Статья добавлена 24 февраля 2009, в вторник, в 20:59. С того момента...
2400 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Любовь: теория и практика
Сколько не бились ученые, писатели, психологи и даже психиатры над определением любви, а к общему знаменателю так и не дошли. Впрочем, нельзя сказать, что все их усилия прошли напрасно - хотя и «с поправкой на ветер».
Сколько не бились ученые, писатели, психологи и даже психиатры над определением любви, а к общему знаменателю так и не дошли. Впрочем, нельзя сказать, что все их усилия прошли напрасно - хотя и «с поправкой на ветер», но таки можно сказать, что же делается с человеком, когда та метафорическая «стрела Амура» попадается ей в сердце или в какое другое место. И даже больше: можно предположить, что же нужно делать, если это вот любовь возвращает немножко в другую сторону, а не туда, куда бы нам хотелось. Правда, здесь тоже есть существенная поправка: выполнить то, что советуют эти все исследователи любви, намного тяжелее, чем даже отыскать нужную именно вам совет в море информации...
Первое, что спадает по мнению большинства любовь (особенно тем, в которых с этой любовью не сложилось) - это объяснение от Фрейда. Который, как известно, говорил, что всем двигает сексуальная энергия, так называемое либидо. А если вам примерещилась любовь - это ваша попытка припрятать настоящую суть той энергии от самого себя. О том, чему именно некоторые пары живут в любви вся жизнь, а другие распадаются очень быстро, венский психиатр выгадать какой-либо ампермерт сексуальной энергии тоже не догадался. Немного спустя к теории были внесены поправки. В общем, теория Фрейда - вещь интересная, на одну страницу и даже на сто ее вместить тяжело, а если у нее вчитаться, то можно абсолютно на равном месте отыскать у себя такую груду грехов и «комплексов», которых целиком хватит на то, чтобы мучить себя совестью ближайшие несколько лет. Так как, как это не досадно, но старый добрый Фрейд, на который так любят ссылаться, беспощадно обманул всю свою эпоху и еще несколько поколений подряд. Спустя некоторое время после появления его книги «Тотем и табу», в которой он убедительно изложил теорию способности всех мужчин к отцеубийству с целью овладения родительским гаремом, антропологи целого мира старались разоблачить вранье. Дело в том, что, когда Фрейд написал, что отыскал традиции у всех народов мира, он, мягко говоря, немножко преувеличил данные. С многих сотен так называемых древних народов, описанный психиатром обряд «ритуального отцеубийства» был... аж у четырех.
Тем не менее, антропологов мало кто услышал, а вот теории психиатра стали безумно модными. Впрочем, самые антропологи и культурологи на Фрейда не очень ропщут. По крайней мере, они дали возможность человеку объяснить то чувство вины, которое возникает, когда не можешь верить у Бог, но и его отсутствия перенести тоже не можешь. Впрочем, теория Фрейда в скором времени перестала удовлетворять даже самых психиатров - весьма много у нее не вмещалось. Любимый ученик доктора - Карл Густав Юнг выдвинул другую теорию. Он раздвинул границе подсознания - прибавил к индивидуальной еще и коллективную. Юнг, кстати, один из первых подметил интересное свойство человека: если ее в ком-то что-то бесит, это означает, что эти черты она где-то припрятала в себе. С его приходом изменилось и трактование любви.
Он честно сознался, что, не раз сталкивался с ней и в профессиональной, и в личной сфере, однако полностью ее загадку не мог разгадать никак. Что, однако, не помешало ему расширить границы любви к целому космосу.
«Что бы мы не сказали, мы некогда не скажем всего. А размышлять о частичном - значит сказать или слишком много, или слишком имело, поскольку смысл имеет лишь единое целое. Любовь "все покрывает, всему верит... все переносит" (1 Кор. 13, 7). Здесь все сказано. Воистину, все мы или жертвы, или средство большой всеобъемлющей космической "любви". Я беру это слово у кавычки, так как речь идет не о страстях, преимуществе, желании или благосклонностях и поэтому подобных вещах, а о том, что выше от индивидуального, - о какой-то целостности, единой и неделимой. Сама будучи только частью, человек не способен постигнуть целое и не владеет собой. Она может смириться, она может бунтовать, но каждый раз оказывается в плену этой силы. От нее зависит, и на нее же опирается. Любовь - это ее свет и тьма, конца которой нет и не будет. "Любовь некогда не прекращается" (1 Кор. 13, 8) - или говорит человек "языками ангельскими" или языком науки, изучая жизнь от простейшей клеточки к основам мироздания. Всей ее попытки даты название любви, если даже перебрать все известные ее имена, окажутся напрасными - бесконечным самообманом. И, если у человека есть хотя капля мудрости, ей придется смириться, обозначив ignotum per ignotius (неизвестное через больше неизвестное. - лат.) - т.е. назвав любовь именем бога. Тем самым человек сознает свое смирение и свое несовершенство, свою зависимость, но одновременно и свою свободу избирать между истиной и неправдой.»
(К.Г. Юнг,
«Воспоминания, сновидения, раздумья)
Впрочем, Юнг также наврал.. Разработал систему архетипов - образов, которые тем или другим чином присутствуют в сознания и подсознательному каждого человека. И среди тех образов есть интересная пара - Анима и Анимус. Они есть такой себе персонификацией несознательного начала противоположного пола в психике каждого человека. Т.е., рис противоположного пола, которые есть в нас самых, но которые мы зачастую скрываем сами от себя. Одно слово, половинки притягиваются - но понять, что это именно половинки, и которые именно причины их так тянут одно до одного, не так уже и легко. И, разумеется, если половинка на это ответит «сам такой (самая такая)», то будет целиком и полностью права.
Теорией Юнга объясняется и заложенный природой у любовь смысл: когда скрытые в тебе черты отображаются в наиболее дорогой для тебя человеку, пойти от которой ты не можешь (так как же тянет назад), то так просто ты от этих не отмахнешься. Одно слово, «случится хорошая жена - будешь счастливым, плохая - философом». Это не совсем шутка - в смысле, который, на мысль Юнга, свои скрытые «таланты», которые приоткрываются при взаимодействии с архетипами, нужно признавать и «интегрировать в психику». Ну а за это утешенная психика может хотя бы простым человеческим счастьем.
Источник: Это не совсем шутка