Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 15 апреля 2009, в среду, в 17:40. С того момента...

2037
просмотров
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Кто не кормит свою армию – будет кормить чужую

Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Есть мнение, что в ближайшие годы Россия сохранит лидирующие позиции в экспорте оружия. Об этом говорят и наши военные аналитики, и зарубежные.

Объём заказов «Рособоронэкспорта» на ближайшие годы превышает 25 млрд долларов. Об этом сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе предприятия в связи с открывшейся 14 апреля в бразильском городе Рио-де-Жанейро Международной латиноамериканской выставкой авиационных и оборонных систем ЛААД-2009. «Рособоронэкспорт» рассматривает своё участие в выставке как важнейшее мероприятие, направленное на дальнейшее развитие военно-технического сотрудничества /ВТС/ России со странами этого региона, - отметили в пресс-службе.

Есть мнение, что в ближайшие годы Россия сохранит лидирующие позиции в экспорте оружия. Об этом говорят и наши военные аналитики, и зарубежные. К примеру, исследовательская служба Конгресса США в своём недавнем докладе отмечала, что «Россия постоянно остаётся жёстким претендентом на лидерство по договорам о поставках оружия в развивающиеся страны, начиная с 1999 года». И действительно, с каждым годом портфель заказов растёт. Абсолютный рекорд в экспорте российских вооружений был поставлен в 2005 году - тогда объёмы поставок превысили 6 млрд. долларов. В 2007-м эта цифра перевалила уже за 7 млрд.

Немалую роль в этом сыграла Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству РФ. В системе межгосударственных отношений военно-техническое сотрудничество, связанное с поставкой или закупкой, а также с разработкой и производством продукции военного назначения, играет всё большую роль в международных отношениях. За последние семь лет в России создана достаточно эффективная вертикаль укрепления ВТС, важным элементом которой является Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству. Несмотря на столь короткий период существования, она уверенно демонстрирует свою жизнеспособность, о чём рассказывает ее руководитель Михаил Дмитриев.

Михаил Дмитриев: «В последние годы наша система военно-технического сотрудничества демонстрирует неплохую работу и приносит результаты. Фактически каждый год мы берем какие-то новые рубежи, выходим на новый уровень взаимодействия с нашими партнёрами. 2005 год, который упоминается американскими конгрессменами, мы завершили с результатом 6 миллиардов 126 миллионов долларов - самый высокий объём за последние годы. Естественно, основной объём работы и объём экспорта - 85% - приходился на государственного посредника, Рособороноэкспорт, что вполне естественно.
Одновременно я хотел бы отметить успешную работу и целого ряда других субъектов ВТС - их у нас сейчас 21 вместе с Росооборонэкспортом, и из них можно, прежде всего, выделить компании «Сухой», «РСК-МиГ» и «Салют», которые неплохо справляются с поставленными задачами.
Сейчас основной акцент мы делаем на обслуживание нашей техники за рубежом: создание сервисных и технических центров, совместных предприятий, которые занимаются этой проблематикой. Портфель заказов у нас был традиционно достаточно стабилен - на уровне 15-16 миллиардов долларов, и он всё время увеличивается: сейчас он достигает 23 миллиардов долларов, что уже сопоставимо с советскими временами. Это позволяет нам с оптимизмом смотреть на перспективу, и мы уверены, что эти важные для развития нашей экономики и оборонно-промышленного комплекса тенденции сохранятся на длительную перспективу.
Если говорить о нашей географии, то сейчас мы сотрудничаем с 82 странами - это достаточно много, и задача состоит как раз в том, чтобы основательно закрепиться на этих рынках и работать ещё более качественно и оперативно. Мы успешно работаем со всеми известными партнёрами, основными из которых по-прежнему остаются Китай и Индия, на их долю приходится более 70% всего объёма экспорта российских вооружений.
При этом одновременно у нас существенно активизировалась работа практически по всем регионам: Юго-Восточная и Южная Азия, Ближний Восток, Африка, Арабские страны, Латинская Америка. Если говорить о составляющих экспорта российского вооружения, то на первое место, в том же 2005 году, вышла военно-морская техника - 45% всего объёма экспорта. В следующем году мы доминировали по самолётам и вертолётам, так же, как это было и в 2004 году. Процент сотрудничества по системам ПВО тоже несколько увеличился и мы прогнозируем его дальнейший рост. С точки зрения выполнения Россией принятых на себя международных обязательств и соблюдения контрольных режимов, могу сказать, что у нас очень сложная, но эффективная система контроля, и поставить какое-то «левое» оружие на рынок практически невозможно. Ну и естественно, в дальнейшем Россия будет всегда соблюдать все взятые на себя международные обязательства, и мы никогда не выйдем за рамки контрольных режимов».

Не забыты в обширном перечне и наши соседи, обитающие на просторах бывшего союзного государства.

Михаил Дмитриев: «На постсоветском пространстве также намечаются позитивные изменения в плане взаимодействия в военно-технической сфере. Сейчас уже можно говорить, что на просторах ОДКБ заработал механизм льготных поставок. Мы получили сейчас много заявок, и можно говорить, что взаимодействие усилится. Что касается стран СНГ, то здесь мы действуем дифференцированно, в зависимости от развития двусторонних отношений».

Но межгосударственные отношения имеют довольно изменчивый характер, в чём мы не раз уже убеждались в последнее время. А вот для того, чтобы от них не зависеть и спать спокойно, требуется лишь одно - высокопрофессиональная, оснащённая новейшим оружием собственная армия. Однако она у нас пока находится на довольно скудном пайке: её техническое обновление осуществляется, можно сказать, «в год по чайной ложке». Вот мнение по этому поводу военного аналитика Владислава Шурыгина.

Владислав Шурыгин: «У нас не все отдают себе отчет, что на сегодняшний день мы являемся страной, которая обладает такой армией, которая, если бы у нас не было ядерного оружия, оставшегося в наследство от СССР, представляла бы из себя просто смешную, картонную, игрушечную армию. У нас сейчас на все вооруженные силы, если наберется 300-400 боевых летчиков первого класса, то это очень хорошо. В то время как в тех же самых США этих летчиков порядка 6-7 тысяч. У нас сейчас 22 тысячи танков. Из них 9 тысяч танков уже официально признаны «мертвым железом», которое нужно ремонтировать капитально, а из оставшихся 13 тысяч, если сейчас объявить тревогу и тысячи 4 выйдут из своих боксов, то это будет тоже очень хорошо. А уж куда они пойдут, и кто их будет вести, это вообще вопрос открытый. Сейчас армия находится в совершенно удручающем состоянии, потому что государство ею просто не занимается, или делает вид, что занимается. И вот все эти рассуждения о том, что нам нужно иметь контрактную армию, или нам нужно иметь профессиональную армию, - лично мне представляются просто досужими разговорами. Армия может быть высокопрофессиональной и и по-настоящему боеспособной только в том случае, если буквально завтра мы начнём выпускать не 9 самолетов в год, причем не поймешь каких: то ли модернизированных, то ли экспериментальных, а 90 самолётов; если мы будем давать вооружённым силам не 40 танков в год, а 200; если мы будем спускать атомную подводную лодку не одну в 3-4 года, а хотя бы по одной каждый год и т.д. Все разговоры о профессиональной армии для меня лично упираются только вот в это".

Зато, словно охваченные торговым бумом, мы собственными руками модернизируем армии иных государств. По словам того же Дмитриева, так как «конкуренция на мировом рынке вооружений растёт, осваивать их можно лишь предлагая современные образцы военной техники, не имеющие аналогов в мире». Конечно, можно гордиться тем, что мы производим новейшие образцы вооружения и военной техники. Однако, испытывая чувство глубокого удовлетворения тем, что мы укрепляем свои позиции на мировом оружейном рынке, не стоит упускать из виду и того, что одновременно мы укрепляем и армии чужых государств. Поэтому, окунувшись в сладостный процесс купли-продажи, давайте не будем всё же забывать и о снабжении собственных вооружённых сил, причём, оружием более совершенным, чем то, которое продаём налево. Давайте помнить простую и вместе с тем о многом говорящую истину: кто не кормит свою армию - будет кормить чужую.

Конечно, все страны, производящие конкурентоспособное оружие, торгуют им. И отрадно, что система ВТС России заняла одно из ведущих мест на этом рынке, что демонстрирует значительный потенциал отечественного оборонно-промышленного комплекса, который, казалось, совсем недавно «дышал на ладан». Но, слава Богу, канули в Лету те времена, когда чуть ли не весь военно-промышленный комплекс страны, в угоду Западу, подвергся бездумной конверсии, и предприятия, производившие невиданную доселе технику, переключились на выпуск кастрюль и чайников. Этот курс был резко изменен, когда в декабре 2000 года, по инициативе президента, появился Комитет, преобразованный затем в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

За это время мы практически полностью восстановили свои позиции на мировом рынке вооружений. И поэтому, не случайно, Конгресс США обеспокоен тем, что Россия впервые со времени распада Советского Союза обошла Соединённые Штаты и стала крупнейшим в мире поставщиком вооружения в развивающиеся страны. Подобные метаморфозы всегда приятны, но было бы еще спокойнее на душе, если бы к 82 партнёрам нашей Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству прибавился ещё один - Российская Армия. Но складывается впечатление, что как раз о ней-то, родимой, наши снабженцы, энергично вооружающие весь остальной подлунный мир, вспоминают не так часто, как хотелось бы. И пока положение будет оставаться таковым, американским конгрессменам беспокоиться незачем.

Источник: блог Николая Холявченко

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: