Статья добавлена 24 сентября 2008, в среду, в 21:36. С того момента...
3663 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Бюджетные доходы государства
Бюджетная система России такова, что подавляющая часть всех налогов собирается на местах, причем это делается независимо от их конечного использования.
Это означает, что, хотя центральным и местным властям такое распределение отнюдь не безразлично, для налогоплательщиков бюджет представляется как нечто единое, и их отношение к уплате налогов мало зависит от того, где эти средства будут использованы. Это оказывает соответствующее влияние на поведение экономических агентов и имеет огромное значение для формирования бюджетной, в частности налоговой, политики. В таблице 9.3 показана структура всех доходов российского государства с их подразделением на различные бюджеты.
Общее бремя налогов на экономику (32-33%) может показаться большим, но оно почти точно соответствует такому же показателю для США и ниже, чем в Великобритании. Тяжесть налогов в России ощущается особенно тяжело по трем причинам:
(1) налоговая система сложна, запутанна и требует упрощения;
(2) в условиях кризиса тяжесть налогов всегда ощущается более болезненно;
(3) налоговое бремя неправильно распределено между личными доходами и доходами предприятий, между богатой и основной частью населения.
Сравним налоговую структуру России и США. У нас на подоходный налог приходится только 7,6% всех доходов государства, а в США - 45,5%. У нас на уплату прямых налогов уходит в среднем только 6% личных доходов, а в США - 15% (в странах Западной Европы еще больше). Налог на прибыль составляет у нас 13,1% всех доходов государства, а в США - 8,7%, сборы на социальное страхование у нас - 25%, в США - 37%. Зато в России (как и во многих западноевропейских странах) очень велика доля косвенных налогов, особенно налога на добавленную стоимость. Хотя эти налоги в теории в своей большей части переносятся на конечного покупателя, они взимаются у нас с предприятий еще до оплаты покупателями реализованной продукции, что ставит предприятия в тяжелое положение. Например, неплатежи по НДС составили к марту 1997 года 65% всей задолженности федеральному бюджету и 49% - консолидированному бюджету.
Налоговая реформа в России призвана несколько упростить и упорядочить сбор налогов. Но при этом федеральное правительство позаботилось о том, чтобы сделать более эффективным сбор именно тех налогов, которые в основном идут в федеральный бюджет, оставив местным властям наиболее трудно собираемые налоги. Мало что сделано для эффективного прогрессивного сбора налогов с доходов наиболее состоятельных слоев. В условиях сохраняющейся большой взаимной задолженности между предприятиями рассчитывать на значительное повышение эффективности налоговой системы не приходится. Правительство по-прежнему рассчитывает выполнять план по сбору налогов преимущественно за счет наиболее крупных предприятий и фирм-неплательщиков. Это не может радикально поправить дело.
В практике промышленно развитых стран макроэкономическое регулирование через госзакупки чаще всего осуществляется через военные заказы и строительные контракты. Например, в США из общего объема федеральных закупок три четверти идет на закупки для нужд военных ведомств. В западноевропейских странах, где роль государственных предприятий в экономике сравнительно велика, большое значение имеет участие государства в совокупных капиталовложениях производственного характера. Многие государства также закупают сельскохозяйственные товары, а некоторые - и минеральное сырье, но эта деятельность относится скорее к микроэкономическому регулированию отдельных рынков, нежели экономики в целом.
Многие западные теоретики считают военное кейнсианство, т.е. регулирование посредством военных закупок, неоправданным и даже вредным, т.к. это способствует развитию милитаризма и вызывает растрату производительных сил, материальных и людских ресурсов, отвлекая их от производства и удовлетворения социальных и других гражданских нужд общества. В последнее время получили развитие теории неокейнсианства, которые доказывают, что наиболее эффективным методом бюджетного регулирования являются вложения государства в развитие производственной инфраструктуры, что способствует повышению общественной производительности, а также в отрасли высоких технологий. Как показывает опыт Японии, такие вложения действительно имеют высокий эффект.
В России государственные закупки пока не применялись для стимулирования экономики, несмотря на кризис. Между тем, некоторое увеличение военных закупок, а также закупок государством средств общественного транспорта (гражданских самолетов, автобусов и т.д.), государственных вложений в отрасли высоких технологий могли бы значительно содействовать выходу экономики из депрессии. Для этого надо преодолеть негативное отношение некоторых наших министерств к дефицитному стимулированию.
Источник: Экономика и промышленность