Статья добавлена 24 февраля 2009, в вторник, в 21:03. С того момента...
3115 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Каковы возможности нашей психики
Успешное выполнение любой работы требует от ее исполнителя не какой-нибудь одной, а обычно нескольких, иногда даже многих способностей. Способности — это такие свойства человека, которые являются условием достижения успеха в той или иной области.
В настоящее время уже приобрело «право гражданства» разделение способностей на общие и специальные. Общие - это те, что проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности. Специальные способности обнаруживаются только в отдельных, конкретных видах деятельности. Можно ли полагать, что способности являются некими чрезвычайными «добавками» к психике среднего человека и что могут быть люди, лишенные таких «добавок»? В способностях нет ничего, что выходило бы за рамки психических возможностей обычного человека, что лежало бы за пределами сферы его духовной жизни. Чем же в таком случае определяется действительно существующее различие людей по способностям, различная их продуктивность в сфере одной и той же деятельности? В чем причина этих различий? Таких причин несколько. Совершенно очевидно прежде всего, что продуктивность в любой деятельности непосредственно зависит от того, как человек относится к тому, чем он занят. Любовь к своему делу, интерес к нему - самые важные стимулы высокой продуктивности. Здесь, однако, психологи нашли интересную связь «уровня мотивации», или, проще говоря, степени желания человека что-то хорошо сделать, с тем, как на самом деле он это сделает. Было выявлено, что страстное желание далеко не всегда приводит к успеху: эмоции иногда так захватывают человека, что психических сил на саму деятельность уже может и не хватить, и в таком показатели продуктивности бывают ниже, чем при спокойного и устойчивого напряжения, ровного настроения. Поэтому в случае, если мы чувствуем некоторый необычный «подъем», очевидно, лучше сначала успокоиться, а не бросаться сломя голову на самые сложные и ответственные участки работы.
Не менее важное значение для деятельности и действительного проявления и развития способностей имеет профессиональная подготовка и, кроме того,, так называемые внутренние условия реализации способностей, а именно определенные черты характера, наблюдательность, трудолюбие (смелость, целеустремленность). И наконец, индивидуальная выраженность способностей зависит от той природной основы, на которой они развиваются. Несмотря на усилия огромного числа ученых в попытках полноценного осмысливания самых различных, в том числе и психических, свойств человека, он сам, его способности, его природные возможности и диапазоны их развития все еще изучены недостаточно. Резервы психических способностей и возможностей человека скрыты в глубинах мозга, и мы нередко о них просто не догадываемся. Ученые до сих пор спорят о том, какой именно процент клеток головного мозга по-настоящему у нас загружен. Одни называют два-три процента, другие считают, что «загруженным» оказывается больший участок мозговой коры - он составляет пять процентов от всего количества клеток. Самые щедрые доводят эту величину до восьми процентов. Несколько лет назад в печати промелькнуло сенсационное сообщение, сделанное известным математиком Д. Нейманом. По его расчетам человеческий мозг в состоянии вместить такой объем информации, которая содержится во всех миллионах книг, хранящихся в Библиотеке имени В. И. Ленина!
Можно соглашаться или спорить с таким мнением. Ясно одно: научные исследования указывают на еще в значительной степени не использованные возможности и резервы мозгового вещества. Все дело, очевидно, в том, чтобы эти возможности были реализованы оптимальным образом. Интересны данные, полученные относительно резервов человеческой памяти. Многие, наверное, на собственном опыте убедились в том, что в определенные моменты жизни возможности нашей памяти способны вызывать поистине удивление и восхищение. Известно ведь, что у подавляющего большинства студентов в период экзаменационной сессии отмечается особое обострение памяти, крайне высокая продуктивность процессов запоминания и воспроизведения, которая после окончания экзаменов кажется им просто невероятной.
Более того! Использование определенных педагогических приемов позволяет добиться запоминания в течение одного урока тысячи ранее незнакомых иностранных слов! Исследователи в разных областях медицины и психологии получают все больше и больше фактов, которые свидетельствуют о резервных возможностях, не осознаваемых человеком. Уже давно было обращено внимание на людей, обладающих феноменальными способностями памяти. Некоторым из них достаточно было взглянуть на страницу печатного текста, чтобы навсегда запомнить все записанное на ней. А исторические примеры? Юлий Цезарь и Александр Македонский знали по имени и в лицо всех своих солдат - до 30 тысяч человек. Известный математик Л. Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел первой сотни. А. А. Алехин играл в шахматы по памяти «вслепую* одновременно с 30-40 партнерами. Композитор С. В. Рахманинов мог сыграть любое один раз услышанное им произведение. Моцарту достаточно было одного прослушивания, чтобы точно записать большую сложную пьесу.
У некоторых людей обнаружена способность не только к прекрасному запоминанию, но и к выполнению разного рода сложных математических действий (такие операции, как возведение в степень, извлечение корня из многозначных чисел и т. д., выполняются этими людьми с поразительной скоростью). Характерно, что люди феноменальных способностей, в общем, не отличаются от других ни по внешнему виду, ни по физиологическим свойствам организма, ни по структурным особенностям головного мозга. Более того, некоторые из этих феноменов отличались своей необразованностью. Англичанин Д. Бакстон, прославившийся как счетчик-виртуоз, не умел читать, американский негр Т. Фаллер, обладавший теми же способностями, дожил до 80 лет и умер неграмотным.
Необходимо также отметить, что, помимо больших резервов, головной мозг человека как единое целое обладает и большой надежностью. Это объясняется определенным расположением нервных клеток и волокон, обеспечивающих согласованную и четкую работу мозга как единой функциональной системы. Строение отдельных элементов головного мозга таково, что он может сохранять свои функции и работоспособность в том случае, если тысячи его нервных клеток по каким-либо причинам бездействуют. Именно большой надежностью мозга можно объяснить то, что люди, перенесшие операцию на головном мозге, причем даже с удалением каких-либо его участков, сохраняют работоспособность и могут успешно трудиться.
Конечно, «запасы прочности» человеческого мозга не безграничны. Есть такие нагрузки, которые способны нарушить нормальное течение психической, да и не только психической, деятельности человека, ослабить его здоровье, снизить производительность. Например, такое, к сожалению, распространенное явление, как шум. Вредность шума зависит и от его громкости, и от частоты. Шум с большой частотой даже при незначительной силе звука оказывает весьма заметное влияние на человека, что проявляется не только в снижении слуха, но и в серьезных нарушениях со стороны физической и психической сферы.
Научными исследованиями также показано, что шум тормозит деятельность желудка и способен вызывать расстройства пищеварения. Он, кроме того, может стать причиной неврозов и нарушений со стороны эндокринной и других систем организма. При повышенной чувствительности к шуму (у людей умственного труда даже не очень громкий шум может вызвать ощутимую реакцию), к тому же шумовое воздействие подчас становится особенно опасным для здоровья. Если шум - это в каком-то смысле перенасыщенность раздражителями, то всякого рода монотонность является недостатком раздражения. Монотонность в процессе работы (отсутствие в той или иной деятельности творческого начала, однообразие труда, постоянное повторение одного и того же) может вызвать сонливость, чувство отвращения к работе, снижение умственной работоспособности. Отрицательно влияет на человека иногда и чрезмерное увлечение телевидением. Медиками было проведено такое исследование: у людей, смотревших три вида телевизионных передач (репортаж, спортивные новости и детектив), измерялось кровяное давление. Оказалось, что просмотр передач способствует его повышению, причем особенно высокие подъемы давления наблюдались при просмотрах детектива, а у гипертоников эти подъемы иногда сохранялись до 15 часов! Отсюда совершенно очевидно, что на здоровье человека оказывает влияние в первую очередь эмоциональная сторона передачи и, конечно, его личное отношение к ней.
Особо следует отметить, что (как это ни неожиданно) наиболее чувствителен человек к нехватке времени. Так, если заставить две группы студентов решать одни и те же по трудности задачи в спокойной обстановке и в ситуации дефицита времени, то в последнем случае мы обнаружим заметное повышение кровяного давления, которое притом окажется стойким (будет держаться на высоком уровне достаточно долго). Ситуации нехватки времени сейчас, в эпоху ускоренных темпов жизни, привлекают особый интерес ученых. Ведь это явление стало чуть ли не самой типичной чертой современного человека, особенно горожанина. А причина чаще всего кроется в личной неорганизованности, нашем неумении «сладить со временем», подчинить его себе. Психологам и гигиенистам приходится констатировать, что мало кому присущи самоорганизованность и пунктуальность. Поэтому надо стараться себя дисциплинировать, научиться распределять время и распоряжаться им разумно.
Источник: Право гражданства