Статья добавлена 23 января 2011, в воскресенье, в 17:01. С того момента...
4137 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
1 | комментарий |
Представлена в разделах:
Специфика философии Нового времени. Эмпиризм.
Философия Нового времени получила новое, отличное от средневековой направление, обусловленное сменой приоритетов общества. В нашей статье основные направления и их специфика.
Новая философия, приходящая на смену религиозной философии Средневековья, существенно отличается от нее и по предмету, и по цели, и по методологии исследования. Доктрина «двойственной истины», выдвинутая в XIII в. арабским философом Ибн Рушдом и отвергнутая официальным духовенством, к XVII в. стала фактическим основанием для отделения философии от теологии и полного освобождения науки из-под власти Церкви.
В эпоху Средневековья безусловный приоритет принадлежал истинам веры, к Новому времени проблемы истолкования священных текстов смещаются на периферию сознания, в то время как на передний план выдвигается требование научиться читать и понимать «книгу Природы». Освобождаясь от «идеологического контроля» Церкви, философия начинает испытывать все большее влияние естествознания и математики. Результат смены ориентиров — после более чем двухтысячелетнего господства идеала умозрительного теоретизирования на передний план выдвигаются естественные науки, а задачей познания становится обоснование научного метода, продуцирование открытий и изобретений, которые способствовали бы расширению сферы влияния человека, утверждающего себя в качестве властелина мира.
Бэкон подчеркивает практический смысл познания: знание необходимо для того, чтобы найти в нем опору для изменения мира, приведения его в соответствие с желаниями и стремлениями человека. «Мы можем ровно столько, сколько мы знаем», — говорит Бэкон. Знание есть сила, дающая человеку власть над природой — вот суть новой мировоззренческой установки, определившей основные ориентиры новоевропейского мышления на последующие четыре столетия.
Общая ориентация на практическую эффективность, полезность научного знания в философии Нового времени была реализована в двух направлениях — эмпиризме и рационализме, конкурентная борьба между которыми во многом определила духовную атмосферу эпохи в целом. Эмпиризм, основоположник которого — Фрэнсис Бэкон (1561-1626), укоренился на английской почве, впоследствии широко распространившись в англоязычных странах, где, хотя и в модифицированных формах, сохраняет свои позиции до сегодняшнего дня. Философия эмпиризма восходит к античной философии Эпикура, который четко сформулировал положение, составляющее основу всей эмпирической традиции: «Ложь и ошибка всегда лежат в прибавлениях, делаемых мыслью». Если бы мысль была только воспроизведением извне действующего на нее объекта, ошибки не возникали бы никогда. Истина и ложь — это характеристика не внешних предметов, а наших суждений, выражающих ожидания и предположения по поводу этих предметов. Если при сопоставлении с предметом они не подтверждаются, то суждения ложны, если подтверждаются — истинны.
Когда эмпирик говорит об истинности или ложности, он имеет в виду не объекты, а суждения или, точнее, предсуждения (предрассудки), которые формируются в нашем рассуждающем мышлении т.е. до опыта, до того, как в нем будет запечатлен подлинный (чувственный) образ предмета. Сформировавшиеся после опыта суждения должны были бы быть всегда истинными, если бы впечатления, получаемые от вещей, ложились на гладкую основу, не искаженную нашими пристрастиями и предположениями. Образно говоря, предрассудки, присутствующие в нашем сознании, лишают его «гладкости», придают ему своеобразную «фактуру», шероховатости которой препятствуют получению идеально четкого отображения, на котором были бы ясно «прорисованы» все детали оригинала. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, которое «изменяет ход лучей от предметов сообразно своей собственной форме», а потому «грешит против верности тем, что сплетает и смешивает с природой вещей свою собственную природу». Познающий ум нуждается не столько в активизации, сколько в ограничении, ему нужны не крылья, а свинцовые гири, чтобы сдерживать его беспочвенные фантазии.
Источник: studentuhelp.ru
классная статья