Статья добавлена 25 декабря 2012, в вторник, в 21:55. С того момента...
4216 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
ЦВЕТНАЯ ИСТИНА
К 180-летию со дня рождения поэта и критика Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864)
А.А.Григорьев в 1842 году, ровно 160 лет назад, окончил Московский университет первым кандидатом. Выбирая название для статьи, я обратилась к рассуждениям самого поэта, критика и философа Аполлона Александровича Григорьева: «Истина в чистом виде, истина абстрактная, для нас недоступна. Мы можем усвоить истину «цветную». Выражением «цветной истины» может быть только искусство». Искусство, по Григорьеву, необходимо национально и даже местно.
Сколько необычайных талантов рождает земля Русская! Это их отсвет доходит до нас с прохладного небосклона , распахнутого над русскими равнинами, где лучшие их произведения, вписаны в таинственную «книгу небес».
Благодаря нашей памяти и памяти наших современников именно они потакают любому настрою нашей капризной души в минуты печали и радости земной жизни.
Талант Аполлона Григорьева – из их числа. Его поэтический дар несомненен – это чистейший отклик на органическую потребность русского народа в некоем откровении, отражающем неизвестную ещё сторону национальной жизни, национального самосознания, на внутреннюю энергетику нации. Подобный талант, обязательно скажет своё, новое слово, приносящее людям истину. Это станет реальной силой, преобразующей мир. И прямо сейчас мне хочется привести один из шедевров поэта Аполлона Григорьева. Возможно стихотворения «Комета» и «Над тобою мне тайная сила дана» не слишком известны, однако полностью подтверждают вышесказанное.
КОМЕТА
Когда средь сонма звезд, размеренно и стройно,
Как звуков перелив, одна вослед другой,
Определенный путь, свершающих спокойно,
Комета полетит неправильной чертой,
НедосоздАнная, вся полная раздора,
Невзнузданных стихий, неистового спора,
Горя еще сама и на пути своем
Грозя иным звездам стремленьем и огнем, –
Что нужды ей тогда до общего смущенья,
До разрушения гармонии?.. Она
Из лона отчего, из родника творенья
В созданья стройный круг борьбою послана,
Да совершит путем борьбы и испытанья
Цель очищения и цель самопознанья.
Анализ этого, завораживающего внутренней энергетикой произведения, доставит огромное удовольствие любому желающему взяться за такую работу. Кстати, а сама Россия – разве не «Григорьевская» комета?.. Дайте только волю воображению! Однако, обратимся к истокам формирования личности Аполлона Григорьева, безмерно любимого родителями сына, дворянина и крепостной. Мальчик в буквальном смысле рос в стенах собственного дома. В семье царил, поддерживаемый матерью, нелепый и весьма строгий распорядок, с которым нельзя было не считаться. До 17-и летнего возраста Григорьева ни с кем, и не под каким предлогом не отпускали из дому, что, с одной стороны способствовало развитию способностей мальчика, но мешало выработке его характера. Только поступив в Московский университет, Григорьев постепенно освобождается от строгого домашнего контроля. Природная одаренность Григорьева проявляется, во время обучения в университете, настолько ярко, что граф Строганов, тогдашний попечитель университета (30-е годы), вынужден был очень строго обратиться к Григорьеву с просьбой «стушеваться», пояснив, что его поведение действует подавляюще на остальных студентов, нарушает нормальный ход учебного процесса. В 1842 году Григорьев оканчивает университет первым кандидатом наук. Перед ним открывается блестящая академическая карьера, которой не суждено было осуществиться в силу многих характерологических особенностей и жизненных обстоятельств поэта. Некое тёмное «веянье», которое сам Григорьев явственно ощущал, входит в его жизнь, толкая на путь «нравственных и литературных скитальчеств». Григорьев живёт в Петербурге, где издаёт сборник стихов романтического направления, бедствует, пишет первые критические статьи, приобретает на всю жизнь пагубное пристрастие к алкоголю. А тут ещё нелепый брак, которым Григорьев связывает себя на всю жизнь… С этого момента биография красавца-мужчины, обаятельного человека, поэта, музыканта, критика и философа начинает приобретать характер прямого самоистребления. Боже мой, не слишком ли многих русский поэтов постигает подобная судьба? Кажется, что неумолимый Рок идёт за ними по пятам. Судьба, сначала зажигает и бросает их высоко в небо, где они какое-то время светятся, подобно кометам, а затем гаснут и исчезают в тлетворной земной атмосфере. Но то, что они, светясь и сгорая, успели вписать в таинственную «книгу небес» остается с нами навечно.
Аполлон Григорьев известный в России поэт. В Большой серии Библиотеки Поэта (1959) ему посвящён целый том. Однако поэтическое наследие его слишком неравноценно. Кроме прекрасной лирики, он написал и ещё два признанных всеми шедевра (первые два упоминались ранее):
О, говори хоть ты со мной…» и «Цыганская венгерка» («Две гитары, зазвенев…»). Они были написаны в Италии и до сих пор входят в цыганский репертуар. Сам Григорьев определил этот род лирики, как «метеорскую» кабацкую поэму звуков безвыходного отчаяния». Особенно, в этой связи, можно отметить «Цыганскую венгерку».Вот некоторые выдержки из неё:
«…Две гитары, зазвенев,
Жалобно заныли…
С детства памятный напев,
Старый друг мой – ты ли?
Как тебя мне не узнать?
На тебе лежит печать
Буйного похмелья,
Горького веселья!
…………………….
Квинты резко дребезжат,
Сыплют дробью звуки...
Звуки ноют и визжат,
Словно стоны муки.
Что за горе? Плюнь да пей!
Ты завей его, завей
Веревочкой горе!
Топи тоску в море!
……………………
Перебор… и квинта вновь
Ноет-зазывает;
Приливает к сердцу кровь,
Голова пылает…
1857 г.
О, эти звуки «безвыходного отчаяния»! Мы слышим через толщу лет. Как они похожи и как неотвратимы.
Только прислушайтесь теперь к внутренней мелодии и словам стихотворения «Гость» совремкнного поэта Николая Рубцова
«… Гость молчит, и я – ни слова!
Только руки говорят.
По своим стаканам снова
Разливаем все подряд.
Красным, белым и зеленым
Мы поддерживаем жизнь.
Взгляд блуждает по иконам,
Настроенье – хоть женись!
Я молчу, я слышу пенье,
И в прокуренной груди
Снова слышится волненье:
Что же, что же впереди?
Как же так – скажи на милость!
В наши годы, милый гость! –
Все прошло и прокатилось,
Пролетело, пронеслось?
Красным, белым и зеленым
Нагоняем сладкий бред…
Взгляд блуждает по иконам…
Неужели бога нет
Через сто лет мелодия стиха нашего современника стала, пожалуй, более безвыходной, а отчаяние, звучащее в ней – пронзительно глубоким.
Вот такая горькая, такая предельно искренняя получается перекличка между веками, между русскими талантами.
Если же касаться лирики этих двух поэтов, то и здесь тоже можно найти много общего… Однако, это общее уже не безвыходность и отчаяние, а любовь к отчему дому, к России. Здесь живёт душевный покой, который редко выпадает тонко чувствующим все вибрации жизни поэтам. Именно поэтому он особенно ценен. Прочитав, приведённые ниже, выдержки из стихотворений А. Григорьева и Н. Рубцова, вы не только убедитесь в этом, но и непременно заметите два взгляда на русскую зиму. Если Григорьев смотрит на неё из глубины комнаты, через окно, то Рубцов находится в эпицентре первого снегопада.
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР (А.Григорьев)
Душный вечер, зимний вечер;
Все окно заволокло,
Нагорели тускло свечи –
Не темно и не светло…
……………………………….
Слушай лучше… Тоном выше
Тянет песню самовар,
И мороз трещит по крыше –
Оба, право, Божий дар, -
В зимний вечер, в душный вечер…
Да и вечер нужен нам,
Чтоб без мысли и без речи
Верный счет вести часам.
ВЫПАЛ СНЕГ (Н.Рубцов)
Выпал снег – и все забылось,
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось,
Словно выпил я вина.
Вдоль по улице по узкой
Чистый мчится ветерок,
Красотою древнерусской
Обновился городок.
Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.
Снег летит – гляди и слушай!
Так вот просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу…
Ну и ладно! И добро.
В художественной прозе А. Григорьев не дал того, что мог и долже был бы дать, но зато Григорьев-критик заслуживает должной похвалы и признания. Как театральный критик он вообще вне конкуренции. В этой области даже некого поставить с ним рядом. В литературной критике найдутся не более трёх-четырех имён более громких, по крайней мере, более находящихся на слуху у читателя.
Исключительная одаренность Григорьева – критика не получила должного признания среди его современников. О Григорьеве критике и Григорьеве философе, приверженце философского романтизма, вы можете прочитать, например, в статье Н. Калягина «Последний романтик» в журнале «Русское самосознание» № 4
Татьяна Кайсарова
Cтатей на эту тему пока нет.