Статья добавлена 8 марта 2013, в пятницу, в 07:03. С того момента...
1273 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Довольно стать зерну рациональным...
На первый взгляд, аргумент бесспорный: майкопский Пушкинский дом открыт 21ноября 1900 г., а каменецкий- 3 января 1901-го
ДОВОЛЬНО СТАТЬ ЗЕРНУ РАЦИОНАЛЬНЫМ
Всякий пушкинист, если он, действительно, любопытный изыскатель,- всегда, в известной мере, крохобор. В положительном, понятно, значении этого слова. И следующий материал- очередное тому подтверждение, ибо он, в основном, как раз и состоит из "крупиц", из малых "зерен", но отнюдь не из мелочей, которых (прав Н.А.Раевский*) в серьезной пушкинистике просто не бывает...
* * *
На портале "Пушкинский дом" его модераторы ненавязчиво, но последовательно обращают внимание своих читателей, что первый в Российской империи Пушкинский народный дом был открыт не в Каменце-Подольском, а на Кавказе- в уездном городке Майкопе. На первый взгляд, аргумент бесспорный: в Майкопе он открылся 21 ноября (3 декабря, по новому стилю) 1900 года, тогда как каменецкий- 3 января 1901-го. Причем, по случаю новогодней елки, т.е. утренником для малышей, которых насчитывалось ровно триста, ни больше и ни меньше. Отчего такая цифра, такая точность, скажем позже...
А пока к истории вопроса. В 1894 году в Майкопе был создан артистический кружок, который основал, приехавший туда двумя годами раньше, врач Василий Федорович Соловьев с супругой. В кружке этом, как будто бы, и родилась идея: к столетию со дня рождения А.С.Пушкина построить в честь юбилея поэта "Народный Дом".Идею горячо поддержало местное купечество. И дело пошло. К торжественному открытию Дома была
подготовлена "кружковцами" праздничная программа: сцена из оперы М.Мусоргского
"Борис Годунов" (сцена в корчме), сцена из оперы П.Чайковского "Евгений Онегин" и
сцена из пушкинской "Полтавы".
В Каменце, как уже сказано, открытие Пушкинского дома ограничилось праздником
для детворы, в числе трехсот мальчиков и девоче, которые " в огромном зале весело
кружились в танце", как о том писала местная газета. А, между тем, как нам известно.
дом этот был построен ( и, наверное, освящен) к осени 1900 года. В чем же здесь дело:
почему каменецкие власти уступили первенство Майкопу? Объяснение этому одно-
на открытие Пушкинского дома здесь ждали, как и семью годами раньше, высоких
гостей из столицы- если не царя с царицей, то хотя бы кого-нибудь из представителей
царствующей фамилии. Да так и не дождались...Словом, обещала повториться история с открытием православного кафедрального Александро-Невского собора, сооруженного в Каменце в честь столетия присоединения Подолии к России в 1793 году. Освящение храма состоялось...только в 1895-м. Тогда же здесь и прошла первая служба для первых его прихожан...
В Майкопе, сколько можем судить, никого из особ царской фамилии не ждали, И потому открыли свой Пушкинский дом в срок, когда всё было готово. Но что это за
"странное сближение"? Два Пушкинских дома в разных концах империи строятся в одно и то же время и открываются почти одновременно, с разницей менее, чем в
полтора месяца?
Есть одно очень любопытное обстоятельство. Оба дома строились при серьезной финансовой поддержке местного купечества. Строительтво в Каменце началось с выделения под застройку 15 декабря 1898 года трехсот квадратных саженей земли, тогда как строительство это было задумано еще в 1897-м. К этому времени Николаю Александровичу Дембинскому (или уже Дембицкому**) семьдесят девять лет- возраст
весьма почтенный, но вполне дееспособный, если, конечно, жив и здрав... А сыну его-
Карлу Николаевичу двадцать четыре. Теперь главное: по нашим предположениям, женой Николая Александровича была, скорее всего, армянка. Возможно, это был его уже второй брак, поскольку сын Карл родился, напомним, когда отцу было пятьдесят пять. Впрочем, второй это брак первенца Пушкина или первый- для нас здесь не столь уж и важно. Важно, что предполагаемая нами, жена его (и мама Карла Дембицкого) именно
"восточных кровей". А что здесь удивительного? В Каменце армян- целая община. и это самая богатая часть здешнего населения- купцы. Поэтому, если супруга Николая Александровича именно из среды этих богатых купцов, то она могла принести мужу не только богатое приданое, но и надежные связи в купеческой среде, и тем самым обрести немалое влияние на местную власть, на общественную жизнь города. А затем и сыну их- Карлу Николаевичу перешло по наследству немалое их, родителей, состояние, и соответствующее положение в обществе. Обо всем этом мы уже знаем по предыдущим нашим расследованиям. Нельзя сомневаться, что и в Пушкинском доме немалая толика средств семейства Дембицких. Иначе и подумать странно...
А купечество в Майкопе? И здесь армянская община. И тоже самая богатая часть населения города... Оказывается, что армяне обосновались в Майкопе во второй половине
девятнадцатого века. Занимались скотоводством, хлебопашеством, табаководством и торговлей. Община была хоть и небольшой, но сплоченной и хорошо организованной.
В 1897 году в Майкопе проживало всего чуть больше трехсотвосьмидесяти армян.
Заметное место в городе занимал Армянский торговый дом, который основал Макар Борисович Терзиев (Мхитар Терзиян) Он-то и выделил земельный участок под строительство церкви и пожертвовал на её строительство 13 тысяч рублей. Церковь, заметим, была освящена 20 сентября 1901 года. Так что именно этот купец стал в Майкопе первым меценатом, и, вероятно, Пушкинский дом строился тоже с его финансовой помощью...
Но вернемся к армянской общине в Каменце. Это от них, армян, пришла в город знаменитая чудотворная икона Богородицы с младенцем Христом. А появилась она здесь еще за пять столетий от описываемых нами событий (связанных со строительством Пушкинского дома)-то есть в 1398 году. В то время армянское население на исконной своей родине подвергалось гонению и репрессиям со стороны мусульман- турок и во множестве покидало Кавказ.
Часть оказалась и осела в Каменце. И с ними вместе, упомянутая нами, их духовная святыня. В 1575 году в городе насчитывалось триста армянских семей. Армянское население города, в течение веков, берегло свои обычаи, традиции, культуру, но постепенно стало ассимилироваться с украинцами, русскими, поляками. Так "армянская кровь", очевидно, и появилась в роду Дембицких. На эту мысль наводят фотографии из семейного архива Эдуарда Филипповича Сикоры, помещенные им в известной уже читателю книге "Чтобы жила память". Особенно наглядно передает эти "восточные черты" фото, где запечатлен сын Карла Николаевича Дембицкого- Казимир- от его второго брака с Эмилией Комарницкой. Можно было бы подумать, что эта "восточная доминанта" в чертах лица их сына идет по материнской линии, но и другие дети Карла Николаевича с той же "восточной изюминкой"- Ада (в зрелых годах), Валентина, её дочь Кристина Лахович. Очень похожа на армянку и Антонина Карловна. Но особенно все же, повторим, Казик-Казимир- единственный сын среди шести детей Карла Николаевича. Так не тянется ли эта "армянская ниточка" из Каменца в Майкоп? И случайно ли это совпадение, "странное сближение", когда два Пушкинских дома строятся одновременно, с участием купечества, в котором, в обеих случаях, армянская "линия" бесспорно видна? И если эта связь существует, то почти очевидно, что Пушкинский дом в Каменце был первым, а второй построен одновременно с ним на Кавказе. Но у каменецкого есть одно важное преимущество- он сохранился в первозданном своем виде до наших дней, тогда как майкопский- увы, увы...
* * *
А теперь, в продолжение темы, вот что. В Википедии приводится материал еще об одном Пушкинском народном доме- в Вологде. Почему я не упомянул о нем раньше? Постараюсь, как могу, разъяснить и это. Вологодский "функционировал как общественное
учреждение в начале ХХ века. Изначально дом находился в распоряжении просветительского общества "Помощь", затем перешел в государственную собственность." И далее история Пушкинского дома в Вологде (по Википедии) такова: велось строительство на общественные средства, по подписке, по которой деньги вносили не только богатые вологжане, но и рядовые жители города. Было собрано всего 10 тысяч
рублей. Имперский минфин внес еще 10 тысяч. Там, в Вологде, идея достойно отметить столетие со дня рождения А.С.Пушкина зародилась в 1899 году, именно в дни празднования юбилея Поэта. Начали же строить свой Пушкинский дом вологжане только
5 мая 1903-го. И уже в следующем- 10 октября дом был откыт... Не быстро ли?.. А дальше такое: 1 мая 1906 года здание подверглось черносотенному погрому, в результате чего ( и последовавшему за ним пожара) были уничтожены не только сценическое оборудование, музыкальные инструменты, декорации, более10 тысяч книг, но и от самого дома почти ничего не осталось. Он был отстроен заново только к 7 ноября
1918 года и получил новое название- Дом Революции. Сейчас здесь вологодский ТЮЗ.
Ну, и почему же не рассказать автору этих строк о Вологодском Пушкинском доме наряду с четырьмя другими, о которых вел речь в предыдущей своей книге "Журавлиное перо"?
Дело в том, что Пушкинский в Вологде вообще не был построен! Собраных и государственных денег хватило только на помпезную колоннаду в классическом греческом стиле. К ней же "прилепился" неказистый, убогий по архитектуре, деревянный
дом, принадлежавший уже упомянутоиу обществу "Помощь". В результате получилась,
что назавается, "помесь нижегородского с французским", то есть настоящий архитектурный казус. Об этом наглядно свидетельствует фотография, помещенная в той же Википедии, где запечатлен Пушкинский дом в Вологде во всей своей несусветной "красоте" незадолго до черносотенского погрома и пожара. Вот почему, из деликатности, дабы не обижать чувства ни в чём не повинных в этом казусе вологжан, ваш покорный слуга не назвал его в числе четырех других. И, возможно, напрасно. Ведь именно он-
"вологодский курьез" и был первым (и единственным) предшественником известного всем Пушкинского Дома в Петербурге, который тоже не был построен, а размещался в приспособленных для этого зданиях, пусть не помпезных, но вполне престижных, особенно, если иметь в виду здание бывшей портовой таможни на набережной Макарова,
куда из Академии наук Пушкинский Дом перебрался в 1927 году.
* * *
Но снова к Пушкинским домам в Каменце и в Майкопе. Было время, когда
армянская общиа, обосновавшаяся в Каменце в конце Х111 века, стала (в 1344 году)
самой большой армянской колонией на территории Древней Руси. И с ней во все времена
поддерживали связи другие армянские общины. Так было, очевидно, и в конце Х1Х
века- в Каменце и в Майкопе единоверцы хорошо знали друг друга и дорожили этими связями. Повторим, именно в Каменце находилась одна из самых больших святынь христиан- армян- чудотворная икона Божьей Матери, которая сейчас, кстати, (а точнее некстати) как будто, хранится в запасниках киевского музея им. Богдана и Варвары Хоненко, в чем автор этих строк не вполне уверен. Если же это , действительно, так, то место святыни не в Киеве, а в армянском приделе каменецкого кафедрального собора св. Апостолов Петра и Павла, где сейчас, вместо оригинала, представлена копия иконы, а копия, как известно, не бывает чудотворной...
* * *
Об истории создания Пушкинского дома на Кавказе нам известно пока крайне мало. Вот что об этом может прочитать сегодняшний пользователь Интернета: "Интеллигенция Майкопа так сильно хотела построить у себя в городе культурно-просветительный центр, что в 1900 году общими усилиями, на средства горожан и местного купечества, осуществила свою мечту." А родилась идея, еще раз вспомним, в недрах артистического кружка. Так ли это было или нет- никто ни подтвердить, ни опровергнуть не может. Но одно несомненно: именно усилиямми артистов-аматоров была подготовлена культурная программа ко дню открытия Дома по"пушкинской тематике".
А каменецкий? Нам достоверно известно, что был он задуман еще в 1897-м, а завершилось строительство к осени 1900-г.(во во всяком случае,- не позже майкопского, а, скорее всего, даже немного раньше.) Легко предположить, что оба дома, "по согласованию сторон", вполне могли бы быть открыты в один день, к примеру, 21 ноября 1900, как это и случилось в Майкопе. Почему же каменчане, городская дума с этим опоздали почти на полтора месяца? Все очень просто. Открытие Пушкинского дома для "гоноровых" каменчан- событие далеко не рядовое. И по сей день их Дом культуры является неофициальной эмблемой города. Что уж говорить о 1900-м... Ждали, ждали
каменчане на открытие Дома высоких гостей из Петербурга, и прежде всего - кого-нибудь
из особ царствующей фамилии. Именно поэтому в программе готовящихся празнеств и была главная "фишка"- триста мальчиков и девочек ( видимо, в возрасте пяти-семи лет), которые "будут весело кружиться в танце в огромном зале"... А тепрерь к вопросу: а почему именно триста? И зачем такая большая танцевальная группа из малышей? Собрать воедино и, главное, одновременно триста ребятишек- дело непростое и крайне хлопотное. Для властей- это уж точно... Если иметь в виду возможности небольшого уездного городка, каковым и был в ту пору заштатный Каменец-Подольский. Во-первых, танцевальная группа ограничена возрастом (5-7 лет), во-вторых, нужно время, чтобы подготовить их достойное выступление перед высокими гостями. Значит, нужна большая подготовительная работа. И, прежде всего, с самими родителями. Дети, понятно, должны быть не только приблизительно одного возраста, но и при этом- из благополучных семей. Дабы предстать непременно хорошо одетыми, возможно, даже в одну праздничную униформу. Тут работа не на одну неделю... С учетом еще и хореографической подготовки танцев, репетиций в самом зале, в музыкальном сопровождении. Все это понятно.
Похоже, в Каменце ждали "самых первых Особ" т.е. царя и царицу... Или, минимум, повторим, кого-нибудь из дома Романовых. На них-то и был рассчитан главный номер культурной программы: как не умилиться, не растрогаться высоким гостям при виде такого выступления каменецких малышей! Так почему же, все таки, именно триста? Есть у нас ответ и на этот вопрос. Празднование столетия со дня рождения первого Поэта России, по царской милости,- событие имперского масштаба и значения. Так эти праздники и организовывались, так они и проходили. А какое следующее событие в России такого же масштаба? Или даже большего? И гадать нечего- 300-летие царствования Дома Романовых- главный имперский праздник 1913 года. Отсюда эта самая цифра- триста. Всем было понятно! Но не случилось- никто из Романовых на открытие Пушкинского дома так и не прехал... И опыт у каменчан уже был. Повторим: в 1893 году в городе был сооружен прекрасный православный кафедральный Александро-Невский собор- в ознаменование столетия присоединения Подолии к России. И тоже ждали на открытие царских особ. Ждали почти два года, до 1895-го.
Дело закончилось тем, что царица подарила собору какую-то церковную утварь, кажется, даже дорогую, и это была как бы компенсация за долготерпение каменецких верноподданных... На этот раз власти города так долго ждать не стали- Майкоп их уже опередил!.. И потому здесь использовали первый же подходящий случай- приближающийся праздник новогодней елки- 3 января 1901 года.
И, конечно же, этот детский утренник запомнился на всю жизнь не только самым маленьким его участникам, но и их родителям. И, кстати, среди этих трехсот счастливцев
вполне мог бы оказаться и шестилетний Коля Раевский, если бы их, Раевских, семья
приехала в Каменец в 1900-м, а не в 1902 году. Но это уже другая наша история...
Прим.* Раевский Николай Алексеевич (1894-1988)- русский писатель, выдающийся пушкинист. Автор таких общеизвестных книг как "Если заговорят портреты", "Портреты заговорили" и др. Учился в Каменец-Подольской мужской классической гимназии, которую закончил в 1913 году с золотой медалью.
** О семействе Дембинских (Дембицких) см. гл. из кн. "Первенец Пушкина", опубликованные ранее на этой стр. автора.
Cтатей на эту тему пока нет.