Статья добавлена 21 октября 2009, в среду, в 13:30. С того момента...
2019 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Использование металлоконструкций в мостах Петербурга
Еще в начале 19 столетия в мостостроительстве Петербурга впервые применили металл как строительный материал. Именно металлоконструкции послужили началом появления новых архитектурных форм, которые сильно изменили архитектуру мостов.
Чугун очень прочен, практически в пять раз прочнее гранита. Это позволило создать более легкие по весу строительные конструкции. Громоздкие изогнутые арки каменных мостов 18 века ушли. Появились изящные арки из металлоконструкций (чугуна).
Первым мостом, где были применены металлоконструкции , стал мост на пересечении Невского проспекта и Мойки (1806 год). До революции он назывался Полицейским, или Зеленым, а затем стал Народным. Петербургским архитектором В. Гесте была использована идея инженера Р.Фултона. Пролет был покрыт пологим сводом из металлоконструкций, которые были собраны из чугунных блоков. Они напоминали по форме перевернутые ящики. В стенках блоков были сделаны отверстия, через них пропускались болты, которые скрепляли блоки-ящики один с другим. Такую конструкцию моста с применением металлоконструкций посчитали очень удачной. Таким образом, проект стал образцовым - первым в мире типовым проектом металлического моста. По этому проекту к концу первого десятилетия 19 столетия металлоконструкции, а это были чугунные блоки, заготовили для целой серии новых мостов через Мойку.
В 1814 году первым был построен Красный мост на пересечении Мойки и Гороховой улицы (сейчас это улица Дзержинского). Лишь через 140 лет его чугунный свод был заменен на современные стальные конструкции. Те мосты через Мойку, которые были построены первой половине 19 века - поистине шедевры русского зодчества, хоть у них у всех одинаковая конструкция (чугунные арки состоят из блоков-ящиков). При всем при этом архитектурно мост оформлен почти всегда оригинально. На мосты устанавливали изящные металлические решетки и фонари, которые и сейчас поражают нас своей ювелирной точностью изготовления. Например, на 1-м Инженерном мосту установили фонари-торшеры в виде пучков пик и перила были украшены изображениями скрещенных мечей и щитов с головой мифической Горгоны Медузы. Арки чугунных мостов украшались разнообразными декоративными накладками и кронштейнами, тоже чугунными.
Цепной Пантелеймоновский мост через Фонтанку, который был построен в 1823 году инженерами Г. Третером и В.Христиановичем, стал первым в отечественной практике городским транспортным мостом висячей конструкции. Его проезжую часть поддерживали железные цепи, которые были подвешены к чугунным пилонам. В 1908 году мост заменили на стальной арочный по проекту инженера А. Пшеницкого и архитектора Л. Ильина.
А через Неву первый постоянный металлический мост построили только в середине 19 века. Строить его начали в 1843 и закончили в 1850 году. Изначально мост назывался Благовещенским. В 1855 году его переименовали в Николаевский, а после 1917 года - в мост Лейтенанта Шмидта. Проект этого величественного сооружения был разработон петербургским инженером С. Кербедз, а перила были спроектированы архитектором Александром Брюллов. В 30-х годах 20 века мост основательно перестроили по проекту инженера Г. Передерия. Пролеты были перекрыты длинными стальными балками, разводной стала средняя часть – над самым глубоким местом реки. Технологически уникальным этот мост можно считать потому, что все стальные конструкции выполнены были при помощи электросварки без использования заклепок. В те годы это было смелым решением. Поэтому мост Лейтенанта Шмидта – это один из самых крупных в мире сварных мостов, которые были созданы до II мировой войны.
Большой Охтинский мост был возведен через Неву в 1908-1911 годах (авторами проекта были инженер Г. Кривошеин и архитектор В. Апышков). В центре моста - разводной пролет. Боковые части перекрыли без промежуточных опор двумя длинными, 136-метровыми, стальными фермами арочного типа. К ним снизу подвесили проезжую часть. Металлоконструкции моста удобны для судоходства, однако внушительные фермы закрывают весь вид на Смольный монастырь.
Дворцовый мост начали строить в 1912 году. С помощью этого мост были соединены левый берег Невы со Стрелкой Васильевского острова вблизи Зимнего дворца. Дабы не закрывалась великолепная панорама невских набережных, автор проекта, инженер А. Пшеницкий, сделал мост низким, словно стелющимся над водой. Разводной пролет моста шириной около 55 метров был размещен в середине русла реки. Конструкция ее выполнена в виде двух стальных крыльев, которые раскрываются вверх. Длина пролетов увеличивается от берегов к середине реки, а контуры моста очерчены по плавным кривым линиям. Именно поэтому мост представляет собой очень цельную ритмичную архитектурную композицию. Внешний вид моста строг и величавен. Огромные пролеты и крепкая мощь гранитных опор отлично сочетаются с неторопливым простором Невы и архитектурой окружающих ансамблей. Из-за Первой мировой войны строительство моста задержалось. Его построили только в 1917 году.
Также очень интересное инженерное решение у разводного однокрылого пролета современного Литейного моста. Этот мост исключительно больших размеров, длина его крыла достигает 55 метров, а ширина – 34 метра, вес его – 3225 тонн. Это своеобразный мировой рекорд. При всем этом такая монументальная разводная часть принимает почти вертикальное положение, а полный подъем длится лишь две минуты.
Металлический мост Строителей построили в 1960 году. Мост соединил Васильевский остров с Петроградской стороной и удачно вписался в ансамбль Стрелки Васильевского острова. Мост этот, как и Дворцовый, является пятипролетным металлическим мостом. Размеры его пролетов также плавно нарастают от берегов к середине реки, а средний пролет также является разводной. Однако его конструкция такова, что в неразведенном виде мост похож на арку и поэтому не нарушается ритм линий всей конструкции.
Сегодня инженерная мысль активно развивает наработки старых мостостроителей. Широко используются новейшие металлоконструкции из стали, алюминия и предварительно-напряженного железобетона, применяют прогрессивные методы монтажа из укрупненных сборных элементов. Это позволяет современным инженерам реализовывать самые смелые архитектурные решения в строительстве мостов.