Статья добавлена 4 октября 2011, в вторник, в 15:08. С того момента...
2914 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
История создания Конструкторского бюро Института электросвар
История создания и деятельности Конструкторского бюро Института электросварки им.Е.О.Патона на протяжении 1959-2011 г.г. - это история развития электросварки у нас в стране и в мире.
Для деятельности Института электросварки им. Е. О. Патона характерна верность традициям, заложенным академиком Евгением Оскаровичем Патоном при его создании, - тесная связь с практикой, производством, готовность решать любые задачи, выдвигаемые народным хозяйством, настойчивость в достижении цели, гибкость и мобильность. Для успешного решения двух главных проблем предвоенного периода - создания надежных сварных конструкций и механизации дуговой электросварки - Е. О. Патон предусмотрел не имевшую в те годы аналогов структуру института по схеме: «лаборатория - конструкторское бюро - опытное производство».
Эта идея полностью себя оправдала во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Именно тогда конструкторами института впервые в мировой практике были созданы сварочные аппараты САГ-4, УСЛ-2, сварочный трактор ТС-6 и установки для сварки узлов танка Т-34, артиллерийского вооружения, корпусов авиабомб, реактивных снарядов и другой военной техники. Все это позволило реализовать технологию скоростной дуговой автоматической сварки под флюсом.
Для решения задач, связанных с восстановлением народного хозяйства, необходимо было разработать как универсальное, пригодное для сварки большой номенклатуры изделий, так и специализированное сборочно-сварочное оборудование для оснащения крупносерийных и массовых сварочных производств. Были разработаны специализированные тракторы ТС-11, ТС-12, ТС-13 для сварки стыковых швов полотнищ с разделкой и без разделки кромок и сварки «в лодочку», а в 1947 г. создан универсальный малогабаритный аппарат для сварки под флюсом стыковых и угловых швов с самокопированием - трактор ТС-17, который явился основой для универсального двудугового сварочного трактора ДТС-23, трактора ТС-32 для сварки под флюсом толстолистовых конструкций с формированием обратной стороны шва и последующих моделей этого оборудования.
Эти же годы коллектив конструкторов ИЭС создал однодуговой аппарат АБС для сварки под флюсом с постоянной скоростью подачи электродной проволоки. Аппарат АБС выпускался в самоходном и стационарном вариантах исполнения, опыт его эксплуатации послужил основой для последующих модификаций на базе узлов АБС аппаратов: А639 - для двудуговой сварки, АЗЗО - мощный двудуговой самоходный аппарат для сварки под флюсом полотнищ и газопроводных труб.
Эта аппаратура в сочетании с роликовыми и электромагнитными стендами, флюсовыми подушками, кантователями, манипуляторами, поворотными колоннами, велосипедными и глагольными тележками, а также другим вспомогательным оборудованием, разработанным в тот же период, использовалась в составе поточных линий, сварочных установок и станков. Одновременно разрабатывались переносные специализированные аппараты для сварки под флюсом А314 - в вертикальной плоскости листов толщиной до 55 мм и легкие портативные магнитошагающие аппараты А411, А501 для монтажной сварки вертикальных угловых швов.
К концу 50-х годов в народном хозяйстве страны эксплуатировалось более 10 тыс. аппаратов, разработанных конструкторами ИЭС, ВНИИЭСО г. Ленинград (с 1953 г.) и другими коллективами, что позволило успешно и широко внедрить процесс скоростной автоматической сварки под флюсом в строительство, машино- и судостроение, производство газопроводных труб и другие отрасли народного хозяйства. Одна из основных задач, сформулированных Е. О. Патоном в середине 30-х годов, была решена.
В то же время по мере восстановления промышленности и развития экономики страны производство нуждалось в принципиально новых способах сварки. Усилия ученых института сосредоточились па проведении фундаментальных исследований, имевших своей конечной целью создание новых технологий. Для ускорения внедрения в народное хозяйство научных разработок, укрепления связи ИЭС с промышленностью, создания необходимой аппаратуры и оборудования на базе конструкторского отдела, руководителем которого был выдающийся конструктор, соратник Е. О. Патона к.т.н. П. И. Севбо, в составе института электросварки им. Е. О. Патона в 1959 г. было организовано Опытно-конструкторское бюро. В октябре 1978 г. ОКБ реорганизовано в Опытное конструкторско-технологическое бюро (ОКТБ). Начальником ОКТБ был назначен опытный конструктор и ученый д.т.н. А. И. Чвертко, бессменно руководивший коллективом в течение 27 лет. Со времени организации и в последующие годы ОКТБ создает оборудование для различных механизированных способов сварки, отрабатывает технику и технологию сварки, а также внедряет в промышленность законченные научно-исследовательские разработки института. При этом особенностью деятельности ОКТБ является тесное творческое сотрудничество конструкторов ОКТБ с учеными и специалистами ИЭС, отраслевых институтов и ведущих предприятий, главное внимание уделяется вопросам комплексной механизации сварочного производства, созданию высокопроизводительных установок и поточных сборочно-сварочных линий.
Творческий вклад специалистов ОКТБ в развитие сварочной науки и отечественного сварочного производства оценен по достоинству. 26 работ, в которых наряду с учеными ИЭС принимали непосредственное участие сотрудники ОКТБ, награждены двумя Ленинскими премиями, восемью Госпремиями СССР, десятью Премиями Совета Министров СССР и шестью государственными Премиями Совета Министров УССР, 29 специалистов ОКТБ носят звания лауреата этих премий. Многие сотрудники ОКТБ удостоены других правительственных наград.
ОКТБ с момента образования - хозрасчетная организация. Тесное творческое сотрудничество связывало коллектив ОКТБ с инженерами и производственниками сотен ведущих предприятий бывшего СССР и других стран. Сайт ОКТБ: http://oktb-paton.org.ua/ Эл.адрес: oktb-paton@i.ua
Продолжение следует. Материалы взяты из журнала «Коллега», №1, 2007 г.
Источник: http://oktb-paton.org.ua