Статья добавлена 21 мая 2010, в пятницу, в 19:52. С того момента...
2338 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Девдаси
Девдаси - индийские танцовщицы, которые исполняли храмовые танцы. Их история, их жизнь и удивительное искусство окружены необыкновенными событиями и таинственными легендами.
"Девдаси" переводится с санскрита как "служанка Бога". "Даси" - это служанка, а "Дев" - "Бог". Впрочем, в индуизме божественность проявляется в двух началах - "Дев" - мужское и "Деви" - женское. Есть Боги и Богини: Кришна и Радха, Рама и Сита, Шива и Парвати. Индуизм логичен: почему Бог обязательно только мужчина? Это дискредитация :) Поэтому Бог может быть также и женщиной. Поклонники мужского начала в Боге и поклонники женского начала в Нём в индуизме распределяются примерно поровну. Для Богинь танцевали танцоры-мужчины. Стало быть, Девдаси служили Богам, а Девдасы - Богиням.
Служением Девдаси был храмовый танец. Его исполняли специально обученные девушки во время красивейших религиозных ритуалов индуизма. Звучала храмовая музыка, брамины читали мантры, сооружался каменный алтарь для ягьи - огненного жертвоприрошения. Всё утопало в цветах, которыми Индия богата как никакая другая страна. Раньше для разведения священного огня не использовали внешнего источника пламени. Священники садились вокруг места жертвоприношения и возносили молитвы богам - Вишну, Шиве, Индре, Ганеше или Сурье. Огонь возникал сам собой. Мантры звучали всё громче, всё отчётливей, звук их завораживал слух и устремлял сознание к Беспредельному. И вот тогда трубили раковины, звенели цимбалы, священники раскрывали двери алтаря и всё вокруг падало ниц. Взорам собравшихся являлось Божество. Для Его удовлетворения Девдаси начинали свой стремительный и непостижимый танец.
Этот танец воспевали во все времена поэты Индии, такие, как Бана и Калидаса. Танцовщицы сами были прекрасны как богини, ибо слуга Бога должен соответствовать своему высокому положению. Кроме того, Девдаси были широко образованы. Дело в том, что они представляли круги женской аристократии, а потому сильно отличались от обычных индийских женщин , чьей единственной обязанностью было кормить мужа и заботиться о многочисленном потомстве. Девдаси изучали не только танец, но и все возможные искусства, такие, как живопись, игра на музыкальных инструментах, плетение гирлянд, гадание по гороскопам, составление поэтических гимнов и сложные религиозные ритуалы индуизма. Девдаси украшали и убирали храм для праздника, заботились об эстетике церемоний, собирали цветы для Божества, пели и играли на цимбалах, маленьких барабанах, струнных и духовых инструментах. Согласно принятой в Индии эстетике, есть 64 вида искусств, служащих для прославления Бога. Их источником является Богиня Сарасвати. Все они активно изучались и практиковались.
Девдаси становились с девяти лет. Девочек специально отбирали для будущего служения: то была великая привилегия, и подходили только самые способные. Чтобы стать Девдаси, надо было пройти через четыре ступени: замужество, инициацию, обучение и первое выступление.
Замужество
Это самая первая стадия, которую проходили ещё в раннем возрасте. Девочка выходила замуж за Бога. Обычно это происходило в благоприятный день, например, в Шиваратри или в Дивали. Проходила особая торжественная церемония, после которой девушка отныне считалась супругой Бога до самой смерти. Так как она полностью посвятила себя служению, она отныне считалась полнстью целомудренной, её общественный статус был очень высок и возвышал её над домостроевской моралью мирского существования. Кроме того, так как Бог бессмертен, то Девдаси была свободна от звания вдовы до конца своих дней. Тем самым она избегала довольно тяжёлой вдовьей участи в средневековой Индии. Всё, чем занимались Девдаси в храмах, было из служением Богу, и после смерти они, как считалось, избавлялись от круговорота рождения и смерти и возвращались к своему божественному Возлюбленному.
Инициация
Процедура инициации следовала вскоре после замужества и была несколько болезненной. Дело в том, что во время её девушка освящала своё тело, что выражалось в оставлении на нём священных знаков - в современном мире их назвали бы татуировками. Эти татуировки были символом вечной преданности Девдаси и поэтому оставаться на теле должны были также вечно :) А поэтому они не рисовались, и не накалывались, а выжигались специальной печатью. Эту металлическую печать раскаляли на огне и затем прижимали к обнажённому плечу. Как правило, знаки ставились и на левом, и на правом плечах. Например, в храмах, посвящеённых Вишну, выжигались Его атрибуты - чакра (диск) и раковина. У Вишну четыре руки, в которых Он держит чакру, лотос, палицу и раковину. Все они - тоже Боги, и имеют свои Личности. Например, чакра олицетворяется Божеством с именем Сударшана. Чакра является основным знаком Вишну, поэтому она выжигалась всегда, а почему вторым знаком была именно раковина, я не знаю.
Обучение
Об обучении я уже писала. Девдаси под руководством браминов-гуру изучали шестьдесят четыре вида изящных искусств. Все эти искусства применялись в ритуалах, и от ритуала также зависел характер танца. Например, существовали танцы для посвящения Божеству сомы - священного напитка, танцы, посвящённую Дню Явления Божества, танцы, исполняемые во время брачных церемоний (в индуизме всё это имеет высокий религиозный смысл), а также танцы, которые посвящены погребальным обрядам. В индуизме человек рождается, растёт, женится, умирает, даже моется и принимает пищу под знаком какой-нибудь религиозной доктрины. С самого рождения и до самой смерти Бог сопровождает его. Очень религиозная, мудрая и благочестивая страна.
Первое выступление
Когда гуру решает, что ученица достигла хорошего профессионального уровня в своём танцевальном искусстве, он назначает церемонию первого выступления, или концерта, если хотите. На санскрите она называется арангетрам. Церемония тоже проходит в благоприятный день - в день Явления Божества или в тот день, когда планеты занимают хорошее положение по вычислениям астрологов. На выступления смотрит Божество. Кроме того, собираются знатные и почтенные люди во главе с правителем штата - махараджем. Индийский танец Девдаси представляет особый жанр, имеющий свои каноны. Он обязательно начинается с поклонения Божеству, во время которого под особые раги танцовщица подносит Божеству бхогу - цветы, фрукты и специального приготовленные яства на золотом подносе. После Божества выражается почтение гуруджи - учителю. Гуру возносят особые молитвы и также предлагают подношение - дакшину. После этого склоняются перед махараджем и начинается сам танец. Танцовщица демонстирует всё, на что она способна, а махарадж и его почтенная свита смотрят очень внимательно. После танца махарадж поздравляет танцовщицу в изысканных выражениях и награждает её золотыми монетами и гирляндами из прекрасных индийских цветов.
Девдаси, супруги Бога, вызывали всеобщее уважение. Считалось, что они приносят в дом удачу, поэтому Девдаси с радостью приглашали на религиозные праздники и щедро одаривали. Когда представители высших каст заключали браки, супруги Бога танцевали во время церемонии и одаривали новобрачных одеждами и ожерельями. Само их присутствие было знаком расположения Бога, и домохозяева считали своей особой обязанностью приглашать Девдаси в свои дома и заботиться о них.
Пури, священная обитель Джаганнатха - пожалуй, самое известное из священных мест в Индии. В средние века храм Джаганнатха славился своими храмовыми танцовщицами, на которых лежала большая ответственность: Девдаси поддерживали возвышенный статус священной обители и были обязаны показывать исключительный уровень искусства. Кроме Пури, своими индийскими танцовщицами славились храмы Карнатаки, а также южноиндийские храмы. По традиции Девдаси должны были хранить целомудрие всю свою жизнь, однако жизнь вносит свои коррективы в традицию, Девдаси нужно было поддерживать свою жизнь, и они иногда содержали себя засчёт любовников из священнической или светской знати. В Индии относились к этому с пониманием, но, к сожалению, с начала четырнадцатого века Индия подверглась завоеваниям мусульман. Мусульманская культура с более прямолинейным и однозначным взглядом на роль женщины и природу Бога фактически погубила традицию храмовых танцев. Танцовщиц стали использовать в качестве наложниц или заставляли танцевать на чисто светских мероприятиях (в Исламе считается, что у Бога нет облика, а значит, и глаз, чтобы смотреть на танец. Поэтому танцы смотрят только вельможи). Тем не менее, во многих штатах местные мусульманские правители проявляли терпимость к индуистским традициям. В этих штатах искусство храмового танца продолжало своё развитие. Однако в девятнадцатом веке Индию захватили англичане. В большинстве своём они придерживались христианских и пуританских взглядов на мораль, кроме того, были убеждены в высшем превосходстве своей культуры над культурой "аборигенов". Традицию храмового танца английские христиане считали варварством и многие христианские миссионеры выступали за её упразднение. Под этим давлением традиция практически исчезла. В современном Пури храмовый танец не исполняется, нет его и в Южной Индии. С другой стороны, в более консервативных штатах вроде Карнатаки, Махараштры или Андхра Прадеш традиция храмовых танцев продолжает жить, и в них вы можете увидеть искусство Девдаси даже в наши дни.
Танцы Девдаси исполняют сейчас в западном мире многие профессиональные исполнители. Жанр классического индийского танца набирает всё большую популярность, а городе звание Девдаси стало уже общеизвестным.
Источник: devi-dance.ru/forum