Белорусская социальная реклама – это просто пик отсутствия креатива и верх кризиса фантазии. И дело не только в том, что и как снимают, но и как это счастье потом прокатывают.
Помните чудесный ролик: «Беларусь – цуд некранутай прыроды» красивые пейзажи, непонятные животные и растения, в общем, хорошая перебивка трэшевых боевиков, которые транслировались тогда по ТВ. Тем не менее, половина наших телезрителей страстно желала уничтожить всю эту флору и фауну, потому как эти ролики были настолько навязчивы, что ни зла, ни терпения, не хватало. Все просто: наше телевидение ретранслировало российское, но показывать их рекламу не могло. Вот и приходилось забивать эфир. И вот пока тот же ОРТ косил бабки, БТ косил нервы. Это была краткая история о том, как, в принципе, не самый плохой ролик используют неправильно.
Сейчас в белорусской социальной рекламе другой тренд – трэш, откровенный такой, мясной трэш. Та же тема сохранности природы смотрится не как раньше, медленным, текучим, слайдшоу из пейзажей, а по-дурному драйвовым экшном. Вспомните хотя бы ролик от МЧС, когда они просят не разжигать костров в лесу. Что мы там видим? Горящие деревья, часть экрана закрыто кроваво-красным фильтром, пепелище – тут посмотришь и жить не хочется, не то, что в лес ходить и костры там разжигать. Или вот еще. В метро сейчас идут ролики о том, как важно соблюдать ПДД и держаться за поручни. Сюжет предельно прост: к перекрестку подъезжает автобус, но откуда не возьмись появляется легковая машина, которая его подрезает и встает перед ним. Естественно, водитель автобуса бьет по тормозам, народ в салоне падает: руки, ноги, кровь, фарш. Следующая сцена: мама в больнице. Сама учреждение здравоохранения походит на полевой госпиталь из сериала «Чертова служба в госпитале Мэш». Ребенок, от огромного количества бинтов похож скорее на мумию фараона, нежели на ребенка. Мамаша звонит папе и говорит, что они в больнице. И тут папаша понимает, что это он подрезал автобус, где ехала его семья. Ни с того ни с сего. Вдруг. Про убогую игру актеров я вообще молчу.
Всегда было интересно, кто же пишет сценарии к этому счастью. А где-то в сентябре-октябре услышал, что объявляется конкурс сценариев социальных роликов. И принять в нем участие может каждый желающий. В общем, ждем шедевров.