Статья добавлена 23 июля 2011, в субботу, в 15:33. С того момента...
1707 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Безвизовый режим Грузии с Ираном, согласовав с Вашингтоном
Предлагаем интервью с бывшим министром госбезопасности Грузии, генерал-майором Анзором Маисурадзе, у которого за период работы в этой сфере за рубежом и в Грузии накоплен большой опыт.
В предыдущем номере газеты «Грузия и мир» была опубликована реплика в связи с тем, что Великобритания официально назначила нам военного советника («Бананизация, или спасибо, что умираете»…). Сегодня предлагаем интервью на ту же тему с профессионалом, бывшим министром госбезопасности Грузии, генерал-майором Анзором Маисурадзе, у которого за период работы в этой сфере за рубежом и в Грузии накоплен большой опыт.
Анзор Маисурадзе: Безвизовый режим с Ираном Грузия ввела, согласовав это с Вашингтоном, а то и вовсе под его диктовку
- Командирование в Грузию военного советника Великобритании, - говорит Анзор Маисурадзе, - означает, что наша «маленькая страна» стала объектом интереса одного из ведущих мировых государств (с богатыми традициями разведки) – Англии.
Военный советник, как правило, является представителем военной разведки страны, его командировавшей.
- Военной разведки?
- Разумеется. Всем сотрудникам, начинающим работать на этой должности, дается соответствующее задание.
Не знаю, где будет находиться резиденция этого советника – в Посольстве Англии или в Министерстве обороны Грузии, но где бы она ни была, получено задание – выявлять лиц, которые, возможно, работают в нашем оборонном ведомстве в пользу другой страны.
- И всего-то?
- (Улыбается) Это – лишь одно из заданий. Вместе с тем, ему поручено выяснить, какие политические процессы протекают внутри страны.
Непременно добыть информацию о тех политических партиях и движениях, которые действуют в Грузии. Иметь четкое представление о том, кто может быть опорой военной разведки Великобритании в Грузии.
- Опорой военной разведки Англии?
- Говоря «Англия», я подразумеваю и США – они вместе. Советник будет находиться в близком контакте с ведомством, в функции которого входит этот вопрос. По идее, в частности, с военной контрразведкой Грузии, а также с Департаментом разведки Грузии.
Военному советнику надлежит установить самые тесные контакты с высокопоставленными чиновниками нашего оборонного ведомства, заглянуть в «кухню» этого министерства, как лично, так и посредством тех, кто предоставит ему такую возможность.
Прошу прощения у читателей за то, что я так подробно рассказываю о функциях военного советника, поскольку большинство думают, что советник – это сидящий в кабинете чиновник, который время от времени дает какие-то советы руководителям страны, куда он прикомандирован.
Скажу и об этом. А сейчас добавлю, что в обязанности военного советника входит добывание информации о тех странах, которые интересуют его руководство. Прежде всего, это – Россия, потом – Иран, Турция, Северный Кавказ и, конечно же, наши соседи – Армения и Азербайджан.
Политика Англии на Кавказе и Ближнем Востоке всегда была хорошо просчитанной на длительный период, осмотрительной, выверенной. Поэтому тот факт, что эта традиционная страна прислала военного советника, означает, что усилился ее интерес к Кавказу, в частности, к Грузии. Это мое личное мнение, которое, думаю, не лишено оснований.
- Особый интерес?
- Да.
- Не связан ли он с Ираном? С тем, действительно, особым интересом, который проявляют США в отношении нефтяных месторождений этой страны, а также – к ядерной программе Ирана и т.д.? К возможному проведению в этой стране «цветной революции», в конце концов?
- Предполагать можно что угодно, но ничего нельзя утверждать. Для таких случаев существует традиционная формула – ничего не исключено. После того, как США осуществили в Ираке военную операцию, мотивируя это наличием у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения (что впоследствии оказалось блефом), к категорическим суждениями следует подходить с особой осторожностью.
- Но кто мешает предположить?
- Никто. Грузия – страна транзитная. Транзит означает не только оборот грузов. Транзит может быть и оружия, наркотиков, идей и, разумеется, «цветных революций». Хотя, говоря откровенно, победа в Иране «зеленой революции» маловероятна в силу целого ряда факторов. Прежде всего, из-за религиозного фундаментализма и тех крайне стойких традиций, которые прочно укрепились в этой стране за многие века.
// Грузия и Мир - общественно-политический еженедельник
- Но Америка не примиряется с этими преградами. Известно, что США уже приняли закон о поддержке свободы в Иране и открыто финансируют оппозиционные группировки Ирана для свержения действующей власти.
- Однако «зеленая революция» 2009 года завершилась безрезультатно.
- Да, но не завершены попытки США достичь своих целей. В этом направлении работает целый ряд фондов и институтов. К примеру, Фонд Ричардсона, Институт Брукингса, спецслужбы…
- Не только. Вы сомневаетесь в том, что безвизовый режим с Ираном Грузия ввела, согласовав это с Вашингтоном, а то и вовсе под его диктовку? Однако не следует также упускать из виду, что и Иран работает в Грузии, и он тоже постарается использовать нас в своих целях.
Транзит имеет два направления: отсюда туда – «цветная революция», оттуда сюда – исламский фундаментализм, пусть даже – на Северный Кавказ…
Словом, если понадобится, используют.
Исходя из этого, одно можно утверждать с уверенностью: любой военный советник нацелен на добывание той информации, которая спецслужбам его страны (а значит, правительству и властям) нужна, чтобы выработать, прежде всего, внешнюю, а также внутреннюю политику для адекватного реагирования на перипетии, отмечающиеся в данном регионе. Большая часть добытой информации предназначена для его страны, а кое-что останется в Грузии.
- Потому он и является советником и дает указания?
- Указания – уж извините! Вот советы – это пожалуйста.
- Вы исключаете участие советских военных советников в тех переворотах, которые один за другим происходили в том же Афганистане?
- Как это можно исключать! Однако следует сказать и то, что только советник ничего сделать не может. В том же Афганистане, к примеру, 345-ый десантный полк, который стоял тут же, по соседству с нами – в Гяндже, 2000 или 2500 человек первыми прилетели в Афганистан и осуществили операцию, запланированную для смены власти…
В Афганистане работала большая группа военных советников. Их мнения разнились, что сыграло довольно отрицательную роль. Общая цель при отсутствии единого мнения оказалась труднодостижимой.
- С точки зрения ввода ограниченного советского армейского контингента?
- Да. И еще по другим вопросам… Поэтому не следует представлять дело таким образом, будто военный советник – всемогущ и является последней инстанцией, пусть даже в масштабах того или иного региона.
Возвращаясь к афганской кампании, можно прямо сказать, что введение войск в Афганистан было той активной мерой, которая была навязана лидирующим иностранным государством тогдашнему советскому руководству.
-Разъясните, пожалуйста.
- В 1965 году разведка Советского Союза втянула Соединенные Штаты Америки в военный конфликт с Вьетнамом. Из-за этого целых 10 лет весь мир ругал Америку. Даже в самих США началось мощное движение против этой несправедливой войны. В 1974 году, после многочисленных потерь и жертв, американцы покинули Вьетнам. Мне довелось видеть документальные кадры, как американские солдаты убегали из Вьетнама. Однако это позорное поражение Советский Союз не использовал для широкой пропаганды – чтобы не раздражать американцев.
Спустя 5 лет, в 1979 году, США смогли втянуть СССР в войну против Афганистана, из которой едва удалось выйти через 10 лет.
Это был один из мощнейших факторов распада советской империи.
- Стало быть, если бы советские войска не покинули Афганистан, СССР не развалился бы?
- Нет, я этого не говорил. Советский Союз не выдержал этой войны, не выдержала, прежде всего, экономика страны. В школе разведки нам читал лекции один очень умный человек, и однажды (это было в 1966 году) он сказал: мы не можем состязаться с США в вооружении. И очень просто и доходчиво объяснил, почему. Скажем, бюджет США составляет 20 долларов, а Советского Союза – 10 рублей. На вооружение США тратят 5 долларов, мы – 5 рублей. У них остается 15 долларов, а у нас – 5 рублей.
В один прекрасный период США на эти цели потратят 10 долларов, и мы будем вынуждены потратить 10 рублей. У них останется 10 долларов, а у нас – ничего, и страна развалится.
- Объясните, пожалуйста, если рядовой лектор это понимал, неужели советскому руководству было непонятно?
- Состязание в вооружении должно было повлечь именно такой результат. Это логично, однако руководители Политбюро с закостеневшими мозгами настолько были увлечены демонстрированием «советского превосходства» в состязании с США, что совершенно забыли, что «по одежке надо протягивать ножки», и их скудная экономическая «одежка» треснула по швам. Скажу больше: ЦК КПСС оставил совершенно без внимания детальную информацию в 30 томах, которую годами поставлял по этим проблемам Комитет госбезопасности СССР.
- Но ведь мы – Грузия – ни с кем не состязаемся?
- Не состязаемся, но, как я уже говорил, являемся интересной страной как важный элемент глобальной политики на Кавказе. Для всех окончательно стало очевидно, что без Грузии не могут быть решены проблемы, на осуществление которых нацелены мировые движущие силы. Потому-то и присылают военного советника. Следует ожидать, что в этом направлении будут предприняты и другие шаги.
- Не обусловлен ли такой интерес к Грузии и тем, что коалиция США-Англии в Афганистане постепенно и неуклонно теряет союзников, а Грузия наращивает командируемый туда свой контингент?
- Не исключено и это: другие страны выводят солдат, а мы увеличиваем их численность. Можно сказать, что именно поэтому с нами и носятся.
- Но ведь вне всякого сомнения и то, что усиление интереса влечет и усиление влияния? По логике, так. Стало быть, можно сказать, что Грузия, и прежде всего, наши власти, все больше и больше подпадают под влияние Запада?
- Разумеется…
- … Что, вполне естественно, вызывает раздражение нашего северного соседа.
- Да, это так.
- Не получится ли, что мы станем жертвой этого раздражения?
- Всего можно ожидать. Но дело в том, что мы не виноваты. В 90-ые годы нас все бросили, и прежде всего – Россия. И, если бы тогда мы сами не стали искать пути спасения, вымерли бы от голода. Наверное, все помнят, что в тот период именно Америка прислала нам пшеницу, оказывала нам различную помощь. Когда такая страна, как Соединенные Штаты Америки, затрачивает миллиарды на такую страну, как Грузия, она не уйдет отсюда, преисполненная филантропического удовлетворения, не приступив к реализации своих интересов.
Это исторический процесс, и сколько времени он продлится, и завершится ли вообще (во что мало верится), никто не знает.
- Раньше, еще в бытность президентом Шеварднадзе, не говорилось, что Великобритания была заинтересована Грузией, хотя осуществлялись дипломатические отношения, визиты на высоком уровне и т.д.
- Будучи консультантом Департамента разведки Грузии, я, по моему предложению, встретился с Послом Англии в Грузии. Это было время, когда бомбили Югославию. Посол был симпатичным человеком. Я спросил у него, мол, почему Грузия не смогла попасть в сферу ваших интересов, когда на всем Ближнем Востоке вы осуществляете уравновешенную, реалистично просчитанную политику?..
Резидент английской разведки тогда сидел в Баку. После этой нашей беседы из Лондона прибыл человек, который был консультантом английской разведки - моим коллегой, так сказать. Мы встретились в ресторане «Штутгардт», в начале проспекта Важа Пшавела. Разговариваем. Он заявил мне, что не пьет вино. Я ответил, что тоже не очень этим увлекаюсь, но тост за королеву Англии должны выпить обязательно. Выпили, а что ему еще оставалось делать? За этим последовала еще пара-тройка фужеров.
Спрашиваю, дескать, почему вы бомбите Югославию? Он ответил, что причина – в проблеме Милошевича.
Я говорю ему, вот, мол, мы беседуем два часа и уже понимаем друг друга. Мы ведь хорошо знаем, что проблема Милошевича не требует таких расходов (они, в конечном итоге, достигли 110 миллиардов долларов).
Ответил, что, да, но, дескать, так сочли нужным.
Я сказал, почему они так сочли. Сербия – православная страна. Исторически она была опорой России в Средней Европе. А сейчас вы хотите искоренить влияние России из этой балканской страны.
Он ухмыльнулся и согласился со мной.
Сегодня то же можно сказать о Ливии, Йемене, Сирии… Влияние России там было очень велико. Значит, наступают на регионы, где велико влияние России.
- Вы и Грузию рассматриваете в таком ракурсе?
- Да, поскольку это очевидно.
- Неужели приезд одного военного советника имеет такое большое значение?
- Во-первых, с советником, по всем правилам, должен прибыть целый аппарат. Во-вторых, в посольстве нормальной страны непременно есть три представительства: первое – чисто дипломатическое, второе – военный атташе, третье – представительство разведки. Все три работают в самом тесном взаимодействии, и военный советник все равно не останется одним «на поле боя».
- Теперь посмотрим с нашей точки зрения. Когда страна становится предметом чужих интересов, не означает ли это, что она теряет какую-то часть своей независимости, поскольку попадает под чужое влияние?
- Это само собой разумеется. Ведь никто не сомневается, что сейчас власти нашей страны все важные вопросы согласуют с Вашингтоном?
Беседовал
Армаз Санеблидзе
Грузия и Мир
Источник: Грузия и Мир - общественно-политический еженедельник