Статья добавлена 17 марта 2009, в вторник, в 11:37. С того момента...
5983 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
1 | комментарий |
Представлена в разделах:
Эволюция пользовательских интерфейсов ОС с 1981 - 2009 годы
→ответ на статью «Эволюция дизайна компьютерных игр с 1990 по 2009 годы»
Мы взаимодействуем с компьютером через интерфейс. Без простого и понятного интерфейса многие из нас бы никогда бы не смогли работать за компом. Сейчас все просто, но развитие отношений между компьютерам и человеком имеет длительную и интересную истор
Начало
Графи́ческий интерфе́йс по́льзователя (ГИП, англ. graphical user interface, GUI) в вычислительной технике — система средств для взаимодействия пользователя с компьютером, основанная на представлении всех доступных пользователю системных объектов и функций в виде графических компонентов экрана (окон, значков, меню, кнопок, списков и т. п.). При этом, в отличие от интерфейса командной строки, пользователь имеет произвольный доступ (с помощью клавиатуры или устройства координатного ввода типа «мышь») ко всем видимым экранным объектам.
Впервые концепция ГИП была предложена учеными из исследовательской лаборатории Xerox PARC в 1970-х. В 73-м году ученые из это лаборатории разработали концепцию графического интерфейса WIMP (Windows, Icons, Menus, Point-n-Click). В рамках этой концепции создаётся компьютер Alto, для которого и была создан первый интерфейс (см. картинку № 1). Alto, конечно же, не стал коммерческим продуктом, но он широко использовался в университетских кругах. До сих пор при разработке дизайна ГИП никто не отходит от концепции WIMP.
1981 - 1985
В 1981 Xerox пытаются сделать коммерческий продукт из Alto, запустив его "преемника" - Xerox 8010 Star. Это был прорыв по части ГИП - можно было работать с окнами (они без проблем перекрывали друг друга), к иконкам можно было применить "двойной щелчок".
В 83-ем Apple выпустили компьютер Lisa, который запомнился не только фирменным дизайном, но и ОС Apple Lisa OS 1, которая привнесла такие новшества как выпадающие подменю. Lisa, правда, не снискала большого успеха, так как вся слава досталась другому детищу Apple - Macintosh. В 83-ем и 84-ом выходили апгрейды Lisa, но они не касались ГИП.
В 84-ом появляется первая графическая оболочка для IBM PC - Visi On от компании VisiCoprt. По сравнению с ОС Lisa - это было жалкое зрелище - в Visi On не было иконок, меню, лишь раздельные окна.
В том же году появилась и первая ОС для Macintosh, который и стал первым по-настоящему успешным компьютером. С точки зрения ГИП были следующие иннновации: система drag-and-drop, появился "рабочий стол", графические утилиты (desk accessories), которые выполняются параллельно с основным графическим приложением и фактически, на уровне операционной системы, представляют собой разновидность драйвера.
В 1985 выходит первая цветная ОС - Аmiga Workbench для Commodore. Помимо перехода в цвет у Аmiga Workbench были и другие новшества - настраиваемый вид указателя мыши, анимированные иконки. В этом же году Microsoft выпускает Windows 1.0 - "предка" будущей популярнейшей ОС. Из особенностей отметим: невозможность расположения окон внахлест, а только изолированно друг от друга, и выделение внизу экрана особой области для иконифицированных окон программ, недоступной для размещения прочих элементов интерфейса.
В этот же период и Atari "обретает" графическую оболочку - GEM (Graphical Environment Manager), изначально разработанную Digital Research для омпьютеров на базе процессора 8086 под управлением ОС DOS. Но GEM ничем особо не запомнился пользователям.
1986 - 1990
Silicon Graphics IRIX 3.0 (первый релиз - 1984, второй - 1986) - 64-битная ОС Irix была разработана для UNIX. Одна из главных особенностой - поддержка векторных иконок.
GEOS (Graphic Environment Operating System) была выпущена 86-ом компанией Berkeley Softworks (позже - GeoWorks). GEOS была разработана для Commodore 64 и включала в себя такие инновации как: текстовый редактор geoWrite и графический редактор geoPaint.
В 87-ом вышла Windows 2.0x, совершившая прорыв в работе с окнами: можно было менять их размер, работать в нахлест.
1988 0 Microsoft-IBM OS/2 1.1, 1988. Разработанная двумя компаниями ОС была "заточена" строго под презентационные нужды - окна были вновь жестко фиксированы и неподвижны, цветовая гамма - монохромна.
Главное же событие этой эпохи развития ГИП - выход
NeXTSTEP, которой предписывается работать на компьютерах NEXT- новом проекте Стива Джобса, которого к тому моменту же "попросили" из Apple. Молниеносная обработка графики, крупные иконки, приятное цветовое оформление. Многое из заложенного в NeXTSTEP стало основой для следующих ОС от Apple.
1990 выход в свет Windows 3.0. Именно в этой системе появляется приложение Program Manager - размещение всего и вся в строго означенных папках. Окна работают на 5 с плюсом. Впервые можно ставить высокое расширение для монитора - Super VGA 800×600 и 1024×768. Впервые для прорисовки икон был нанят дизайнер - ей стала Susan Kare.
1991 - 1995
В 1991 релиз Workbench 2 для Amiga A3000. На всю катушку впервые использована 3-D графика, переработана система меню.
Mac OS version 7.0 (1991 г.) стала первой ОС от Apple в цвете. В 92-ом вышла обновлення Windows 3.0 - сразу "включен" в пакет к ОС набор шрифтов (что делает по-настоящему возможным становления компьютера как издательской платформы), а так же впервые цветовая гамма разработана таким образом, чтобы люди, которые слабо различают цвета, могли без затруднений работать за компьютером.
В 92-ом IBM выпускает OS/2 2.0, насквозь 32-разрядную операционную систему. Новый интерфейс являет собой объектно-ориентированную разработку, неразрывно связанную с самой операционной системой.
Ну и 1995 - эпохальная (хотя, наверное, многим изрядно потрепавшая нервы) Windows 95. Инновация было множество, ведь инновационным был сам подход к разработке интерфейса - над его созданием, помимо программистов, работали психологи, биологи, физиологи и представители других профессий, на первый взгляд совершенно не связанных с информационными технологиями. Казалось бы, почему в Windows 95 системный лоток с часами находится по умолчанию справа внизу? Оказывается, потому, что человек эффективнее воспринимает информацию, расположенную "правее", чем "левее". Для огромного количества людей Windows 95 оказывается первой операционной системой. И не случайно интерфейсы всех последующих версий Windows схожи между собой - так большинству из нас легче ориентироваться при работе.
1996 - 2000
В IBM OS/2 Warp 4 (1996 г.) появился рабочий стол, корзина (правда, файлы удалялись сразу без возможности восстановить их, как в Windows).
1997 - вышла новая Mac OS 8, в которой впервые появились изометрические иконки, а так же использована ставшая фирменной для Apple серая гамма для окон меню.
1998 -Windows 98, продолжение 95-го. Заметно влияние Интернета - делать представление интернет-сайтов, удаленных хранилищ данных и локальных накопителей совершенно прозрачным для пользователей. Идея опережает время - на момент выхода Windows 98 такая возможность, реализованная при помощи браузера Internet Explorer 4, требует недюжинной вычислительной мощности - попросту говоря, интерфейс заметно "тормозит".
В этом же году выходит KDE 1.0 - попытка придать "человеческий облик" перационным средам семейства Unix. Каждый пользователям может собрать интерфейс под себя, правда это требует высокий уровень компьютерной грамотности.
Аналог KDE 1.0 (1999) GNOME - изначально был разработан для Red Hat Linux, хотя позже был доработан и для всех видов Linux.
2001 - 2005
Apple Mac OS X 10.1 (2001 г.) - вызвала много недовольства у пользователей, отчасти из-за больших изменений - по вкусу не пришлись новое оформлнение в aqua-стиле, укрупненные и полупрозрачные иконки.
В том же году вышел XP - новая веха в части прорисовки и дизайна. Каждый пользовался и долго на этом задерживаться не стоит.
KDE 3 (2002) - чистенький и приятный дизайн.
Vista (2007) - задействована больше 3D-графики, анимации, реализованы виджеты, "прозрачные" окна.
Эти же характеристики по части ГИП (что и у Vista) относятся к Apple Mac OS X 10.5 Leopard, только быть может Apple переплюнули в интерактивности.
Новые версии двух систем, которые каждый пользователь может настроить под себя, GNOME 2.24 (2008) и KDE 4.0 (2009) двигаются по аналогии - больше 3D, интерактивности, виджетов, анимации. Пока это промежуточный итог эволюции пользовательских интерфейсов, но не финал. Так что нас впереди ждут еще инновации ГИП.
Источники: webdesignerdepot.com, smoking-room.ru, wiki
дежавю)))
http://habrahabr.ru/blogs/ui_design_and_usability/54469/
источник http://www.webdesignerdepot.com/2009/03/operating-system-interface-design-between-1981-2009/