось для типичного попаданца неизвестно куда Люка Скайуокера на далекой-далекой забытой Империей планете Татуин... Имеются все признаки, считая принцесс, королевства, просто мечи и супер-мечи, которые разносят целые планеты. Сюжет ещё и имеет осложнения ФГМ в виде стремления устанавливать демократию по всей галактике и типичными для устанавливальщиков бедными повстанцами. 

 Не избежал темпоральных петель и экзобиолог Гарри Гаррисон, с оригинальным сюжетом про попаданцев-крыс. 

 Своё особое место в жанре сумел занять также небезызвестный SVL: его попаданец в будущее, но неизвестно куда (однако с вездесущей принцессой и королевством в придачу) из серии «Лорд с планеты Земля» попадает в сильно запутанный темпорально-космический сюжет (который, надо признать, хорош, так как всё же оригинален). 

 Те же острозаточенные предметы и тот же жанр прослеживаются в цикле «Звёзды - холодные игрушки» и других произведениях SVL-а, что позволяет его отнести к классику русского переоткрытия жанра. 

 Один из редких честных авторов, которые сильно не скрывали желания просто пографоманствовать - Петр Воробьев с «Наблой квадрат», которая написана и читается исключительно как злобный стёб по теме. 

 Жанр фентези посвящен попаданцам чуть более, чем наполовину и состоит из графомании на 95 %. Сюжет типового опуса вкратце выглядит так: 

 Типичный попаданец - обычный менеджер из офиса - попадает в фентези-мир. Так как автор обычно понимает, что сия офисная криведка там нужна и полезна чуть менее, чем здесь, главный герой получает суперспособности - в отличие от этого мира там он владеет уникальными заклинаниями, является единственным повелителем могучего артефакта, героем, приход которого предсказан пророками. Ну, или на худой конец он может плеваться ядовитой слюной. Как вариант, над жителями серого магического средневековья его возносят знания и интеллект жителя 21-го века. Знания матана и атомной физики на уровне восьми классов и жава-программирования позволит разобраться в самых сложных заклинаниях и вознести его над быдлом. 

 Так как офисный планктон может оказаться не понятым широкому кругу потенциальных читателей, специально для них выпускаются адаптированные произведения, где роль засланца играет Правильный Пацан, или Капитан ВДВ. Примером может служить цикл «Сварог» от творческого коллектива Александра Бушкова и компьютерных обезьянок. 

 В любом случае начинающий попаданец быстро прокачивает скиллы рубки мяса мечом, катания на лошади попой, а порой и кидания фаерболов руками (если скиллы уже имелись - радуется возможности реализовать свои наклонности там, где за это ничего не будет), после чего выходит на тропу войны. Уничтожает орков, гоблинов, бухает с эльфами, гномами, спасает принцесс и бьет морду Черному Властелину. Или бухает с орками и гоблинами, режет эльфов и гномов - если автор большой оригинал. Наиболее характерный пример - многосерийная высер-эпопея Орловского «Ричард Длинные Руки», или «Не время для драконов» Лукьяненко и Перумова. 

 Отдельный случай - попадает с автоматом Калашникова, после чего несет свет прогресса отсталым народам попутно извлекая лулзы. Как пример можно привести фильм «Армия тьмы» ака винрарный Evil Dead 3 или аниме «w:Те, кто охотятся на эльфов». 

 Также в эту категорию можно отнести попаданцев в древнюю Русь, потому как без волхвов, кикимор и русалок обходится очень редкий автор. 

 В качестве годных примеров этого жанра можно привести трилогию Щеглова «Часовой Армагеддона» и далее, а также Еховский цикл Фрая. 

 Существует ещё один подтип попаданца в фэнтези: герой, попадающий из одного фэнтезийного мира в другой - в частности, Фесс из серии Перумова «Хранитель мечей» и Апион Грант из книг Ильи Гутмана «Сталь и Пламя» и «Наследник Звёзд». Этот приём создан для того, чтобы объединить книги о разных мирах в одну серию. Попаданцы в параллельные миры 

 

На 95 % тождественно попаданцам в фентези, исключая магию. Впрочем, иногда встречаются хорошие, годные альтернативно-исторические миры с довольно интересным сюжетом. Например, теме такого попаданчества посвящена винрарная игра Another world и не менее винрарный сериал «Скользящие». Обратные попаданцы

 

 

Ещё вариант сюжета с попаданцами - проникновение чужака (инопланетянина, рыцаря из прошлого, неудачника из будущего и тому подобных) к нам - на нашу планету и в наше время, с неизбежным офигеванием от здешнего быта. В силу того, что 95 % фисателей-пантастов страдают наслаждаются эскапизмом в терминальной стадии, сюжет не очень распространен - для него необходима какая-никакая любовь к реальности. Из примеров можно вспомнить Форда Префекта, сериал «Сослан на планету Земля», который ещё в девяностых демонстрировали российским школьникам, ответвление от этого вашего Доктора «Торчвуд», французский фильм «Пришельцы», американская мылодрама «Кейт и Лео», ну и разумеется классика - «Чернокнижник» и «Терминатор-1». Отдельного упоминания заслуживает винрарный "Анахрон" за авторством неких В. Беньковского и Е. Хаецкой, в коем повествуется о семье вандалов (не тех, которые ссут в лифтах и рисуют хуи на памятниках в честь победы в ВОВ, а настоящих, из IV века н.э.), попавших в Питер середины девяностых.

 

К обратным попаданцам также можно отнести сюжет, по которому наша реальность - не что иное, как мир, созданный искусственно попаданцем из иной реальности. Вне категорий

 

 

Произведение Курта Воннегута «Бойня номер пять, или крестовый поход детей» задумывалось как его мемуары о пребывании на Второй Мировой. Но в эти депрессивные хроники ярким вихрем врываются инопланетяне, похищающие главного героя и учащие его видеть в четырех измерениях - «мотать» время в обе стороны. И да, это на фоне вполне реалистичных воспоминаний о пребывании в концлагере. Из этого произведения Миша подхватил фразу «Такие дела».

 

В "Киборг и Чародеи" Уотта-Эванса попаданцем в фэнтези мир оказывается боевой киборг с разведывательного звездолёта. Ничто не ново в этом мире

 

 

В силу того, что попаданческая фабула крайне проста в изготовлении, сегодня она является синонимом графомании, но в былые времена было написано много, очень много винрарнейших произведений, целиком подпадающих под данную статью. Сфероклассической попаданкой является кэрролловская Алиса (причём, аж два раза), которая фактически олицетворяет данный жанр. Попаданчество характерно для многих средневековых сюжетов - как народных, так и литературных. Если копнуть совсем глубоко, можно заметить, что попаданцем в значительной мере является гомеровский Одиссей. Разумеется, это не ахти какое оправдание для юных графоманов, но с другой стороны панический страх литературных шаблонов является другой крайностью, и тоже присущ многим молодым пейсателям, забывающим основную истину: важна не форма, а качество.

Источник: Электронный путеводитель по книгам мира попаданцев и попаданок

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: