Статья добавлена 21 июня 2008, в субботу, в 02:44. С того момента...
3030 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Бахчисарай — памятники истории и культуры
Главная достопримечательность города — уникальный памятник архитектуры XVI— XVIII вв. ханский дворец (Хан-Сарай), а также средневековый Успенский монастырь, город-крепость Чуфут-Кале и другие " пещерные города ".
Главное, что привлекает в Бахчисарай — памятники истории и культуры, которыми он так богат.
Главная достопримечательность города — уникальный памятник архитектуры
XVI— XVIII вв. ханский дворец (Хан-Сарай), а также средневековый
Успенский монастырь, город-крепость Чуфут-Кале и другие " пещерные города ".
Не только во времена средневековья, но даже сравнительно недавно — лет
50—60 назад — город имел чисто восточный характер, казался бедным и
плохо распланированным. При взгляде сверху бросается в глаза
хаотичность его застройки. "Бахчисарай будто в яму насыпан. Издали дома
— куча на куче, одни сбегают с одной горы, другие — с другой",—
замечает путешественник. Однако эта видимая хаотичность — не произвол
строителей. Так складывалась веками топография города, обусловленная
рельефом местности.
Главная улица с обеих сторон была застроена
ремесленными мастерскими, лавчонками, харчевнями, постоялыми дворами.
Жилые постройки теснились тут же, иногда непосредственно рядом с
торговыми помещениями располагались домики купцов и цеховых мастеров.
Славились в Бахчисарае ювелиры, гончары, башмачники, изготовлявшие
сафьяновые сапоги и туфли. Высокого уровня достигло мастерство
медников, а также оружейное производство — карабины, ножи, кинжалы были
лучше турецких. Ремеслу обучали путем ученичества у мастеров.
Подготовленных подмастерьев принимали и мастера на особых многолюдных
собраниях (реван), которые устраивались недалеко от Бахчисарая, в
долине реки Качи. Последнее такое собрание проходило в 1827 году.
Мирная жизнь города была нарушена Крымской войной. Последствия войны гибельно отразились на экономике всего полуострова. В деревнях близ Бахчисарая многим крестьянам пришлось начинать хозяйство сызнова. Началось массовое бегство татар в Турцию из степей и предгорной полосы, некоторые деревни совершенно опустели. В своем развития город был отброшен на много лет назад.
Многие старые постройки Бахчисарая сейчас уже исчезли с лица земли; в слепых ранее стенах домов, выходящих на улицу, пробиты окна, и, тем не менее, средневековье по-прежнему дает себя знать в планировке этого города, уникального во многих отношениях.
Главная достопримечательность города — ханский дворец.
Первоначально он находился в долине Атлама-Дере. Однако со временем долина стала тесной для ханского двора, войска, челяди. Поэтому резиденция правителя была перенесена из ущелья на открытый берег речки Чурук-Су.
Сын Менгли-Гирея Адиль-Сахиб-Гирей (правивший в 1532—1551 гг.,) — первый хан, при котором упоминается Бахчисарай как местопребывание правителя. При этом хане и был заложен новый дворец, строительство которого продолжалось приблизительно до 1551 года.
Площадь, ныне занимаемая дворцом, составляет более четырех гектаров, но во времена Адиль-Сахиб -Гирея она была больше. К ограде к западным веригам дворца прилегали сады, за ними находился дворовый дур, у подножия городского холма — большое городское кладбище, Город громоздился в основном на крутом правом берегу реки.
С главной улицы города переходили на левый берег по узкой арке моста, переброшенного — прямо к воротам дворцу — через оправленную в камень речку. Над, воротами — пестро расписанная, с цветными стеклами окон башня. Тяжелые створки ворот украшали резные изображения двух сплетающихся змей. А по другую сторону ворот — широкий двор, вымощенный камнем. Здесь хан собирал и напутствовал войско перед очередным военным походом, здесь народ мог изредка лицезреть своего окруженного стражей властелина. С тех пор много воды утекло. Не обошло время стороной и ханский дворец,
Перед нами справа легкие, изящные силуэты жилых и парадных построек дворца. Они, если оглянуться влево, покажутся хрупкими по контрасту с массивной громадой Большой ханской мечети. Впрочем, от XVI в. немногое тут сохранилось — монументальный Зал Совета и Суда, Малая дворцовая мечеть. Остальные постройки дошли до нас далеко не в первозданном виде.
Бахчисарайский дворец — это не только парадно-адманистративный ансамбль, во и жилой комплекс средневекового феодального типа. В нем сосредоточено все необходимое для жизни. Собственно дворец — жилище властителя — был окружен обширными садами с юга, многочисленными корпусами гарема и помещений для челяди с запада, гостевыми залами с надвратной башней с севера. С восточной стороны — Большая ханская мечеть (при ней медресе) и фамильное кладбище Гиреев; за ним — разные служебные достройки, конюшни. Слева от наручник дворцовых ворот — во втором этаже — помещалась ханская стража (капукулы), а в нижнем — лавки, выходившие на улицу. Помещения для стражи соседствовали с Ханской мечетью.
Большая ханская мечеть, или Хая-Джами,— прямоугольное, двухъярусное
здание, вытянутое с севера на юг, крытое четырехскатной черепичной
крышей. Главный его фасад смотрит на речку Чурук-Су. В архитектуре
этого здания заметны черты османского искусства. Внутри мечети с трех
сторон — хоры (балконы, поддерживаемых колоннами). С них две крутые
винтовые лестницы ведут вниз. С правой стороны в глубине второго этажа
находится ханская ложа, богато отделанная фаянсовыми плитками и
росписью; вход в нее отдельный — с наружной крутой лестницы. Низкая
распластанная крыша как бы пригнетает здание, и только два стройных
минарета, вырываясь из грузного массива мечети, стремительно взлетают к
небу. Внутри мечети — никаких украшений, лишь на южной стене высоко над
михрабом сияют яркими пятнами цветных стекол два небольших окна, а
внизу под ними — окна побольше.
В 1740 г. мечеть, судя по всему,
была капитально отремонтирована. Фасад ее, выходящий на реку Чурук-Су,
расписан под мрамор Омером; тот же художник мастерски выполнил
каллиграфические надписи на западной стене мечети: в прихотливые
декоративные узоры непринужденно вписаны изречения из Корана. Рядом
находится ханское кладбище — мезарлык. Осмотр самого дворца лучше всего
начать с памятника, относящегося ко времени Менгли-Гирея. Перед нами
Железная дверь, или портал Алевиза,— самая древняя и самая
замечательная часть дворца. Железная дверь кажется несколько
заглубленной в землю, что является лучшим доказательством того, что она
находится на этом месте очень давно. В зале Совета и Суда можно
проследить все основные этапы ремонтов, мелких переделок и больших
перестроек, происходивших в течение 400 лет существования дворца.
Традиции Востока смешались в Бахчисарае с элементами европейского
искусства. В росписях дворца мы найдем и своеобразно трактованный стиль
барокко и даже по-турецки перефразированный ампир, а в росписи ханского
тайника неожиданно встречаем украинские народные мотивы XVIII — начала
XIX веков. К концу XVI в. относятся на редкость красивые цветные
витражи зала; орнамент и цвета стекол не повторяются ни в одном из этих
окон. К тому же времени относится и паркетированный центр потолка.
Живопись на боковых его плоскостях выполнена русскими мастерами в
начале XIX века. В самом раннем описании Зала Совета и Суда, сделанном
в 1736 г. по распоряжению фельдмаршала Миниха его адъютантом
Манштейном, говорится, что полы были всюду мраморные, стены выложены
разноцветными фарфоровыми плитками, а посреди зала бил фонтан.Зал
Совета и Суда (Диван) был официальным местом, где обсуждались и
решались государственные дела. Диван — совет старейшин, без согласия
которых хан не мог решать никаких важных дел.У южной стены, в центре,
находилось ханское седалище — "трон", покрытый тонким оранжевым сукном
с вышитым на внутренней стороне спинки золотым полумесяцем; по бокам
"трона" стояли два табурета, крытых таким же сукном. Вдоль стен
располагались диваны, на которых сидели члены совета — приближенные
хана. Над входной дверью — забранная решеткой узкая галерея, "ханский
тайник", откуда хан мог незаметно наблюдать за всем, что происходило в
зале.Ханские палаты сильно пострадали от пожара в первой половине XVIII
века. Восстановление началось при хане Селямет-Гирее (1737—1743),
дальнейшее строительство связано с именем Крым-Гирея (1758—1769). Тогда
и был создан лишенный внутреннего единства и целостности, но в то же
время весьма декоративный и пышный ансамбль.Дворец возобновлялся
постепенно. При Крым-Гирее построены Золотой кабинет. Летняя беседка.
Кофейная комната. Комната ханского наследника. Комната цирюльника и
закончено восстановление дворца в целом. В большинстве этих работ
принимал участие мастер Омер.Переход из мрачного Зала Совета и Суда в
Бассейный садик приятно поражает своей неожиданностью — попадаешь в
царство Солнца, цветов, пышной зелени виноградных лоз. Журчит вода,
наполняя бассейн; она сбегает по мраморному желобу, украшенному
изображениями резвящихся рыбок, мелкая резьба создает впечатление
каскада. В южной стене, обвитой вьющимися розами,— мраморная копия
Фонтана слез.Полюбовавшись этим райским уголком, пройдем в Летнюю
беседку. Стены ее прозрачны от множества окон, за которыми клумбы
цветов, деревья. Примечательны тонкая филигранная роспись потолка и
стен (работа Омера), мастерская резьба по дереву, появившаяся позднее
(в 20-е годы XIX в.), а посреди всего этого великолепия — фонтан и
малый бассейн.Покидаем это прекрасное и жизнерадостное сооружение и
спускаемся в полутемную Малую мечеть. Архитектура ее близка к
византийской. Помещение вытянуто с востока на запад, в его южной стене
устроена ниша — михраб. К XVI в. относится вход, оформленный аркой из
местного камня. На древней штукатурке при реставрации были обнаружены
граффити — процарапанные изображения всадников, лошадей, лодок с
парусами.С первым строительным периодом дворца связан и Фонтанный
дворик. Здесь два фонтана. Первым привлекает внимание Золотой фонтан
(Маг-зуб), сооруженный в 1733 г., в правление хана Каплан-Гирея. На
мраморной облицовке — рельефные надписи (дата достройки и изречение из
Корана) и растительный орнамент.Однако прославил Бахчисарай не Золотой
фонтан, а более скромный, незаметный Фонтан слез (Сельсе-биль) в
противоположном углу дворика. Этот уникальный памятник архитектуры,
созданный все тем же Омером в память рано умершей любимой жены
Крым-Гирея — Диляре, стал поэтическим образом, символом живой
человеческой скорби, воплощенной в холодном камне.Надпись на фонтане
восхваляет строителя, который "тонкостью ума нашел воду и устроил
прекрасный фонтан". Мы не знаем истинной истории создания этого
замечательного произведения. Известна лишь дата постройки — 1764 год.
Много было фонтанов во дворце, день и ночь струились и журчали они в
тиши садов, наполняя бассейны, охлаждая воздух; много было фонтанов и в
городе (средневековый водопровод питали 150 колодцев), но Фонтан слез
был и остается единственным в своем роде.
ГРОБНИЦЫ
«ДЮРБЕ БОЛЬШОЙ ВОСЬМИГРАННИК» ГРОБНИЦА, XVI в. Находится в районе бывшего урочища Азис, где раньше было большое кладбище, от которого сохранились четыре гробницы-дюрбе: Большой восьмигранник, Кубовидное, Старинное, Малый восьмигранник. Большой восьмигранник - каменное центрическое сооружение, увенчанное полусферическим куполом с шестнадцатигранным барабаном, поддерживаемым внутри восемью тромпами. Облицовано обработанным камнем-известняком порядовой кладки. Окна прямоугольные и килевидные, расположены в два яруса. Часть окон первого яруса обрамлены наличниками из белого мрамора. Сооружение отличается хорошими пропорциями. В 1965 г. произведены ремонтно-реставрационные работы. «ДЮРБЕ МАЛЫЙ ВОСЬМИГРАННИК» ГРОБНИЦА, XVI в. Небольшое каменное восьмиугольное в плане сооружение с шатровым завершением, перекрыто полусферическим куполом на парусах. Стены и купол облицованы крупными блоками камня. Стены венчает карниз, углы подчеркнуты лопатками. Внешне очень напоминает шатер. «ДЮРБЕ КУБОВИДНОЕ» ГРОБНИЦА, XVI в., И МИМБЕР, XVI-XVII вв. Небольшое каменное кубической формы сооружение с восьмигранной верхней частью. Перекрыта полусферическим куполом на парусах. Облицована камнем порядовой кладки. Купол сложен из ракушечника. Стены внутри покрыты штукатуркой. Рядом с гробницей находится мимбер, который представляет собой каменную восьмиугольную в плане башенку в виде минарета, увенчанную шатром. К ней ведет наружная лестница со ступеньками из каменных плит. «ДЮРБЕ ХАДЖИ-ГИРЕЯ» ГРОБНИЦА, 1501 г. Каменная, восьмиугольная в плане, с порталом со стороны входа, перекрыта полусферическим куполом на парусах, кровля черепичная. Снаружи облицована обработанным камнем порядовой кладки, углы подчеркнуты трехчетвертными колоннами. Портал с килевидным арочным проемом, внутри сплошь украшен резным орнаментом. Сооружена в традициях сельджукской архитектуры. «СТАРИННОЕ ДЮРБЕ» ГРОБНИЦА, XIV-XV вв. (ул. Фрунзе, 10/1). Самое раннее из сооружений Бахчисарая, небольшое каменное, кубической формы, с восьмигранной верхней частью. Перекрыто полусферическим куполом на парусах. Стены облицованы камнем порядовой кладки из темно-серого известняка. Часть купола обрушилась. Вход с юга был подчеркнут порталом, от которого сохранился только один пилон с полукруглой нишей. Над входом плита с резной надписью. Несмотря на малые размеры (5,3 х 5,3 м), памятник благодаря крупным блокам облицовки и отсутствию декора производит впечатление монументального сооружения. «ЭСКИ-ДЮРБЕ» ГРОБНИЦА, XV в. Квадратное в плане каменное сооружение, перекрытое полусферическим куполом на восьмигранном барабане. Переход к куполу осуществлен при помощи парусов. Главный вход, ориентированный на восток, подчеркнут прямоугольным порталом с проемом килевидной формы. Тимпан портала с тремя резными розетками. С юга к гробнице примыкает прямоугольный дворик с оградой в виде килевидной аркады и декоративными бойницами. Сооружение хороших пропорций, отличается мастерством и чистотой обработки каменной кладки стен. В 1965 г. произведены ремонтно-реставрационные работы: восстановлена кладка стены дворика, выполнено покрытие купола в виде цементной стяжки с железнением. «ЗИНДЖИРЛЫ МЕДРЕСЕ» ШКОЛА, 1500 г. (ул. Басенко, 57). Каменное, квадратное в плане одноэтажное сооружение с внутренним двориком. С трех сторон размещались жилые и учебные помещения со стрельчатыми сводами. По периметру двора шла аркадная галерея, перекрытая десятью полусферическими куполами на парусах, опирающихся на стрельчатые арки и столбы. Экстерьер здания суров и напоминает крепость. Единственная дверь расположена по оси здания. В пролете двери висит железная кованая цепь-зинджирла, чтобы каждый, входя в здание, склонял голову. Крыша двускатная черепичная. В 1965-1966 гг. произведены ремонтно-реставрационные работы: заменены окна, двери, крыша, восполнена утраченная кладка стен, отведены грунтовые воды. «ТАХТАЛЫ-ДЖАМИ» МЕЧЕТЬ, 1707 г. (ул. Розы Люксембург, 7). Каменная, прямоугольная в плане, зального типа. Кладка стен с деревянными связями. Снаружи облицована обработанным камнем порядовой кладки с чередованием широких и узких рядов. Окна полуциркульные, с восточной стороны прямоугольные. Перекрытия плоские, кровля четырехскатная, покрыта черепицей. С северной стороны под одной крышей с основным объемом здания - широкая терраса с входом в мечеть и во дворик. Над входом в мечеть - плита с резной, указывающей дату сооружения надписью. В северо-западном углу мечети возвышается шестнадцатигранный минарет, сложенный из обработанного камня, с небольшим балконом, украшенным резьбой.УСПЕНСКИЙ ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ , VIII XIX вв. Сохранилась древняя Успенская церковь, вырубленная в скале . У дороги в Чуфут-Кале расположены дом настоятеля, колокольня и руины фонтана, длинный скальный навес со следами пристроек-келий. Кельи располагались и под скальными навесами на верхней террасе, откуда вырубленная в скале лестница ведет на плато. На дне ущелья находятся двухэтажное здание бывшей гостиницы и перестроенная церковь второй половины XIX в. Памятник включен как туристический объект во многие крымские маршруты. Успенская церковь, VIII в. Вырублена в скале на краю отвесного обрыва. В плане неправильный прямоугольник. Внешняя стена над обрывом сложена из камня с оконными проемами. Потолок плоский. Внутренняя продольная стена расчленена четырьмя грубо вытесанными колоннами. Масляной живописью XIX в. покрыты скала над наружной стеной и стена между двумя колоннами в интерьере. К памятнику ведет широкая каменная лестница. В 1965-1966 гг. по памятнику произведены ремонтно-реставрационные работы: восстановлены внешняя стена и утраченные части лестницы, реставрирована живопись. Колокольня, середина XIX в. Сложена из известняка, одноярусная, квадратная в плане, в виде портика с небольшими колоннами тосканского ордера на высоком цоколе. Покрыта четырехскатной крышей в виде шатра. Дом настоятеля, середина XIX в. Одноэтажный, прямоугольный в плане, на высоком цоколе, сложен из тесаного камня-известняка, кладка порядовая, оштукатурен. Восточный фасад с ризалитом, завершенным фигурным фронтоном. Окна обрамлены профилированными наличниками. Вход подчеркнут фронтоном и крыльцом в виде четырех каменных столбов, перекрытых полуциркульным сводом. К нему ведет каменная лестница. Планировка анфиладная
ЕКАТЕРИНИНСКАЯ МИЛЯ, 1787 г. Находится на набережной р. Чурук-Су у среднего моста, ведущего к проезду главных северных ворот дворца. Сооружена в числе других монументальных знаков, которые ставились на пути следования Екатерины II из Петербурга в Крым. Миля сложена из хорошо обработанного известняка на известковом растворе. Нижняя часть колонны с базой тосканского ордера установлена на квадратном в плане постаменте. Ствол колонны в средней части шестигранный.
«ЧУФУТ-КАЛЕ» КРЕПОСТЬ И ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД, X-XVIII вв. Находятся на плато одного из отрогов второй гряды Крымских гор в 3,5 км к востоку от Бахчисарая. Плато возвышается на 200 м над ущельем, с трех сторон имеет обрывистые скалистые склоны, а с четвертой, восточной стороны седловиной соединено с горой Бешик-Тау. Временем основания Чуфут-Кале одни исследователи считают VIII - IX вв., другие полагают, что он основан не раньше X-XI вв. и что ровесником города является средняя оборонительная стена. В 1299 г. после длительной жестокой осады город был взят монголо-татарскими полчищами Ногая. С этого времени он известен под названием Кырк-Ер, Кырк-Ор, Кырк-Кор и Керкри, что обычно переводят как «сорок укреплений». В XIV в. к востоку от города поселились караимы, основным занятием которых были ремесла и торговля. Они построили большую кенасу и огородили в XV в. свой торгово-ремесленный посад крепостной стеной с башнями и большими воротами, образовав новый район Кырк-Ера («Новый город»). До начала XVI в. в Кырк-Ере находилась резиденция крымских ханов. В то время возведены южные, или малые ворота со стенами, гробница, мечеть и монетный двор (последние два дошли до наших дней в руинах). После того, как столицей Крымского ханства стал Бахчисарай и в Кырк-Ере остались жить только караимы, он получил наименование «Чуфут-Кале» («Еврейская крепость»). В XVIII в. построены малая кенаса и ряд домов. В 1783 г. Крым вошел в состав России. У жителей Чуфут-Кале отпала необходимость ютиться в неудобном для проживания укрепленном городе и они к середине XIX в. полностью оставили его. В настоящее время Чуфут-Кале взят под государственную охрану, превращен в объект туризма и входит в состав Бахчисарайского музея. Город занимает 18 га, а рядом на площади в 20 га раскинулся пустырь Бурунчак, отделенный низкой каменной стеной сухой кладки. Старый город с восточной стороны укреплен стеной X в. с арочными воротами, с юга - стеной XIV-XVI вв. с малыми воротами. Новый город с восточной стороны укреплен стеной с тремя башнями и рвом, возведенными в 1396 - 1433 гг. В средней башне - Большие ворота, через которые в город въезжали арбы. И до наших дней сохранились на главных улицах следы от их колес, образовавшие колею до 50 см глубиной. В старом городе три главных продольных улицы - Кенасская, Средняя, Бурунчакская. Между ними целая сеть кривых поперечных улочек. На Кенасской ул. находятся большая и малая кенасы; на Средней - руины мечети, возведенной на месте христианского храма, разрушенного в 1299 г., колодец Колка-Кую («колодец с ведром»), вырубленный в скале в виде круглой шахты глубиной 10 м; на Поперечной - гробница «Дюрбе Джанике-Ханым». В новом городе одна продольная Главная улица, к северу от нее отходит целая сеть поперечных. На одной из них - руины монетного двора. Все жилые постройки Чуфут-Кале, число которых доходило до 400, были наземными двухэтажными с окнами, выходящими в закрытый стенами дворик. Каждый дом имел пещерные подсобные помещения для складов, кладовых, загона скота. Сохранилось только два дома XVIII в., в том числе усадьба А.С.Фирковича, от остальных только пещерные части и фундаменты. С 1964 г. ведется планомерная консервация и реставрация памятника. Средняя стена крепости с воротами и башней, X в. Пересекает плато поперек с северного обрыва до южного, замыкая таким образом старую часть города с наиболее слабой восточной стороны. Длина стены около 150 м, высота до 4,5, ширина 1,5 м. По краям она была усилена башнями, изнутри - насыпью земли, а с внешней стороны укреплялась рвом шириной 4 и глубиной 2 м. Сохранилась только южная башня. На месте северной в 1958-1959 гг. велись раскопки, выявившие вылазную калитку, подземный ход и двум пещерам, малый крепостной ров. Внешняя сторона стены и ворота сложены из хорошо отесанных блоков известняка желтоватого цвета, тщательно подогнанных друг к другу и положенных на известковом растворе с примесью мелкой гальки. Размеры блоков от 0,35 до 0,65 м высотой и до 1 м длины. В средней части стены - ряды горизонтально и вертикально уложенных блоков, что напоминает систему античной кладки. Внутренняя часть стены забутована. Проезд ворот перекрыт полуциркульной аркой пролетом 3,5 м. В 1965 г. произведена консервация памятника. Восточная стена крепости с большими воротами, 1396-1433 гг. Замыкает весь город от южного до северного обрыва плато. Протяженность стены 128 м, высота до 7, толщина 1,5 м. В верхней части северного участка сохранились бойницы. Стена усилена тремя башнями, изнутри - насыпью земли, с внешней стороны - рвом. Средняя и северная башни прямоугольные в плане, южная - полукруглая. Южная и северная башни открытого типа. Стена и башни сложены из бутового камня на известковом растворе с затиркой швов, верхняя часть южной башни из тесаного камня. Большие ворота находятся в самой мощной средней башне. Полотнища ворот обиты полосами кованого железа. Снаружи над аркой ворот - мраморная плита с контурным изображением рогатины и щита (как полагают, это герб жителей города караимов, которые делились на два рода). Стена и башни построены караимами для защиты их торгоао-ремеслеиного посада, возникшего у стен города Кырк-Ер в XIV а. В XVI перестроены турками. В 1964 г. произведена консервация памятника с частичной реставрацией кладки средней надвратной башни. Южная стена крепости с малыми воротами, XIV в. Перестроены в XVI в. В плане зигзагообразная длиной около 84, высотой 7 и толщиной 0,7 м. Сложена из бутового камня на известковом растворе с тщательной затиркой швов. Малые южные, или потайные ворота размещены у южного обрыва плато. К воротам зигзагами ведут мощенная камнем дорога и очень крутая тропа. Ворота удачно замаскированы в складке рельефа и становятся видны только за несколько метров до подхода к ним. За воротами для входа в город в скале обрыва вырублен узкий длинный проход, огражденный стеной, прилегающей к воротам, и параллельной ей внутренней стеной. Образованный стенами коридор имел деревянное перекрытие, на котором у бойниц стен располагались защитники крепости. Коридор выводит на улицу, с правой стороны которой - большой, размещенный в четыре яруса комплекс пещер оборонного назначения. Ворота перекрыты лучковой аркой пролетом 1,7 м. Створки ворот обиты полосовым кованым железом. В 1964 г. произведена консервация стен с частичной реставрацией кладки. «Дюрбе Джаиике-Ханым» гробница, 1437 г. Центрическое в плане восьмигранное здание. К южной грани пристроен портал с полуциркульной аркой. Стены сложены из хорошо обработанных камней, кладка порядовая на известковом растворе. Углы восьмигранные, подчеркнуты трехчетвертными колонками, стены завершены карнизом. Основной объем перекрыт куполом, портал - полуциркульным сводом. Кровля черепичная. Вход обрамлен резным наличником. В интерьере у северной стены резное каменное надгробие с датирующей надписью. В 1966 г. произведена консервация кладки стен памятника, заново сделана черепичная кровля. Караимская кенаса (большая), XIV в. Здание сложено из хорошо обработанного камня, кладка порядовая на известковом растворе. В плане представляет собой вытянутый с севера на юг прямоугольник, перекрытый двускатной крышей. Покрыто черепицей. Вход с севера. Снаружи с севера и частично с запада к зданию пристроена открытая галерея с арками, перекрытая односкатной крышей. Колонны аркады опираются на низкий парапет из массивных каменных плит с резными розетками. В галерее - каменные скамьи. В интерьере нижняя часть стен облицована деревянными панелями, пол дощатый, балки из дуба. Вдоль южной стены размещены деревянные шкафы для хранения книг. Северная часть помещения отделена перегородкой. В 1966 г. проведены консервационные работы. Караимская кенаса (малая), XVIII а. Здание сложено из камня, кладка порядовая на известковом растворе с тщательной затиркой швов, северный фасад оштукатурен. В плане представляет собой вытянутый с севера на юг прямоугольник, перекрытый двускатной крышей. Покрыто черепицей. Главный вход, подчеркнутый наличником, находится с севера. К зданию пристроена деревянная галерея, перекрытая односкатной крышей, покрытой черепицей. Фирковича А.С. усадьба, XVIII в. Состоит из комплекса сооружений, размещенных по периметру небольшого двора. В усадьбе жил известный ученый, историк и археолог А.С.Фиркович. Жилой дом усадьбы - двухэтажное прямоугольное в плане с пристройкой здание, сложенное из бутового камня на известковом растворе, с деревянной остекленной галереей вдоль западного фасада и открытой - до пристройки с восточного фасада. Крыша двускатная, покрытая черепицей. На втором этаже находятся зал с резным плафоном и три комнаты, разделенные деревянными перегородками. Полы на втором этаже деревянные, на первом - каменные. Одноэтажный служебный корпус примыкает с севера к жилому дому, противоположная стена выходит на красную линию улицы. Сложен из бутового камня на глиняно-иэвестковом растворе. Разделен деревянными перегородками на три комнаты и коридор. Крыша двускатная с черепичным покрытием. Стены снаружи и внутри оштукатурены. Двухэтажный служебный корпус северным фасадом выходит на красную линию улицы. Прямоугольный в плане, с открытой верандой с южной стороны. Сложен из бутового камня с деревянными связями на глиняно-известковом оастворе. Крыша двускатная, покрытая черепицей. Баня - одноэтажное прямоугольное в плане сооружение в юго-восточном углу двора. Сложена из бутового камня на глиняно-известковом растворе. Крыша шатровая, крытая черепицей. Ограда усадьбы - невысокий каменный забор с карнизом. Двор имеет перепад 1,8 м, покрыт каменными плитами. В 1965 г. памятник реставрирован: восстановлены галерея жилого дома, баня, во всех сооружениях заменены пришедшие в негодность конструкции, заново перекрыта черепичная кровля, отремонтированы полы.
Источник: Новости Украина
Cтатей на эту тему пока нет.