Статья добавлена 30 августа 2012, в четверг, в 12:25. С того момента...
29373 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Уникальные черты, появление и история рок-оперы
Все хотя бы краем уха слышали о таком новом направлении в искусстве, как рок-опера. В этой статье мы расскажем об отличительных особенностях, возникновении и развитии российской и зарубежной рок-оперы.
Рок-опера - это опера, написанная автором или авторами в стиле рок-музыки. В целом, рок-оперы - музыкальные и сценические произведения, в которых эпизодами, исполняемыми вокалистами по ролям, раскрывается сюжет. При этом данные арии написаны в стиле рок, а на сцене вместе с исполнителями арий могут находиться гитаристы, клавишники и другие музыканты.
Рок-опера зачастую может быть и просто записью, и постоянно действующим представлением, которое имеет изменяющийся либо постоянный состав своих исполнителей. Использование проработанного сюжета и ролей - самое главное отличие рок-оперы от концептуального и обычного альбома. Очень часто для исполнения в живую или записи рок-оперы на важные роли берутся солисты из самых известных рок-групп.
Вообще, такой жанр, как "рок-опера" был упомянут в шестидесятых годах прошлого века. Родоначальником этого жанра и изобретателем словосочетания «rockopera» принято считать Пита Таунсенда, гитариста и лидера известной английской рок-группы The Who. Этот коллектив написал в 69 году альбом «Томми», а на обложке альбома впервые находилось название этого жанра. Но исторически изобретателями жанра можно считать британскую группу The Pretty Things, которая выпустила в свет свой альбом «S.F. Sorrow» в 1968-м, записанный в 1967-м, однако не сделавший, в отличие от выше упоминавшегося «Томми» группы The Who, такого оглушительного успеха.
Рыбников Алексей свое профессиональное творчество в жанре рок-оперы определяет как «современную оперу», а другой композитор Виктор Аргонов называет жанр рок-оперы своего авторства «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» произведением или оперой в стиле техно. Однако, общая черта большинства таких произведений - большой размер, присутствие в них и вокальных, и речевых участков, и инструментальных, философская и историческая составляющая, а в российских рок-операх - еще и связь с основными российскими традициями (особенно у вышеозначенных Рыбникова и Аргонова).
В последние годы в нашей стране получили популярность фолк-рок-оперы, такие как, «Тампль», «Жанна д’Арк» и т.п., и рок-опера, написанная по основным мотивам книг жанра фэнтези «Дорога без возврата».
Значительное отличие произведений в жанре рок-оперы времени Советского Союза - большая популярность, которую они получили, тогда как современные произведения этого жанра - сугубо адресные продукты, которые в большинстве своем не способны иметь коммерческий успех. Печальный пример - это рок-опера «Преступление и наказание» композитора Эдуарда Артемьева, которую автор писал почти три десятилетия, но выход её в 2007-м году был почти не замечен основной аудиторией при мировой известности автора.
Представления в данном жанре реализуются, в основном, антрепризно либо в театрах иных направлений - драматических или музыкальных. Единственным театром в нашей стране, специализирующимся на постановке рок-опер, можно упомянуть театр «Рок-опера» в Санкт-Петербурге.
Русскоязычные рок-оперы - это произведения времени Советского Союза: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Стадион», «Орфей и Эвридика» и «Юнона и Авось» Рыбникова, «Алые паруса» (записана в 1977 году вокально-инструментальным ансамблем «Музыка» и написана Богословским), а также более новые произведения: «Преступление и наказание», «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» и «Эльфийская рукопись» Артемьева, «Паганини», «Последнее испытание», «Жанна д’Арк», «Кентервильское привидение», «Царь-Девица», «Мастер и Маргарита» Градского, а также «Ангел Мести» Сергея Ефимова и Дарьи Достоваловой, молодых композиторов из Иркутской области.
Источник: http://grandsongbook.ru/