Статья добавлена 15 марта 2016, в вторник, в 16:41. С того момента...
6735 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Артикуляционный навык при пении – важный аспект в развитии
Формирование гласных звуков в пении. Формирование согласных звуков в пении. Значение произношения гласных и согласных звуков в пении для высокой певческой форманты. Культу
Академическое пение - это органичное соединение слова и красивого музыкального певческого тона. Сочетание этих двух качеств -это главный этап в постановке голоса, который называется навыком артикуляции. Вместе с навыком певческого дыхания и звукообразования он является ведущим и включает в себя умение вокально произносить речь.
Обучение академическому пению предполагает овладение учеником собственным певческим голосом, в той мере, когда голос звучит полноценно, то есть каждый звук верно организован. Вокализация и слово влияют друг на друга так как воспроизводятся единым голосовым аппаратом.
Формирование разговорных и вокальных звуков осуществляется артикуляционным аппаратом , состоящего из мышечных органов ротоглоточного канала - губы, твердое и мягкое нёбо , зев, глотка, язык и нижняя челюсть. Язык, из-за свей подвижности - это основной артикуляционный орган.
Есть существенные различия постановки голосового аппарата при пении и разговорной речи. Эти различия связаны с работой артикуляционного аппарата и гортани. В разговорной речи гортань и артикуляционный аппарат работают сообща. В то время как в пении гортань и артикуляционный аппарат работают независимо друг от друга. Гортань постоянна в своем положении и никак не реагирует на изменение в произношении. Во время пения слова, как бы , нанизываются на вокальную линию, то есть гласные и согласные звуки строятся так, что они не нарушают кантиленного звучания.
Преподаватель академического пения должен знать о правильной работе артикуляционного аппарата при вокализации. Следовательно, применяя эти знания сможет добиться у ученика выработки нужных качеств голоса и свободы органов артикуляционного аппарата.
II. Формирование гласных звуков в пении.
Пение осуществляется на гласных звуках, поэтому они являются объектом основного внимания преподавателя. Задача преподавателя - сделать все гласные ровными . Для этого сначала на одном , наиболее вокально звучащем гласном звуке выработать лучшие певческие качества, а затем перенести это звучание на все другие гласные. Каждый гласный звук имеет свои особенности при воздействии на голосовой аппарат. Следовательно, для формирования и развития вокальных качеств голоса необходимо найти тот гласный звук, на котором они лучше всего проявляются. Импеданс - это разные гласные звуки создают на голосовых складках неодинаковое надсвязочное давление в силу разных объемов. Дети , имея яркие , звонкие разговорные голоса , при пении звучат тускло и неполётно , это следствие слабого импеданса, когда подсвязочное давление намного выше надсвязочного, возникает дисбаланс в смыкании голосовых связок.
То же можно сказать и о разной громкости гласных. Это явление связано со звукопоглощающей способностью полостей артикуляционного аппарата на тех или иных гласных. Итак, по степени нарастания импеданса, гласные можно разместить в следующей последовательности А-О-Е-У-И , а по степени разной громкости И-У-Е-О-А , т.е. гласная - И- вместе с гласным звуком - У- менее громкие, но обладают наибольшим импедансом.
Разговорная речь осуществляется артикуляционным аппаратом на подвижной гортани, причем она чаще всего находится в повышенном положении, в то время, как при пении гортань находится в пониженном. У детей гортань в силу физиологических особенностей имеет высокое положение, поэтому при переходе от разговорной речи к вокальной, детской гортани перестроиться невозможно, т.е опустить гортань. Отсюда следует, что преподавателю необходимо следить, чтобы во время фонации гортань не становилась, еще выше по положению, иначе обьём в ротоглоточном канале и без того, небольшой , станет еще меньше. Таким образом, для того, чтобы получить не зажатый гласный звук преподавателю необходимо научить ребенка образовывать определенный объем гортани и ротовой полости, в которых гласный звук приобрел бы певческие обертоны и акустические свойства звука - полётность и звонкость.
Певческие гласные в академическом пении более округлы и менее"чисты" по произношению и звучанию, и поэтому гласные звуки в пении звучат более ровно, чем речевые.
Например:
гласный звук - а - тяготеет к гласному звуку - о -,
гласный звук - у - тяготеет к гласному звуку - о -,
гласный звук - е - тяготеет к гласному звуку - э -,
гласный звук - и - тяготеет к гласному звуку - ы -.
III. Формирование согласных звуков в пении.
Согласные звуки образуются в результате шума, который возникает в ротоглоточном канале из-за сужений и преград, через которые проходит воздушная струя.
Согласные звуки П и К - взрывные. Они образуются при полном смыкании глоточного канала с последующим резким его размыканием.
Согласные звуки С и Ф - образуются в результате сужения глоточного канала до образования голосовой щели.
Согласная Р -согласная-вибрато.
У глухих согласных источником звука является шум, гортань в работу не включена, а голосовая щель раскрыта.
По месту звукового образования согласные также строятся неодинаково.
Одни согласные звуки образуются на губах - Б , П.
Другие согласные - в передней части ротовой полости - С ,Т, Л, Д.
Согласные звуки Р, Ш образуются в средней части ротовой полости.
Согласные звуки К, Г, Х - образуются в задней части ротовой полости.
Что делать , если у ребенка нечетная дикция? Для того чтобы это исправить преподаватель должен следить за тем , чтобы ученик четко и кратко произносил согласные буквы и правильно формировал гласные, т.е. следить за произношением. Качество дикции зависит от степени развития певческого дыхания, от степени свободы голосового аппарата во время пения. Артикуляционный навык вырабатывается постепенно, по мере взросления ученика. На первых порах требуется большое внимание со стороны преподавателя на пение каждого звука на дыхании, нанизывая каждый звук на единую вокальную нить.
IV. Значение произношения гласных и согласных звуков в пении для
высокой певческой форманты.
Вокальный слух - это главный регулятор и корректор певческого поведения гортани. И именно вокальному слуху должно быть уделено должное внимание.
Дети часто детонируют не из-за плохого вокального слуха, а из-за отсутствии координации между слухом и голосом. Координация голоса - это умение создавать мышцами голосового аппарата такие певческие условия, в которых удобство исполнения влечет за собой и чистоту интонации. Развитие координации в пении может замедлиться по некоторым причинам:
- вялости мышц голосового аппарата;
-отсутствия мышечной эластики голосового аппарата (при переходе звука из регистра в регистр, от ноты к ноте);
-отсутствие в пении правильной артикуляции.
Артикуляция у детей не должна быть утрированной, но должна быть активной. Это значит, что на каком бы языке (немецком , русском , французском, итальянском) не пел ребенок , вокруг каждого гласного звука необходимо создавать такое певческое пространство в голосовом аппарате. благодаря которому звук приобретает округлость и объем.
Объем детского голоса невелик и у каждого индивидуален. Если ребенок поет в большем объеме , чем позволяет его физиология, то это может привести к детонации. Также пение в меньшем объеме приводит к зажиму гортани ,следовательно, приведет к детонированию.
Итак, в работе с детскими голосами преподавателю нужно найти так называемую " золотую середину", т.е. найти такое удобное место для голоса, где он звучал бы объемно. но неперерасширенно, когда вдох активен , а выдох рационален и каждое слово нанизывается на единую вокальную цепь.
Одной из задач, стоящих перед преподавателем- это сглаживание регистров голоса, естественно звучащий средний регистр соединить с верхним, чтобы избежать "пестроты" в голосе. Выравнивание способствует пение в фальцетной манере и правило петь"чем ниже, тем тише". Дети любят петь звуки примарного тона громко, давя на гортань. Однако, такой манерой ребенку спеть верхние ноты невозможно. Следовательно , надо обучать детей фальцетному голосообразованию.
Детский голос звучит тише, менее ярок и полётен, так как эмиссия звука у детей слабая по ряду физиологических причин. Одна из причин слабости звучания голоса - плохо развитое певческое дыхание, и только в фальцетной манере пения дети смогут петь верхние ноты , а также быстрее развивается звуковысотный диапазон голоса , а значит и чистота интонации.
Развитие вокального слуха у ребенка - дело долгое, но навык интонирования развивается только при условии удобного объемного природосообразного произношения гласных и согласных звуков , то есть певческой артикуляции.
Детский голосовой аппарат, настроенный на "говорок ", нуждается в иных условиях - в условиях вокальных . Во время вокальных занятий, настроенных на пение академическое в ротовой и глоточной полости создаются объем и резонаторное пространство, диапазон голоса выравнивается . Диапазон детского голоса при постановке должен использоваться индивидуально, учитывая возможности детей. Совершенно не допускается форсированное пение , так как из-за сильного напора воздуха голосовые связки ребенка не могут нести естественную вибрацию , а переходят на крик , что сказывается на тембре певческого голоса. Нужно правильно и быстро произносить согласные звуки, так как он являются " трамплином " для гласных звуков. Свобода мышц артикуляционного аппарата , свобода нижней челюсти , естественное звучание певческого голоса ребенка - вот главные принципы освоения певческой артикуляции.
Итак, для правильного формирования гласных и согласных букв в пении перед преподавателем ставятся следующие задачи:
- Петь в рамках допустимого диапазона;
- Добиваться единой вокальной позиции при пении любых гласных;
- Быстро и четко проговаривать согласные ;
- Следить за свободой мышц артикуляционного аппарата.
V. Культура звука. Произношение слова при обучении пению.
На протяжении всего обучения мы часто говорим о дикции в пении - "четкое слово". Хорошая дикция - это следствие верной артикуляции и свободы гортани. Артикуляция связана в вокале с навыком пения гласных звуков. Разговорные гласные звуки "А- Е- О - У- Ы- И -Э" отличаются от произношения этих же гласных звуков вокальных, то есть вокализация построена на потоке гласных, ограничиваемых согласными звуками.
Дикция в пении зависит от четкости и интенсивности произношения согласных и присоединения их к последующей гласной :
Например " Я Вас люблю, люблю безмерно ".
В пении " Я- ВА-СЛЮ-БЛЮ, ЛЮ-БЛЮ-БЕ-ЗМЕ-РНО"
В пении существуют чистые и смешанные гласные. Чистыми гласными могут быть только те , которые в слове являются ударными, а остальные гласные редуцируются .
Например:" Мне грустно, потому, что , что весело тебе"
произношение в пении будет близко к такому:
"Мне гр/у/сна па-та-м/у/, што в/е/си-ла ти-б/е/"
Чёткое , естественное и выразительное слово в пении должно быть вокальным, то есть как бы нанизанным на линию ровного, гибкого и выразительного звучания голоса. При пении гласных звуков возникают разные ощущения в ротоглоточном аппарате:
- Гласные "А, Э" поются по горизонтали. Это значит , что корень языка поднимается , от этого вход в гортань закрывается надгортанником. Возникает ощущение горизонтальной плоскости.
- Гласные " У-О-Ы" являются глубокими гласными. При пении этих гласных в глотке создаётся широкое пространство -"труба". Преподаватель вокала должен владеть понятиями импеданса (разные гласные создают разное давление на голосовые складки). По силе давления воздуха на голосовые складки гласные расположены в следующей последовательности - А-О-Е-У-И. Знание акустических свойств голоса влечет за собой понимание процесса вокального обучения.
Понятие " высокая певческая форманта " включает в себя скорость распространения звуковых волн, то есть силу, яркость и полётность звука. У разных гласных певческая форманта не одинакова , наиболее сильная певческая форманта на гласных (и, е , э), поэтому они звучат звонко. Наименьшая певческая форманта на гласных (у, о), гласная "а" занимает промежуточное положение, и , как показывает практика, чёткое произношение гласных является неким стимулирующим моментом, поднимает общий тонус детей в пении.
Возвращаясь к произношению слов в пении, необходимо помнить правила орфоэпии. В методике воспитания вокальному искусству детей особое место должно быть уделено значению произношения и согласных звуков в пении. Согласные звуки формируются по принципу : 1) оглушению подвергаются:
- Звонкие согласные в конце слова;
- Звонкие согласные в середине слова перед глухими;
- "В" перед глухими, в начале - (в путь).
Озвончению подвергаются глухие согласные(к,п,т,ш) перед звонкими согласными:
С -(З) - з горы; К - (Г) - г дереву.
Звонкий согласный звук "В" - является исключением, перед которым глухие согласные не озвончаются:
С верой.
Глухие согласные в конце слова перед словом, начинающимся со звонкой согласной не озвончаются :
Путь далек, глухая степь безмолвна.
В глагольных окончаниях (ться- тся) - говорится и поётся как (цц):
говорится - при пении "говорицца",
поется - при пении "поёцца",
близится - при пении"близицца".
Возвратная частица -(сь, ся)перед твёрдым согласным звучит твёрдо:
коснулся - при пении "коснулса",
боюсь - при пении "боюс".
Грамотное произношение слова в пении- часть вокальной культуры и эстетики и, конечно, важная сторона вокального воспитания в целом.
Источник: 1. Орлова И.Ф. "Развитие голоса девочек" Москва, 1962г. 2. Шацкая В.Н. "Детский голос" Москва, 1978г. 3. Стулова Г.П."Развитие детского голоса в процессе об
Cтатей на эту тему пока нет.