Статья добавлена 23 января 2011, в воскресенье, в 16:58. С того момента...
1790 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Мировоззренческие основания древней арабской философии.
Наряду с христианством на Аравийском полуострове, Африке, активно развивался и Ислам. Отличительные его характеристики и течения в этой статье.
В VIII в. арабы проникли в Европу, захватив территорий современной Испании. Овладев этими землями, они не уничтожали прежней культуры, более того, развивали уже существующую цивилизацию, обеспечив ее расцвет в XI в.
В VIII — IX вв. на арабский язык была переведена огромная часть греческого философского наследия — работы Аристотеля, диалоги Платона, труды неоплатоников. На основе этих источников быстро развивается арабская философия. В VIII — IX вв. развивается теологическое течение мутазилитов (от араб. мутазила — отделившиеся), поставившее своей целью выход за рамки буквального истолкования Корана. Мутазилиты попытались обосновать мусульманское вероучение философскими доводами, утверждали свободу воли и соответственно нравственную ответственность человека за совершенные им действия.
Наиболее значительные представители этого течения в 8-9 вв. — Мухаммед аль-Аллаф, Ибрагим ан-Наззам, Васил ибн Ата и Амр ибн Убайд). Проблематика Бога стала актуальной в арабской философии (исламе) благодаря течению мутазилитов, а также течению фаласифа. Представитель течения мутазилитов аль-Аллаф боролся против приписывания Богу человеческих черт, за исключением мудрости, которая делает человека Богом. Ан-Наззам считал, что Бог может быть определен лишь негативно, т.е. можно сказать, чем Бог не является, но нельзя сказать, чем он является.
В течении «фаласифа» основой философствования выступало определение различий между Богом и миром, сама же эта основа была сформирована с использованием греческой философии. Аль-Кинди в традиции неоплатоников считает признаком Бога абсолютное единство, которое отлично от единства конкретной вещи этого материального мира.
Аль-Фараби занимался определением Бога и, используя античные , преимущественно греческие идеи, доказывал нетождественность Бога и мира тварного: Бог конечен, в то время как все остальное «случайно», оно может быть, а может и не быть, тогда как Бог быть должен. Ибн Сина существенной чертой Бога называл тождественность в нем сущности и существования: каждая тварная вещь имеет сущность, отличную от существования, т.е. в ней может преобладать прибавленное существование (она способна погибнуть и возникнуть), тогда как в Боге сущность идентична существованию, и поэтому он с необходимостью существует. Ибн Рушд трактует Бога в духе Аристотеля как перводвигатель, сущность которого — разум.
Источник: studentuhelp.ru/