Статья добавлена 4 марта 2009, в среду, в 20:38. С того момента...
2371 |
просмотр |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Войны браузеров: весенняя кампания
→ответ на статью «100 игр с Nintendo, в которые можно поиграть в браузере»
Safari 4, «Газель» от Microsoft и иск против Internet Explorer.
Так уж совпало, Apple выпустила бета-версию нового браузера Safari, Microsoft собралась делать совершенно новый браузер под ласкающим русское ухо рабочим именем Gazelle, а Google решила присоединиться к антимонопольному иску Еврокомиссии против Internet Explorer, поддержав Opera и Firefox. Похоже, на давно идущей войне браузеров началась весенняя кампания.
Apple выпустила бета-версию нового Safari, как всегда, без объявления войны. И сразу в версиях для Mac OS X и Windows (поддерживаются XP и Vista). Как чертик из табакерки выскочил браузер, сохранивший старый движок WebKit (на нем же основан и браузер Google Chrome), но с новым интерфейсом и, по утверждениям разработчиков и некоторых экспертов, чуть ли не самый быстрый в мире.
По мнению обозревателя CNET, при использовании теста SunSpider, Safari 4 обрабатывает команды JavaScript (критичные для работы большинства веб-приложений, типа Google Docs) в 42 раза быстрее, чем Internet Explorer 7; в 6 раз быстрее, чем бета-версия Internet Explorer 8; в 4 раза быстрее последней версии Opera; в 3,5 раза быстрее, чем Firefox 3. И даже в 1,2 раза быстрее, чем «кузен» Google Chrome. Это в тесте на Windows. Под Mac OS X новый Safari работает еще быстрее. Правда, это первые тесты и только по критичному, но пока еще не самому существенному для веб-серфинга параметру.
Новый браузер от Apple получил серьезно обновленный интерфейс. При запуске программы пользователю открывается страница Top Sites, напоминающая страницу часто используемых веб-страниц в Google Chrome или Speed Dial в Opera, на которой расположены крупные миниатюры как тех сайтов, которые посещал пользователь, так и тех, которые браузер предлагает по умолчанию, типа YouTube или Flickr. При выборе того или иного сайта браузер использует анимационные эффекты, знакомые пользователям iPhone.
Top Sites — не единственная новация в интерфейсе Safari, напоминающая браузер Google: строка с закладками теперь размещается в самом верху браузера, над адресной строкой. Такой интерфейс закладок впервые был использован именно в Chrome. Впрочем, теперь в Safari появился и один из элементов интерфейса Mac OS X, использованный также в iPod Touch и iPhone: при просмотре сохраненных закладок или истории веб-серфинга пользователь может выбрать режим Cover Flow, то есть листания страниц. Вместе с использованными анимационными эффектами браузер из простого «окна в веб» начинает больше напоминать какой-то веб-телевизор.
Изменения в интерфейсе уже вызвали некоторые нарекания у экспертов, раскритиковавших новую версию браузера за «гламурный блеск, маскирующий неудобство использования». Однако, что важнее, браузер серьезно обновился внутри. Safari 4 поддерживает новый стандарт HTML 5, важный для работы онлайновых программ в отсутствие подключения к Сети (например, при работе Gmail без интернет-соединения). Кроме того, браузер теперь работает с CSS 3, что как раз и позволяет добиваться «гламурного блеска», обрабатывая отражения, градиенты и прочие радости веб-графики. Наконец, бета-версия Safari 4 сумела полностью пройти самый жесткий тест на соответствие веб-стандартам — Acid3. (Справедливости ради замечу, что попытка запустить этот тест на Safari 4 на все 100% у меня не удалась. Но и 99%, впрочем, — отличный результат.)
Можно надеяться, что к финальному релизу Safari 4 доберется с исправленными огрехами в интерфейсе. В любом случае новая версия браузера Apple позволит укрепить его позиции на этом рынке. По данным исследовательской компании Net Applications, за последний год доля пользователей Safari довольно заметно увеличилась — с 5,7% в марте 2008 года до 8,3% в январе 2009 года. На фоне 67,6% у Internet Explorer доля пользователей браузера Apple невелика. Однако она уверенно растет, равно как и доля пользователей Firefox (с 17,3 до 21,5% за тот же период), а у Microsoft падает (почти на 7% за год). Изменение популярности и появление нового игрока — Google Chrome, быстро обогнавшего по популярности когда-то бывшую «самым быстрым» браузером для гиков Opera, — заставляет производителей браузеров использовать все возможности для привлечения внимания пользователей и быстрее обновлять программы, внося в них всё новые и новые усовершенствования.
Так, например, Microsoft, еще не выпустив окончательный релиз IE8, уже объявила о начале разработки совершенно нового браузера под рабочим названием Gazelle. В «Газели» положен создаваемый с нуля движок, при работе которого каждое открытое окно будет являться независимым процессом, изолированным от операционной системы. Такой подход, по мнению разработчиков, должен существенно повысить безопасность веб-серфинга. Помимо успехов в завершении разработки нового браузера, маркетологам Microsoft можно посоветовать сменить название браузера, хотя бы для российских пользователей: по поводу «Газели» не отметится только самый ленивый обозреватель, а пользователь будет запускать его (ее?) с понятной осторожностью.
Войны браузеров, однако, идут не только в Сети, но и в офлайновой политике. Дело против Internet Explorer (точнее, против Microsoft), инициированное производителями Opera, серьезно озабоченными резко упавшей популярностью их браузера среди пользователей, и нашедшее понимание у Еврокомиссии, следящей за соблюдением антимонопольного законодательства, принимает всё больший размах. Мicrosoft обвиняется в том, что при продаже компьютеров с предустановленной Windows пользователи получают и Internet Explorer, а поскольку Windows занимает доминирующее положение на рынке операционных систем, то вместе с ОС доминирует и веб-браузер Microsoft. Пользователю тем самым не нужно выбирать веб-браузер — он у него уже есть.
Формально браузер не является частью операционной системы (у Microsoft, правда, на этот счет другая точка зрения), однако представить себе современный компьютер без браузера невозможно, поскольку именно для пользования интернетом компьютер по преимуществу и используется: какой-то браузер должен быть. А вот какой — с точки зрения Opera, Mozilla Foundation (продвигающей Firefox), а теперь и Google, это должен решать сам пользователь. Производители браузеров не скрывают, что они заинтересованы не только в честной конкуренции и поддержке инноваций, но и в продвижении своих программ.
От этой конкуренции, конечно, выигрывают и пользователи: браузеры становятся быстрее, мощнее и удобнее. Но от этой конкуренции во многом зависит будущее развитие всей IT-отрасли. Во всяком случае, сформировавшаяся тенденция переноса базовых программных средств и места хранения информации в Сеть уже приводит к тому, что операционная система компьютера пользователя оказывается не столь критичной, сколько наличие подключения к Сети и работоспособность веб-браузера. Именно он становится главным «окном в интернет», даже если на компьютере установлены «Окна».
Источник: Частный корреспондент