Статья добавлена 1 сентября 2010, в среду, в 13:30. С того момента...
11080 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
2 | комментария |
Представлена в разделах:
Сатира, юмор, ирония, сарказм.
Для того что бы окрасить событие или персонажа в определённый комичный оттенок, авторы часто прибегают к известным литературным приёмам. Основные из них рассмотрим в этой статье.
Сатира, юмор, ирония, сарказм — разные степени и формы проявления комического. Комизм возникает, когда внутренняя пустота и никчемность прикрываются внешней значительностью, когда притязания не соответствуют внутренним возможностям человека.
Сатира — это вид комического, для которого характерна резко выраженная негативная оценка пороков общественного значения подвергнутого осмеянию объекта. Смех в сатире всегда отрицающий. Провожая "в царство теней все отжившее", по выражению М. Е. Салтыкова-Щедрина, сатира тем самым защищает все положительное, подлинно живое.
Создавая образ — объект сатиры, писатель нарушает пропорции, доводит до нелепости обличаемое явление, вызывая его негативное восприятие. Сатира обычно связана с явлениями общественной жизни. В ней разоблачаются не отдельные черты характера человека, а существенные социальные черты или пороки общества в целом. Смех в сатире служит не для развлечения, но "углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницающей силы которого мелочь и пустота жизни не испугала бы человека". Смех всегда социально окрашен.
Сатира помогает осознавать несоответствие того или иного явления идеалу, подрывая и разрушая это явление. Из числа авторов представленных на нашем сайте, в русской литературе сатира связана с именами Д. М. Фонвизина, А. С. Грибоедова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, в XX в. — с поэзией В. Маяковского, романами И. Ильфа и Е. Петрова, рассказами и повестями М. Зощенко и М. Булгакова. Юмор представляет собой насмешливое отношение к характерам и бытовой жизни людей.
В отличие от сатиры юмор — смех не уничтожающий, а безобидный, соединенный с жалостью. Юмор открывает "сквозь видимый миру смех... незримые ему слезы" (Н. В. Гоголь). Юмор может быть добродушным, дружеским, тонким или грубым, жестоким ("черным"). В юморе под маской смешного скрывается серьезное. Юмор направлен против отдельных, не существенных для всего общества недостатков жизни или человека. Юмористический смех всегда снисходительный, сочувственный в отличие от уничтожающего, разоблачающего сатирического смеха.
Если человек претендует на значительность, которой у него нет, если он обманывается в своей роли в обществе, то это не может не вызывать юмористического отношения к нему. В повести Л. Леонова "Записи Ковякина" герой, описывая свои заслуги перед городом, с пафосом сообщает: "Мне, конечно, неловко говорить об этом самому. Это дело настоящему историку в руки. Кроме того, и трудно перечислить все мои дела, потребовался бы толстый том". Что же это за дела? "Я добился, чтобы усопших клали не как придется, а в строгом порядке... На каждый участок идут покойники по одной только специальности. Купцы к купцам, военные к военным..." Однако претензии эти вредят не столько окружающим, сколько самому человеку. Поэтому такие люди вызывают к себе насмешливое отношение, соединенное не с негодованием, а с жалостью.
В русской литературе замечательными юмористами были Н. В. Гоголь ( Вечера на хуторе близ Диканьки, "Старосветские помещики"), А. П. Чехов, В. Шукшин. Если юмор вскрывает мнимость претензий, то ирония приписывает то, чего нет у объекта. Ирония — это скрытая насмешка, в которой слово положительного значения обретает противоположный отрицательный смысл. Например, "Отколе, умная, бредешь ты, голова?" —Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. (И. А. Крылов) Здесь предполагается ум у того, у кого его всегда отрицают.
Ирония основана на чувстве превосходства говорящего над тем, о чем или о ком он говорит. Когда ироническая усмешка становится едкой издевкой, ее называют сарказмом. Сарказм диктуется негодованием, возмущением какими-то явлениями, с которыми нельзя примириться. На сарказме основаны поэма "Монах" А. С. Пушкина, "Первое января" М. Ю. Лермонтова, "Размышления у парадного подъезда" Н. А. Некрасова. Если злая насмешка носит политический характер и развернута в целое произведение, то это памфлет. Таким образом, комическое может выступать в диапазоне от безобидного юмора, иронической насмешки и едкого сарказма до разящей, бичующей сатиры.
Источник: studentuhelp.ru/
Очень хорошая статья! Спасибо!