Статья добавлена 2 мая 2015, в субботу, в 17:24. С того момента...
1482 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Одежда - оболочка для восприятия
Учет впечатления потребителя за рубежом стал важным инструментом при разработке новых моделей одежды, для российских швейников такая информация пока остается скрытым резервом.
Такой подход, называемый импрессивным, формирует в отрасли новую концепцию не только проектирования одежды, но и меняет определение термина «одежда». В традиционном понимании - это «покрывающая тело оболочка, служащая прежде всего для защиты от неблагоприятных воздействий» (подробнее см. Орленко Л.В. «Терминологический словарь одежды». 1996 г.)
Импрессивный подход меняет концепцию создания одежды и заставляет во главу угла поставить потребителя, его потребности, особенности его восприятия габитуса (габитус - внешний облик человека, животного, растения, кристалла - прим. ред.) и костюма в целом.
Элементарные составляющие впечатления, выраженные в различных ощущениях, можно исследовать и использовать эти данные при разработке изделий. Исследования ощущений помогают выбрать наиболее приятную и комфортную ткань (материал), правильно определить цвет будущего изделия, решить вопросы моделирования и выбрать форму, ввести точные количественные критерии изменений параметров конструкции, продвинуть подходы к стандартизации и унификации.
В зарубежном проектировании активно развивается направление, родственное импрессивному подходу. Японский исследователь Кэйитиро, представивший на прошлой неделе коллекцию современных мужских футболок, в частности, отмечает: «Если уж судьба одежды в том, что большое значение имеет фактор, относящийся к чувствам (восприятию) людей, то, говоря о законах проектирования одежды, мы не сможем сильно продвинуться вперед, не думая о восприятии».
В Японии уже перешли к прогнозированию спроса на разрабатываемые модели на основе потребительских оценок составляющих качества и исследований ощущений.
Импрессивный подход предлагает к изучению новый вид комфортности, меняя концепцию комфортности одежды. Ощущения характеризуют психологическую комфортность одежды (это отдельный вид комфортности, исследуемый методами психологии восприятия). Психологическую комфортность возможно измерять на различных стадиях знакомства с изделием (от эскиза до надевания образца). Особенность такого рода исследования заключена в том, что составляются специальные шкалы выраженности ощущений. По ним оцениваются выделенные для конкретного ассортимента факторы. Могут, к примеру, просто оцениваться ощущения комфорта (дискомфорта), удобства (неудобства).
При этой швейник задает уровень качества швейного изделия, а оценивает его сам потребитель (например, с помощью самооценки внешнего вида надетой одежды, которая включает специальный опрос потребителя относительно его мнения о том, как он выглядит в изделии того или иного типа, ассортимента). Для эксперимента могут задаваться различные интересующие швейника шкалы оценок. К примеру: «странный вид» / «привлекательный вид»; «непривлекательный вид» / «приятный вид»: «броский, вульгарный вид» / «неброский вид»; «безвкусица» «соответствие эстетическим требованиям»: «слишком бесцветный вид» / «яркий вид»: «слишком неброский вид» / «привлекает внимание»: «некрасивый вид» / «красивый» и ряд других.
Выявляется приемлемость швейного изделия для отдельного потребителя, а также оценивается его привлекательность для определенной группы потребителей. В ходе самооценки выявляются те изделия, которые нравятся (на уровне ощущений) большинству участников эксперимента.
Психологическая комфортность швейных изделий остается мало изученным, но очень ценным показателем, во многом определяющим выбор потребителя. Ее игнорирование может привести к существенным экономическим потерям при реализации моделей одежды, так как обеспечение оптимальных физиологических показателей еще не означает, что изделия будут распроданы. Изучение эффекта, полученного в изделии, позволяет успешно справляться с конкуренцией, что особенно важно для малых предприятий в условиях насыщенного рынка. Особенно эффективно исследование на стадии моделей-образцов. Здесь возможно выбрать наиболее красивые изделия, сочетания ткани, формы, цвета. При индивидуальном проектировании импрессивный подход позволяет экспериментально исследовать цепочку «индивидуальная внешность - фигура - форма одежды» (с обеспечением наиболее выигрышного впечатления в целом), а также по-новому подойти к выбору цвета и материалов для одежды.
Цвет может вызывать у человека различные ощущения (тепла и холода, вкуса и запаха). Комбинации цветов могут служить для подачи определенного сигнала в окружающую среду.
Интересным является и то, что подход позволяет решить самые сложные проблемы, к примеру, сделать безопасную, хорошо различимую в условиях недостаточной видимости одежду, сохраняющую жизнь пешеходу в условиях дорожного движения.
Безопасность человека на дорогах - одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Складывается целое направление в проектировании по разработке безопасной одежды для детей (прежде всего школьников), пожилых и просто для взрослых.
В японских исследованиях поднята проблема заметности (различимости) цветов одежды, которая может успешно решаться в русле импрессивного подхода. Известна зрительная различимость цвета одежды для темного времени суток с учетом эффекта Пуркинье.
Кроме красного и голубого рекомендуется использовать очень светлые цвета - белый и желтый. Экспериментально должна проверяться различимость размеров и формы деталей.
Особым разделом импрессивного подхода является проектирование одежды на основе эффектов и иллюзий зрительного восприятия, именно этим можно объяснить возникший спрос на женские футболки с оригинальным дизайнерским стилем и прикольными рисунками.
Интересным является изменение восприятия в полосатой одежде разных цветов. Так, по работам японских специалистов холодные цвета создают образ с характеристиками «сообразительный», «женственный», «взрослый», «формальный», «холодный», «худой». Сочетание промежуточных цветов дает ощущение «статичности», «спокойствия», «несообразительности» и «неженственности». Пары теплых расцветок дают характеристики «активный», «возбудимый», «теплый», «толстый» при восприятии образа.
Одежда с широкими вертикальными широкими полосам ассоциируется с «активным», «возбудимым» имиджем, широкими горизонтальными - с «несообразительностью», «неженственностью».
Узкие вертикальные полосы вызывают ощущение «статичности», «спокойствия», «взрослости», «формальности», «теплоты», «полноты».
Узкие горизонтальные полосы дают характеристики «сообразительный», «женственный».
В полосатой одежде эффект имиджа, обусловленного цветом, сильнее эффекта, обусловленного формой.
Импрессивный подход меняет отношение проектировщика к одежде и к изучению потребителя. Одежда рассматривается прежде всего, как оболочка для восприятия человека человеком. И такой взгляд требует разработки новых технологий проектирования и выбора одежды.
Источник: Стильная одежда современности