Статья добавлена 7 июля 2009, в вторник, в 13:41. С того момента...
2529 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
2 | комментария |
Представлена в разделах:
Искусство говорить образами - Люба Лукова (Luba Lukova)
→ответ на статью «Иллюстрации Тревиса Кобурна (Travis Coburn)»
«Математика и искусство во многом схожи. И там и там самое простое решение всегда является наиболее эффективным», - рассказывает Люба Лукова, чьи афишы и принты стали знаковыми в современном искусстве.
Люба Луко́ва родилась в Пловдиве, культурной столице тогда еще коммунистической Болгарии. Благодаря своей бабушке-художнице, которая знала, что единственно верный способ усмирить неуемную энергию маленькой Любы — это дать ей карандаши и краски, Лукова уже с раннего детства поняла, что должна стать художницей.
Эта глубокая уверенность в собственном предназначении помогла ей преодолеть сопротивление родителей, которые мечтали, чтобы дочь, делавшая успехи в математике, стала инженером, и настояли на ее поступлении университет. Проучившись там год, Лукова бросает учебу и три года подряд упорно пытается поступить в Академию художеств в Софии.
Уже в своих студенческих работах Люба начинает выражать протест против существующего режима, который регламентирует жизнь каждого человека в Болгарии. Режим, в свою очередь, направляет Лукову сразу после окончания учебы работать в драматический театр маленького городка Благоевград на юго-западе страны. Первая же афиша, сделанная Любой к спектаклю по пьесе Федерико Гарсиа Лорки (которая сейчас находится в постоянной экспозиции Музея современного искусства в Нью-Норке), делает ее местной знаменитостью. Начинают поступать заказы от местной оперы и от кукольного театра, появляются единомышленники в городской артистической среде. Лукова очень много работает, не переставая совершенствовать свой стиль. В течение трех лет жизни в Благоевграде вырабатывается тот особый язык, на котором Лукова впредь будет общаться с миром — визуально четкий и простой, язык символов и метафор.
Когда Союз художников Болгарии объявил о том, что производится отбор работ для представления страны на международных выставках, Лукова принесла на конкурс свои афиши. Работа с художниками велась в одностороннем порядке: они сдавали свои работы в Союз, затем специальная комиссия производила отбор и отправку работ за границу без указания адреса художника и без предоставления ему информации, где выставляется его работа. И лишь изредка, уже постфактум, художник получал каталог. Однако для Любы, как и для других болгарских художников, участие в конкурсе было источником вдохновения и надежды, хотя, по ее словам, все они чувствовали себя подобно птицам в клетке, которые могут петь, но не могут летать. Тем не менее уже в эти годы работы Любы Луковой, хоть и без ее ведома, выставляются в Польше, Чехословакии, Финляндии. После падения коммунистического строя ослабил свою хватку и Союз художников, и в 1991 году Лукова получает персональное приглашение на выставку в Колорадо (США). Она решает воспользоваться этой возможностью наконец-то увидеть свою работу на выставке и впервые покидает Болгарию в 28 лет.
Посетив выставку, Лукова едет в Нью-Йорк, откуда через несколько дней собирается улететь обратно в Софию. На полке одного из книжных магазинов она, к своему удивлению, обнаруживает альбом Graphic Poster Annual, где среди прочих представлены и несколько ее работ. В этот момент робкая доселе мысль о том, чтобы остаться жить и работать в США, становится твердым намерением. Лукова покупает альбом на занятые у знакомых деньги и относит вместе с десятью своими слайдами в редакцию New York Times. Через два дня она получает свою первую в Америке работу иллюстратора в газете, которой верна по сей день. Сейчас, 17 лет спустя, Люба Лукова — всемирно известный дизайнер, обладатель множества наград, хозяйка собственной студии в Лонг Айленде и основатель издательства Clay&Gold. Она много работает — помимо иллюстраций для New York Times, журналов Time и The Nation она создает афиши для театральных постановок и плакаты на социально значимые темы для различных общественных организаций.
Искусство говорить образами
В 2009 году в свет должна выйти посвященная работе Луковой книга под названием «Speaking with images». Ее стиль действительно подобен языку. Языку, который не требует перевода. Ее творчество — это прямая речь, которая всегда обращена к простым людям. Лукова не видит смысла в рафинированном изобразительном искусстве, суть которого — исключительно самовыражение автора и которое не имеет ничего общего с жизнью. «Я всегда любила делать иллюстрации для книг и плакаты, поскольку они доступны простым людям. Я хочу продолжать заниматься этим, чтобы мои работы достигли как можно большего числа людей», — говорит она в одном из своих интервью. Вполне закономерно, что наивысшим проявлением зрительской симпатии Люба считает кражу афиши из фойе театра. Показательна также история создания плаката «Мир», на котором голубь мира составлен из оружия различных видов. Изначально это была черно-белая иллюстрация для New York Times, которая через пару дней после выхода номера была размножена активистами Лиги противников войны и в форме самодельных плакатов появилась на улицах Бруклина. Лукова связалась с Лигой и предложила им сделать полноценный плакат, где голубь разместился на привычном ему голубом фоне, что, по мнению Любы, подчеркнуло иронию образа.
Используя свой безукоризненный стиль, перекликающийся одновременно с Пикассо, немецким экспрессионизмом и традицией польского плаката семидесятых годов, Лукова говорит о войне и мире, о социальной справедливости, об экологии, о вечных ценностях, о страхах и надеждах человечества.
«Моя работа — это отражение того, что происходит в мире. Мое главное вдохновение — это жизнь», — говорит Люба. Очевидно, что во многом это вдохновение приходит к ней через сострадание. Поэзия многих работ Луковой — это поэзия мученичества, угнетения, мольбы о помощи и борьбы за выживание. Они ранят душу, вызывают сочувствие. Неслучайно в ее работах довольно часто встречаются образы физической боли, символизирующие боль душевную. Например, на плакате «Цензура», где пальцы музыканта прибиты гвоздями к флейте так, чтобы его инструмент мог издавать только один звук.
Несомненно, такой специфический взгляд на окружающую действительность сформировался у Луковой в процессе становления ее как художника в условиях сопротивления коммунистическому режиму, но не меньшую роль в этом сыграла ее природная склонность к сопереживанию. Сама Люба любит повторять, что просто всегда следует совету своей бабушки, которая, уже будучи в преклонном возрасте и не совсем твердом уме, в момент одного из просветлений сказала ей: «Рисуй сердцем». Поэтому Лукова не любит, когда ее называют пропагандистом или агитатором. «Я просто люблю задавать вопросы и заставлять зрителя думать, чувствовать и искать собственное толкование для моих работ, — говорит она. — Мне не хотелось бы выглядеть проповедником в ваших глазах, но я действительно считаю, что искусство должно делать мир лучше, чтобы люди ощущали вдохновение и душевный подъем».
Рабочие будни
Благодаря уверенности в собственной правоте, упорному труду и силе характера Люба за несколько лет приобрела безупречную репутацию и круг постоянных клиентов как дизайнер-фрилансер. А открыв собственную студию, она получила желаемую степень свободы. «Я работаю только над теми проектами, где у меня есть полная творческая свобода. Я отклоняю предложения, когда кто-то звонит мне и говорит: «У нас есть отличная идея, и мы хотим чтобы вы реализовали ее в своем стиле». Я думаю, наиболее сильная часть моих работ — это концепция, и ни за какие деньги не соглашусь на работу, в которой меня будут использовать просто в качестве пары рабочих рук. К счастью, у меня есть множество клиентов, которые доверяют мне как художнику и предоставляют полную свободу в выражении идей». Лукова любит своих клиентов и придает большое значение общению с заказчиком напрямую, поэтому она никогда не прибегала к помощи агента. По ее мнению, очень важно видеть, как люди реагируют на работу, потому что это может многому научить.
Работы Луковой, внешне очень простые и аскетичные, являются результатом длительного творческого процесса — поиска мощной идеи и превращения ее в ясный и выверенный образ. Интересно, что эту манеру экономии изобразительных средств для усиления эмоционального эффекта Лукова почерпнула из институтских занятий по высшей математике: «Математика и искусство во многом схожи. И там и там самое простое решение всегда является наиболее эффективным». Но достигается такая простота отнюдь не легко.
Работая над очередным плакатом, Лукова сначала погружается в тему, ищет образ, делает множество набросков. «Я получаю от этой подготовительной работы такое же удовольствие, как и от завершающей стадии проекта, потому что пока я изучаю новую тему, я узнаю много нового. Я очень любопытный человек, и для меня каждый новый проект — это новое открытие». Чтобы подчеркнуть важность этой невидимой зрителю работы, Люба приоткрыла завесу творческого поиска и издала свои эскизы и зарисовки в качестве дополнения к сборнику плакатов «Social Justice 2008». Задача, которую в этом поиске ставит перед собой художница, она сама формулирует следующим образом: «Я всегда спрашиваю себя, как я могу выразить идею так, как этого не делал никто до меня. Как найти свежий взгляд на всем известную пьесу или скучную на первый взгляд социальную проблему и выразить его в запоминающемся образе?»
Обычно Люба работает сразу над несколькими проектами одновременно: двумя-тремя долгосрочными, такими как выставка или книга, и еще несколькими более мелкими заданиями вроде иллюстраций или афиш, которые поступают регулярно, и выполнять их надо очень быстро. «Заказ на иллюстрацию от New York Times может перевернуть мой распорядок дня с ног на голову, потому что у них очень жесткие дедлайны, и иногда иллюстрация должна быть готова в течение двух часов. Но я люблю то, что я делаю, и не против сверхурочной работы, потому что я не воспринимаю свою деятельность как работу».
Добившись признания, Лукова не перестает развиваться, поскольку считает, что поддерживать рост всегда намного сложнее, чем привлечь внимание к своей работе в начале творческого пути. Она постоянно ищет новые формы для выражения своих идей — от печатных работ до трехмерных инсталляций — и смотрит в будущее с присущим ей жизнелюбием: «Я очень рада, что в последние несколько лет здесь, в США, появился большой интерес к действительно важным вещам. И в этом смысле для искусства и дизайна очень полезными могут оказаться экономические трудности, с которыми мы сейчас столкнулись. Мне это представляется духовным пробуждением».
Опубликовано в журнале «Проектор» № 1(6) 2009. Проект 1: «Персонификация».
Текст: Анна Кожара.
Luba Lukova Studio - http://www.lukova.netИсточник: lookatme.ru
Классно, просто и со смыслом, порой с глубоким. Вызывает улыбку, от того, что, это знакомо и в то же время повод задуматься.