




Статья добавлена 30 сентября 2010, в четверг, в 12:05. С того момента...
1213 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Алкоголь и дети

Если кто-либо из супругов или оба злоупотребляют алкоголем, угроза для здоровья ребенка существует еще до его рождения
. А когда он появляется на свет, наследственная неполноценность может усугубиться обстановкой, способствующей раннему началу употребления спиртных напитков и развитию алкоголизма в дальнейшем. Опасность алкоголя для детского Организма недооценивают, к сожалению, многие родители.Кто не знает шуточной песенки, которую поют маленьким детям уже несколько поколений родителей?
Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
Поют эти незатейливые строчки, не вдумываясь в их смысл, а между тем они
отражают ошибочное убеждение в пользе малых доз алкоголя для здоровья ребенка.
И это вовсе не преувеличение авторов, как покажется некоторым читателям.
Относительно недавно, на рубеже XIX и XX вв., это заблуждение было
распространено достаточно широко во всех странах и поддерживалось даже врачами,
Э. Е. Бехтель справедливо указывает, что в большинстве работ, посвященных
проблеме алкоголизма, причины употребления спиртных напитков не отделяют от
причин злоупотребления ими. А они (хотя во многом и сходны) не тождественны.
Причиной ранней алкоголизации детей была глубокая убежденность родителей не
просто в безвредности, а в лечебных свойствах алкоголя, который давали детям
для укрепления здоровья, для аппетита, для того, чтобы
согреться, и т. д.
Во Франции, например, в департаменте Нижняя Сена в праздничные дни дети
получали порцию водки. В Бургундии существовала традиция обязательно угощать
детей вином, приготовленным из винограда последнего сбора. В Германии ребенок
зачастую уже
в младенческом возрасте приучался к пиву. Даже грудным детям с лечебными целями
давали по нескольку капель коньяка. А когда в одной из школ Бонна провели
обследование, то оказалось, что только один из 247 учеников 7—8-летнего
возраста не употреблял спиртных напитков, подавляющее же большинство детей пили
водку.
В Шотландии, для того чтобы успокоить ребенка, наливали в соску сладкую
водичку с примесью алкоголя или смачивали соску подслащенным виски. В Австрии с
наступлением холодов дети в бедных семьях вместо теплой одежды выпивали стакан
водки, чтобы не замерзнуть по дороге в школу. Можно представить, насколько
«эффективным» было обучение после такой подготовки к занятиям!
В России приобщение детей к спиртному, особенно среди представителей
«низшего сословия», было обычным делом. С одной стороны, матери верили, что
если давать маленькому ребенку водку, то он получит к ней отвращение и не будет
пить, когда вырастет. С другой стороны, широко применяли спиртные напитки в
качестве лекарства. Чтобы успокоить плачущего младенца, ему давали жеваный
хлеб, намоченный в водке.
А на каждую болезнь существовало свое «верное» средство: и детям давали для
аппетита портвейн, при простуде — малиновую настойку, при расстройстве
пищеварения — кагор и черемуховую наливку, при глистах — рябиновку, а за
неимением этих «специфических» средств — во всех случаях водку как
универсальное лекарство. Приблизительно в половине случаев алкоголь в качестве
детского лекарства применяли по совету врача.
В 1894 г.
в России начал выходить первый антиалкогольный журнал «Вестник трезвости».
Редактор этого журнала Н. И. Григорьев решил выяснить, насколько широко
распространилась детская алкоголизация, и разослал специальный вопросник
заведующим сельскими школами. Ответы, опубликованные на страницах журнала,
обрисовали безрадостную картину.
Вкус водки был хорошо знаком большинству детей, многие не раз испытывали
состояние опьянения. Пьянство и табакокурение большинство родителей считали
ненаказуемой шалостью; более того, именно родители выступали в роли первых
алкогольных воспитателей.
Через несколько лет психиатр А. М. Коровин провел одно из первых массовых
обследований, которое охватило 22 617 школьников из 358 сельских школ
Московской губернии. Результаты свидетельствовали о том, что больше половины
мальчиков и чуть меньше половины девочек регулярно употребляли алкоголь.
Почти все они отличались слабым телосложением, отставали в умственном развитии
и дурно воли себя.
К сожалению, и сегодня далеко не все родителя знают, как губителен алкоголь
для детского организма, как часто первая «лечебная» доза играет роль стартового
механизма в развитии влечения к алкоголю, а затем ведет и к алкогольной
болезни. Наливая ребенку
рюмку вина за праздничным столом, многие рассуждают так: «Вино не водка, почему
сладенького за компанию не выпить? Вот ведь и в церкви кагором причащают, что
здесь плохого?». И лишь немногие родители понимают, что детям нельзя не только
участвовать
в хмельном застолье, но даже просто быть его свидетелями.
Детскую наблюдательность и впечатлительность, как и склонность к подражанию,
нельзя недооценивать. Накануне праздника в доме царит приподнятое настроение,
все оживлены, идут хлопоты по хозяйству.
За праздничным столом сидят нарядные взрослые. Они смеются, шутят, много и
оживленно говорят, чокаются красивыми бокалами. И ребенок с раннего возраста
улавливает прочную взаимосвязь между праздничным весельем и выпивкой.
Психологи Московского университета предложили воспитанникам детского сада сыграть во «взрослый» день рождения, свадьбу, вообще в праздник. Дети достаточно точно воспроизводили внешнюю картину соответствующего события, имитируя чоканье бокалов, питье вина, застольные песни, поцелуи, неверную походку. Эксперимент проводили в разных группах, в разных детских садах, и везде результат был один: он ясно показывал, что в детском сознании алкоголь — обязательный атрибут взрослой жизни, спутник веселья. Именно эта предварительная установка определяет стремление как можно быстрее познать вкус вина.
А вот пример из школьной практики. Учителя одной из рижских школ
заинтересовались, насколько велика осведомленность учеников в области спиртных
напитков. Оказалось, что мальчики знали названия почти 100 марок вина, девочки
— наполовину меньше.
Стали уточнять, в каком возрасте произошло приобщение к алкоголю, и получили
тревожную картину:
у 10-классников оно началось в 13—14 лет, у 8-классников с 7—8 лет, а ученики 4-го класса познали его вкус, когда им было 4—5 лет. И все впервые попробовали его в семейном кругу.
Источник: Жизнь с ребёнком