Статья добавлена 6 января 2011, в четверг, в 17:00. С того момента...
4986 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Патристика и схоластика. Филосовские принципы.
Развитие христианской религии привело к расширению трактовок её теоретической части, в которых не было и не могло быть единства. Патристика и схоластика – наиболее известные из подобных теорий.
В период от первых веков новой эры до VIII в. выдающуюся роль в разработке основ христианской теологии сыграл ряд мыс¬лителей, чьи произведения и были позднее признаны религиозно-философской базой всего христианского учения. Их стали называть Отцами Церкви, а литература, созданная ими, получила общее название патристики.
В патристике выделяются две разновидности: греческая (восточ¬ная) и латинская (западная) патристика. На европейском Востоке патристика связана с деятельностью таких авторов, как Юстин, Татиан, Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, писавших по-гречески. На Западе наибольший вклад в патристику внесли такие мыслители, как Тертуллиан, Иероним, Августин, Боэций.
Трактаты данных мыслителей написаны на латинском языке. Одна из центральных дискуссий в патристике — соотношение христианства с античной мифологией, утверждение христианства как господствующей религии, попытки систематизации христианского вероучения, идейная защита христианства от его многочисленных врагов. Важной проблемой в период патристики стало решение проблемы взаимоотношения мышления разума и христианского вероучения, т.е. проблема соотнесения религии и философии.
Название свое схоластика получила в царствование Карла Великого благодаря тому что в школах того времени учитель, читавший лекции по теологии, назывался схоластом. В широком смысле под схоластикой подразумевают интеллектуальный феномен средневековой европейской культуры, характеризующейся рациональным обоснованием западно-христианского вероучения с особым интересом к логической проблематике.
В истории схоластики традиционно выделяют 4 периода: VIII—IX вв. — формирование схоластики. Главным центром средневековой культуры этого периода становится франкское королевство Карла Великого. Начинается новое оживление культуры — так называемое «Каролингское возрождение». IX—XII вв. — период бурных дискуссий теологов о роли веры и разума. XIII в. — «золотой» век схоластики. Рост городов привел к подъему образования, появлению университетов и развитию средневековой культуры в целом. Именно тогда были построены великолепные готические соборы и сочинены знаменитые уче¬ные трактаты о Боге, мире и человеке. Центральное место среди мыслителей этой эпохи занимает Фома Аквинский (1225—1274), XIV в. — кризис схоластики, олицетворяемый представителем поздней оппозиционной схоластики Уильямом Оккамом (ок. 1285-1349). Собственно теоретической проблемой схоластической философии стала проблема универсалий. Эта проблема общего и единичного, которая и сегодня является столь же актуальной, как и в период Средневековья. В Средние века спор о том, что чему предшествует — общее единичному или наоборот — выражался в двух крайностях: реализм и номинализм.
Источник: studentuhelp.ru/