Статья добавлена 27 января 2011, в четверг, в 16:41. С того момента...
4754 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
2 | комментария |
Представлена в разделах:
Лекарственная монополия компании Martin Bauer
Лекарственная монополия компании Martin Bauer на рынках Восточной Европы создает социальную нестабильность
Стратегия Martin Bauer Group в деятельности на фармацевтическом рынке - идеальна и полностью оправдана (с точки зрения циничного рыночного субъекта) - давление на более мелких конкурентов, разрушение отраслевых цепочек, которые он не контролируют, а также создание новых продуктов, копирующих старые, но гораздо более дорогостоящих.
Результат экспансии холдинга Martin Bauer на рынок лекарственных трав Восточной Европы выглядит следующим образом: нет конкуренции в закупках, нет конкуренции в продажах, реальная монополия, максимально завышенные отпускные цены на продукцию.
Фармацевтический рынок любой страны всегда относился к остроконкурентным и высокодоходным бизнесам. С другой стороны, фармбизнес оказывается крайне серьезное стабилизирующее или дестабилизирующее влияние на наиболее социально чувствительные группы населения. А потому государство достаточно активно вмешивается в работу этого рынка, не позволяя возникать на нем картельным сговорам или агрессивным монопольным очагам, прекрасно понимая взрывные последствия подобного «недосмотра».
Некоторое исключение составляет так называемый рынок препаратов из лекарственных трав (этот сегмент фармацевтического рынка включает в себя настойки, бальзамы, капли, таблетки, мази, сборы, фиточаи). Еще вчера этот сегмент рынка Европы и Восточной Европы отличался некоторым стагнирующим течением и совсем не радовал нас горячими новостями.
Например, рынок препаратов из лекарственных трав Украины по сравнению с основными фармацевтическими направлениями выглядит не очень впечатляюще, занимая в денежном выражении всего 4% украинского фармацевтического рынка (по данным исследовательской компании SMD, г. Киев). Тем не менее, в последнее время выяснилось, что именно этот сегмент, представляет для государства наиболее важный сегмент. Так как рынок дешевых травяных препаратов может считаться самым социально важным и социально направленным сегментом. События, которые на нем происходят в последнее время, в самой краткосрочной перспективе вполне могут спровоцировать один из сильнейших социальных стрессов.
Дело в том, что на рынке препаратов из лекарственных трав Украины явно надувается крупный монопольный пузырь. Причем сразу в двух ключевых направлениях - сырьевом и продаже готовых препаратов. Что это означает? Не секрет, что любой крупный отраслевой игрок всегда готов идти на монополизацию хотя бы некоторых сегментов рынка, на которых он работает. Монополизация - это всегда возможность нарастить продажи, увеличивать цены, диктовать условия работы по той же процедуре закупки сырья или сбыта готовой продукции. В подобной рыночной тактике нет, ровным счетом, ничего удивительного. Как нет ничего удивительного в том, что «фармацевтический гигант» Martin Bauer Group действует на украинском рынке лекарственных трав, исходя исключительно из собственных представлений о перспективной роли монополии с точки зрения получения прибылей.
Martin Bauer Group ведет себя крайне агрессивно. В Украину немецкий концерн зашел сразу через две калитки. Во-первых, приобретение «Фитосовхоза Радуга» в Крыму позволило концерну занять доминирующие (монопольные) позиции на так называемом сырьевом рынке. Между прочим, надо сказать, что фармацевтические компании используют растительное сырье и для изготовления биологически активных добавок к пище, а также фиточаев, спрос на которые в Украине, по наблюдениям экспертов, растет минимум на 10-15% в год. Однако в виду явно недостаточного уровня производства и качества собираемых в Украине лекарственных трав, одни фармацевтические компании разрабатывают систему по их заготовке, другие вынуждены наращивать импорт сырья. В обоих случаях ключевую роль играет аккурат Martin Bauer Group. А это конкретное манипулирование ценами на закупку сырья и как следствие дистанционное управление на рынке готовой и социально важной продукции.
Во-вторых, Martin Bauer Group чрезвычайно резво вошла и на рынок готовых растительных лекарственных средств и фитопрепаратов через агрессивное (и юридически несколько странное) поглощение... лидера рынка - житомирского ЗАО «Лектравы», которое по данным самого ЗАО занимает 70% рынка лекарственных трав Украины (http://www.zhitomir.info/news_60792.html). По сути, уже сейчас можно вести речь о формировании противоестественной монополии. Согласно соответствующему законодательству, игрок, контролирующий 35% и более, уже считается несомненным монополистом.
И тут всплывают сразу два весьма спорных и скользких юридических коллизии. С одной стороны, хорошо известно, что Martin Bauer Group не обращалась к Антимонопольному комитету за получением разрешение на консолидацию столь большого пакета акций и создании монопольного очага на рынке фармацевтических препаратов. И очевидно, что антимонопольный комитет должен, по идее, немедленно и жестко реагировать на подобную ситуацию. С другой стороны, государство в целом пока также не реагирует адекватно на столь агрессивное и неприемлемое поведении иностранной компании на социально критическом рынке. А ведь молчание государства в данном случае - это прямой путь к возникновению еще одного мощного очага социальной напряженности. По той простой причине, что рынок лекарственных трав - это, прежде всего, рынок активного потребления медикаментов для социально незащищенных слоев населения, для слоев с низкими доходами. В общем, ситуация выглядит довольно странно - важнейший с точки зрения социального спокойствия рынок государство отдает на откуп внешнему игроку, которого совершено не интересуют всякие там политические договоренности и общественные ожидания. Внешний игрок в данном случае - это запуск программы максимального получения прибыли. Любой ценой.
Так, что же все-таки происходит на рынке лекарственных трав? А происходит там сразу два настораживающих процесса. Немецкий концерн Martin Bauer Group действует нынче в Украине точно также, как действовал до этого в России, Польше, Чехии и Германии, пытаясь посредством любых инструментов (не всегда юридически корректных) монопольно контролировать цены на сырье и продукцию. Для чего концерн скупает наиболее мощные активы и предприятия. После чего выходит на профильный рынок с той же товарной линейкой, но только с переименованными товарными единицами и с несколько разбухшими ценами. Второй процесс: неконкурентное, нерыночное выдавливание мелких предприятий с украинского рынка. Понятно, что реальная (действенная) монополия возможна только в том случае, если игрок контролирует одновременно и закупочные цены на сырье (через подобный контроль как раз и можно быстро и безболезненно выдавливать конкурентов), и реализацию конечного продукта (уже после того, как мелкие конкуренты будут выдавлены, а цены взвинчены).
Следует сделать важную оговорку, что еще во времена СССР в Украине была развита достаточно мощная база по выращиванию сырья для индустрии. Из 14 совхозов-заводов, входивших в государственную структуру по производству лекарственных трав «Укрфитотерапия», осталось 4 (в Полтавской, Сумской, Львовской, Тернопольской областях). Сейчас ситуация выглядит еще хуже. Через упоминавшегося уже нами предприятия - «Фитосовхоз «Радуга» и «Лектравы», контролирующих львиную долю сырьевого рынка и рынка готовой продукции лекарственных средств, Martin Bauer Group сможет быстро реализовать вторую часть своего амбициозного плана - за счет временного демпинга выбросить с рынка конкурентов по продажам, а затем монопольно взвинтить цены. Именно так незамысловато и формируется реальная монополия на социально напряженных рынках.
Кроме того, надо хорошо понимать, что внешний игрок (немецкая компания Martin Bauer Group) настроен на частичный вывод денег из отрасли. Дефицит же денег не позволит отрасли развиваться так, чтобы адекватно конкурировать с отраслевыми рынками соседних стран и, следовательно, рано или поздно мы станем полностью зависимыми от внешних поставок дорогих медикаментозных продуктов. При этом из страны будет налажен вывоз дешевого сырья.
Странные события разворачиваются и вокруг стержневого актива немецкой компании - житомирского предприятия «Лектравы». Используя административный ресурс - «коммунистического» директора предприятия Федора Крисана и вольный доступ к реестру акционеров предприятия «Лектравы», немецкая компания MB Beteiligungs GmbH, представляющая интересы холдинга Martin Bauer вынуждает людей продавать акции по цене, которая существенно ниже рыночной. Нарушая Антимонопольное законодательство и законодательство по ценным бумагам, директор предприятия перепродает фактически украденные у работников завода акции в собственность Martin Bauer Group.
Эти события - полновесный предмет для пристального изучения со стороны соответствующих госорганов. Из жалобы Валентины Мельник в прокуратуру Королевского района Житомира (копии в Генеральную прокуратуру): «станом на сьогоднішній день, Наглядова рада ЗАТ «Ліктрави» продовжує скуповувати на баланс ЗАТ власні акції для перепродажу не на користь працівників ЗАТ... При цьому, скуповування акцій у акціонерів Правління ЗАТ проводить за копійки та пояснює це тим, що на сьогоднішній день підприємство таким чином захищається від ворожого захвату акціонерного товариства». Это только маленькая толика юридических странностей, которые нынче буквально парализовали предприятие. Возникают резонные вопросы. Кто этот «таинственный враждебный поглотитель»? Неужели немецкий концерн? Нет. Концерн через своих представителей и доверенных лиц как раз и проводит весьма оригинальную «защиту прав акционеров», в результате чего акции у этих людей скупаются по 80-100 грн. и перепродаются большому инвестору уже по 500 грн. Есть и более существенный эпизод в истории нынешнего руководства «Лектравы», детальное разбирательство которого, судя по всему, позволит раскрыть странную систему поставок на предприятие импортного сырья. На протяжении нескольких лет «Лектравы» импортировали определенные виды трав из ближнего и дальнего зарубежья. В этом нет ничего плохого. Плохое кроется в способах начисления налога на добавленную стоимость (письмо Государственной таможенной службы Украины № 24/3/6.19/296-с-34) Впрочем, это отдельная большая история, ценой в несколько миллионов гривен, требующая в свою очередь отдельного подробного рассказа.
С другой стороны, особую пикантность ситуации придает... чрезвычайно циничное и равнодушное поведение немецкой стороны. Управляющий директор Martin Bauer Group Адольф Ведель, который, судя по всему, курирует с немецкой стороны условный «захват» украинского предприятия, в ультимативной форме отказался комментировать нашему корреспонденту странные события, происходящие нынче вокруг житомирского предприятия «Лектравы», а также прояснить дальнейшую стратегию развития концерна на украинском рынке. Неоднократное обращение нашего журналиста в головной офис Мартин Бауэр в Германии и прямой контакт с PR-менеджером компании не прояснили агрессивные действия покупателя и не разрушили подозрения в незаконности покупки ЗАО «Лектравы». Помощник Адольфа Веделя поспешно перенаправил нас на «руководителя проекта» - Вячеслава Малинку, директора входящего в холдинг Martin Bauer предприятия «Красногорсклексредства» (Россия), который также не захотел объяснять, зачем был закрыт украинский завод и тут же иронично добавил, что «ничего не знает про нарушения при покупке». Видимо, нам открыто предложили считать циничное и равнодушное отношение г-на Веделя к обманутым акционерам предприятия - официальной позицией немецкого холдинга Martin Bauer по отношению к украинскому народу и законодательству Украины.
А теперь некоторые предварительные выводы. Первое: кто сможет профессионально и аккуратно остановить экспансию крайне агрессивного внешнего (немецкого) концерна, предпочитающего выстраивать монополии на отраслевых и социальнозначимых рынках и делать это жесткими неконкурентынми методами? Второе: почему Антимонопольный комитет даже не пытается вмешаться в развал социльнозначимой отрасли? Третье: зачем вообще нужно отдавать внешнему инвестору, тяготеющему к монополиям, хорошо работающие, прибыльные и перспективные предприятия, контролирующие львиную долю нашего национального рынка? Наконец, четвертое: что делать с очевидными юридическими нарушениями, которые всплывают в связи с попытками «неустановленных людей» консолидировать пакеты акций на житомирском заводе «Лектравы»? В любом случае, нынешние события вокруг рынка лекарственных трав красноречиво говорят о стиле и намерениях немецкой Martin Bauer Group. Больше агрессии, больше прибыли, больше монополизма и никаких сантиментов...
Ответов пока нет.
Зачем говорить про лекарственные травы, что это монополия? У нас все монополия: и тепло, и газ, и водоканал. Мы туда больше денег отдаем и никто о том особо не говорит, наоборот. мы должны понимать ситуацию платить, платить, платить... А травы сами себе заготовим в лесу.
Какая разница - немцы или украинская мафия. Наша мафия бесплатно все заберет, а немцы хоть что-то заплатили. В отношении мелких производителей. У них сырье будет дорогим и они не выдержат все равно рано или поздно, ведь по современным требованиям сырье должно выращиваться хозяйствами по европейским меркам: никаких загрязнений, пестицидов, удобрений и пр. и пр. Никаких приемок сырья от частных лиц.Мелкие производители просто "отсохнут." К БАДам тоже требования растут от родного Минздрава. И это правильно: слишком много производителей растительных продуктов в виде травяных сборов работают непонятно в каких условиях.