Статья добавлена 31 марта 2009, в вторник, в 10:01. С того момента...
2866 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
1 | комментарий |
Представлена в разделах:
Беглый обзор китайской медицины
→ответ на статью «Кто такая Софья Рудьева? (Биография)»
Ци, инь-ян и энергетические каналы.
Невозможно на шкале времени точно выделить точку появления совокупности феноменов, обозначаемых как «медицина». Поглаживание больного места рукой можно считать появлением массажа и мануальной медицины, употребление какого-то листика при плохом самочувствии — началом лекарственной терапии, погружение своего тела в горячий источник — началом курортологии. Но ведь и обезьяны всё это умеют. Поэтому уместно говорить о том, что медицина появилась одновременно с человеком, с его способностью осмыслять свою деятельность, когнитивно упорядочивать свой опыт и передавать его желающим. Отметим также и то, что все люди разные и обладают разной чувствительностью к деятельности своего организма, по-разному могут ощущать перемены в его работе. Таким образом, первыми врачами были те, кто внимательнее и осознаннее всего мог отметить изменения ощущений в ответ на какие-то внешние или внутренние влияния и кто собирал и классифицировал такой опыт. Они же и являлись первыми шаманами, так как тонко чувствовали и психический мир. И это, естественно, характерно не только для территории Китая. В дальнейшем данный опыт всё более концентрировался, а с появлением письменности он стал фиксироваться. Но в данный момент язык, специфичный для данного региона, и система мировоззрения структурировали данный опыт определенным образом.
Первые доступные сегодня чисто медицинские сочинения китайской древности — трактаты на шелке, обнаруженные археологами в 1973 году у города Чанша. Захоронение, в котором их обнаружили, датируется 168 годом до н.э. Читая их, мы уже обнаруживаем вполне сформировавшуюся медицинскую теорию, которая и легла в основу китайской классической медицины.
Что же уникального в теории классической китайской медицины? Это прежде всего характерные для данного региона понятия о ци, инь-ян, у син (пять движений) и т.д., которые присущи всему научному аппарату традиционного Китая. Плюс теория о каналах цзин и особых местах на них, которые из-за ошибок переводчиком на Западе именуются точками, однако более уместно говорить о полостях.
Кроме того, обратим внимание, что параллельно медицине шло развитие еще одной науки, которую в силу ее грандиозности долго не замечали западные ученые. Речь идет о «ян шэн сюе», или учении о воспитании жизненности. Можно даже сказать, что медицина является ее ответвлением. Также в нее входят различные гимнастические и психофизиологические методы продления здоровой жизни, диетология и прочее, что позволяет называть ее древней гигиеной. Собственно, известные сегодня во всем мире китайские системы упражнений — продукты именно этой науки.
Именно адепты этой науки, используя свое тело как лабораторию, как сейчас бы сказали, занимались интроспекцией и на основе наблюдения своих ощущений собирали опыт (упорядочивая его уже сформированной картиной мира и спецификой своего языка). Благодаря им и существует теория о каналах цзин и циркулирующей по ним ци, которую опять же благодаря ошибке переводчиков именуют энергией. Нечто подобное мы можем наблюдать и в Индии, и в Тибете. Однако описания путей циркуляции ци (праны в индийской традиции) в этих регионах отличаются, что позволяет говорить именно о субъективизме данного явления, ведь объективные вещи (кости, скажем, или сосуды) в этих различных регионах описываются одинаково. Именно поэтому попытка выявить эти каналы цзин в теле человека в том виде, который предлагают нам многочисленные схемы, обречена на неудачу. Это всего лишь ощущения (явления психической реальности), за которыми, безусловно, стоят определенные физиологические изменения, но ощущения — вещь очень субъективная.
Итак, китайская классическая медицина — система знаний о человеке, включенная в традиционную для Китая научную схему. И без сколько-нибудь значительных изменений она существовала до конца XIX века (то есть где-то около 2 тыс. лет).
Конец XIX века, XX и XXI века — помимо всего прочего, еще и история уничтожения китайской медицинской традиции. В конце XIX века Китай был изумлен военно-техническим преимуществом Запада, продемонстрированным во время опиумных войн. Это повергло думающую интеллигенцию в уныние и разрушило представления о незыблемости Китая и мощи его культуры. И на то время многие западные медицинские достижения были существенно эффективнее, чем присутствующие в Китае, особенно по искоренению инфекционных болезней, эпидемии которых еще свирепствовали в Китае, а Европа уже практически забыла о чуме, холере и прочих моровых поветриях. Затем последовала Синьхайская революция 1911 года — свержение священной на протяжении нескольких тысячелетий имперской власти и ломка корней традиции. Далее шла гражданская война, война с Японией, культурная революция.
А медицина, как и всякая наука, — это, помимо всего прочего, определенная школа преемственности знаний. И преемственность эта осуществляется не текстологическим материалом, а непосредственным обучением учителем учеников (профессором студентов, аспирантов и др.). Тексты несут дополнительную функцию, служат скорее определенной памяткой и хранилищем информации, оперирует же этой информацией живой ум, без которого текст — лишь чередование мест с краской и чистой бумаги. И закон этот осуществляется в любой области знаний — в математике, музыке, живописи, изготовлении часов, мистике и химии, квантовой физике и кулинарии. И без живой преемственности знание и умение умирает, сохраняя лишь формальные признаки жизни.
Учитывая тот факт, что за ХХ век в Китае был сломан весь традиционный уклад знаний и их передачи, разрушены учебные центры, физически уничтожены носители знаний (во времена культурной революции даже знание иностранного языка или обладание образованием могло стать смертным приговором), говорить о существовании на сегодняшний день классической китайской медицины бессмысленно. Но в середине 50-х годов сверху был отдан приказ создать фактически с нуля традиционную китайскую медицину, очистив ее от «феодальных пережитков». И прокрустово ложе сознания необразованных «чистильщиков», социально активных дилетантов и партийных функционеров активно принялось за дело. Что они не успели осуществить, то доделала культурная революция 60-х годов. На этом бедствия для китайской медицины не закончились. Когда Китай смог оправиться от потрясений ХХ века, то оказалось, что опять он сильно отстает от Запада в научно-техническом развитии, что спешно надо преодолеть. Для преодоления пропасти Китай стал заимствовать передовые идеи. Именно благодаря этому сегодня мы видим небывалый экономический подъем страны. Заимствование пропитало и медицину, что поставило ее в странную ситуацию — с одной стороны, от классической медицины с ее «феодальными пережитками» отошли, но на нее опираются, а к чистой западной не подошли, опять же из-за опоры на кастрированный вариант своей. Возникло значительное противоречие, не рефлексируемое в самом контексте культуры. Но поскольку реклама китайской медицины работает даже на государственном уровне, то едут иностранцы в Китай за панацеей, тогда как сами зажиточные китайцы стараются лечиться на Западе, а простые обыватели — в клиниках западной медицины в самом Китае. Естественно, из-за такой несуразицы и врачебное образование в Китае носит весьма странный характер. Во-первых, есть две больших специализации — китайская и западная медицина, но та и та изучают в каком-то скомканном виде противоположную медицину. Во-вторых, само образование построено на бесконечной зубрежке, а экзамены проходят только письменно, в основном в виде тестов. А из-за особенностей политического строя развитие науки и свободной научной дискуссии как фактора развития науки затруднено, процветает традиционное преклонение перед авторитетами и буквализм.
Безусловно, существуют и в Китае талантливые врачи, да и не все нити передачи знаний были перерезаны за лихолетье, — речь об общей тенденции.
И из-за сегодняшней моды на китайскую медицину часто задают вопрос: стоит ли лечиться методами китайской медицины?
Не стоит. Вернее, не стоит лечиться методами именно китайской медицины, так как лечит не метод, а врач, который может владеть или не владеть методом. Поэтому необходимо искать не метод, а конкретного врача, при этом выборе руководствуясь не рекламой его самого (его центра, его школы, его метода, его книг и проч.), не количеством его дипломов (сертификатов и другой бумажной формальности), а здравым смыслом и отзывом людей, которым лично вы доверяете и которым его лечение действительно помогло. Разумеется, это не дает гарантии, что лечение у данного специалиста однозначно поможет именно вам, но существенно повышает вероятность этого.
Лобусов Егор
Источник: Частный корреспондент
И из-за сегодняшней моды на китайскую медицину часто задают вопрос: стоит ли лечиться методами китайской медицины?
Не стоит. Вернее, не стоит лечиться методами именно китайской медицины, так как лечит не метод, а врач, который может владеть или не владеть методом.
Хм. Достаточно самому изучить систему и методы и лечиться у себя самого, чем ходить к шарлатанам. Кто как не мы сами можем себе самим помочь?