Отступая от ЛЮБОВНОЙ ДОМИНАНТЫ плавно перейдем к ДОМИНАНТЕ ВЛАСТИ и попытаемся рассмотреть причины возникновения иерархических лестниц и как МЫ оказываемся на той или иной ступени...
Добрый день, уважаемый читатель!
Тем, кто не читал предыдущих статей, коротко сообщу, что мы ведем поиск истинных мотивов поведения человека в различных жизненных ситуациях, в разные периоды жизни...
Я уже отмечал тот факт, что достигнув того возраста, когда «родительская» программа перестает действовать, детство заканчивается и наступает период первой взрослости в психологическом портрете наступают большие перемены... Начинает действовать программа расселения и вот уже «стайки» молодежи искушенные желанием гулять... начинают курсировать по улицам, паркам, пригороду... Знакомая картина? Ведь все мы любили это слово «гулять» и страстно рвались на улицу! Даже когда разум твердил - Есть более важные дела! Подсознание давало слабину - Часок погуляю и все сделаю...
Оказывается, желание погулять - это не что иное, как работа более древней по происхождению «подкорки» и сигнал к расселению. При этом выполняется две различные программы, а именно:
•· Увеличение ареала (жизненного пространства) для усиления эволюционных процессов...(ну вспомните, что девчонки из своей компании или двора не вызывали смутных чувств влюбленности, а вот на соседней улице, или в другом районе - ВСЕГДА! есть красивей и стройнее и румяней и милее...).
•· «Отселение» из иерархической, давно сложившейся и весьма устойчивой пирамиды молодых особей, в которых пока нет особой надобности, но от которых уже начинает чувствоваться скрытая угроза «будущих соперников», более молодых и возможно сильных, настойчиво ищущих себе место под солнцем, в любой момент готовых подвинуть тебя с той, более высокой ступени общественных отношений.
Мы знаем, что человек - иерархическое существо, никакая другая организация для него просто не выполнима, поэтому сразу рассмотрим - из кого состоит стройная пирамида соподчинения у человека. Вот как описывает ее строение доктор биологических наук В.Дольник...
Для иерархических видов (к коим относимся и мы), стройная пирамида соподчинения кажется правильным, единственно возможным способом сорганизоваться. Это и есть порядок и сильная власть. В иерархических группах субдоминанты борются за власть с доминантом и при его небольшом превосходстве боятся его и не любят. Иное дело - члены, стоящие на более низких этажах пирамиды. Они не помышляют занять место доминанта и питают к нему смешанное чувство любви и страха. Страха - оттого, что он много агрессивнее их и грозен, а любви - оттого, что он направляет свою агрессию на субдоминантов, непосредственных притеснителей тех, кто занимает третий от вершины пирамиды уровень. Такому члену пирамиды кажется, что доминант творит акты справедливости и возмездия, карает ее притеснителей.
Все мы знаем, что этот механизм срабатывает в людях, особенно при неразвитом гражданском обществе хотя бы в форме почти неистребимой веры в справедливого высокого начальника.
Можно также сказать, что члены невысокого ранга успокаивают себя, воображая, что иерарх - их покровитель. Многие виды пытаются задобрить иерарха и применяют для этого подношения.
От этого - шаг до подарка, взятки, жертвоприношения, применяемых людьми, чтобы задобрить реальных и мнимых покровителей.
Сам принцип образования иерархической лестницы через борьбу за власть таков, что она не воспринимается мозгом как завершенная: всегда есть возможность того, что над иерархом или группой таковых встанет кто-то еще (что регулярно и происходит). Иными словами, на лестнице есть место для как бы сверхиерарха.
Сверхиерарх выгоден иерархам: заполнив вакантное место над ними, он укрепляет их положение и власть. Кроме того, он становится как бы их покровителем, страшным не только внешним врагам, но и субдоминантам. Поэтому не требуется интеллектуальных усилий от людей, чтобы додуматься до использования иерархических программ, они срабатывают сами. И нет ничего удивительного в том, что повсеместно и многократно возникает идея поместить на вакантное место сверхдоминанта нечто воображаемое, наделенное всеми сверхдоминантными качествами в их беспредельном выражении. Стоит сделать это - и иерархи становятся как бы субдоминантами сверхиерарха, его служителями, жрецами, а он - их могучим покровителем.
На роль воображаемого сверхдоминанта пригодно и грозное явление природы, вроде грозы или вроде вулкана. Пригодно и все, что находится так высоко, что выше некуда,- небо, небесные светила. Годится и животное-покровитель, и предок-герой.
Если такой объект подчинения, поклонения и задабривания образовался, то живые люди, стоящие на верхнем этаже пирамиды - иерархи - будут изображать союз с ним, какие-то особые отношения. То есть будут выполнять роль жрецов или шаманов. Эта вольная или невольная мистификация обретает свою логику, согласно которой павиана, подобно людям, приветствующего по утрам восход солнца, приходится признать священным животным, участником культа солнца, наделенным религиозным чувством (так поступали жрецы Древнего Египта). Подобная логика порождает много сакральных премудростей и таинств, непостижимых для непосвященного ума.
В то же время очень сильная по зоологическим меркам агрессивность человека, его очень высокая (даже по сравнению с обезьянами) сексуальность, чувство ревности, приводящее даже к убийству соперника, и, наконец, потребность мужчин с детства до старости бороться за свой иерархический ранг - все это бесспорное свидетельство того, что становым хребтом человеческого сообщества была жесткая иерархическая пирамида, образованная «половозрелыми самцами».
Образование пирамиды по возрастному признаку, без всякого сомнения, свойственно человеку. В традиционных обществах возрастная иерархия соблюдается очень строго. Но и образование союза подчиненных с целью свержения доминанта - тоже дело обычное, известное от седой древности до наших дней. У людей эти союзы тоже неустойчивы, сравнительно легко разрушаемы. Предательство вчерашнего союзника - норма поведения политиков. Иначе не сохранялась бы тысячи лет римская поговорка "разделяй и властвуй". Конечно, до идеи объединения с целью свержения угнетателей и захвата их положения можно дойти путем интеллектуальных раздумий или компьютерных моделей, не прибегая к инстинкту. Но инстинкт этот в нас сидит и готов действовать как по велению рассудка, так и вопреки ему.
Для удержания на верхних ступенях пирамиды у человека выработался ряд врожденных программ. Например - групповое доминирование старших по возрасту называющееся геронтократией - властью стариков. Геронтократия очень часто формируется в сообществах людей. Она может образоваться в небольшой группе, а может - и на вершине государства. Обычно геронтократия возникает, когда официальный лидер не уверен в себе и боится более молодых. Подтягивая к себе таких же старых и не уверенных в себе, как он сам, и делясь с ними властью, он формирует старческую верхушку, для которой страх потерять власть перевешивает стремление править единолично. В обычной жизни поведение геронтов может казаться нам очень продуманным и хитроумным. В действительности же это хитрость инстинкта. Доверившись ей, некоторым удавалось сохранять власть, даже будучи в состоянии старческого маразма. В традиционных обществах общепризнанная и облагороженная законами и предписаниями власть старшей возрастной группы - всех этих советов старейшин, геронтов, сенаторов - зачастую оказывалась вполне приемлемой для рядовых членов.
У людей так же есть одна очень гнусная инстинктивная программа (встречающаяся у некоторых других стайных животных, например у собак). Стоит доминанту начать наказывать одного из подчиненных, как другие спешат ему помочь. Этологи разобрались, как возникает такое поведение. Это переадресованная агрессия, накопившаяся в страхе перед доминантом. Она, по обычному иерархическому принципу, переносится на того, кто слабее. А таким во время наказания выглядит наказуемый! На это способны многие, но особенно "подонки", занимающие дно пирамиды,- ведь они боятся всех и обычно могут переадресовывать агрессию лишь неживым предметам, а в этом мало радости. И вдруг наказуемый оказывается как бы ниже дна, слабее их, его можно безнаказанно ударить. Интересно, что например у обезьян - самки, обычно в самцовые иерархические игры не играющие (их ранг ниже ранга любого самца), в это дело не только втягиваются, но и действуют усерднее самцов. Этот простой механизм позволяет доминанту без особого риска для себя подавлять нижестоящих. Стоит только начать, а дальше стадо докончит. Согласитесь, что сходная программа срабатывает и у нас. Вы замечали в очередях, как продавщица (доминант в нашем подсознании, раз она что-то распределяет, чем-то руководит) моментально натравливает чуть не всю очередь на покупателя, попытавшегося потребовать что-нибудь, в том числе полезное для стоящих в ней,- работать быстрее, не обсчитывать, не хамить и т. п.? Вы замечали, что легче всего ей втянуть тех, кто подсознательно чувствует себя ниже и слабее других,- женщин легче, чем мужчин, пожилых женщин легче, чем молодых? Вы думаете, продавщицу этому тонкому психологическому приему нужно учить? Нет, он быстро выплывает из подсознания.
У людей эта программа многолика. Проработка на собрании. Выговор в приказе. Показательный процесс. Публичная казнь. Толпа может побить осужденного камнями, требовать его смерти, а если ей выдать человека, только что занимавшего высокий пост,- буквально разорвать на куски. Человек отличается от макака и еще одной тонкостью: если самец обезьяны никак не поощряет тех, кто срывает на наказуемом свою агрессивность, то человек самых активных может выделить, приблизить и возвысить. Так образуется самая страшная структура - иерарх в окружении подонков. В стихийно образующихся бандах подростков это обычное дело: сильный предводитель, вокруг него несколько гнусных и жалких подпевал, а ниже - значительно более сильные парни. Психологию и поведение "шестерки" очень сочно воспроизвел Р. Киплинг в знакомом с детства образе шакала Табаки, пристроившегося к тигру Шерхану.
В стихийных уголовных шайках "пахан" тоже обычно окружен "шестерками". То же срабатывает и на государственном уровне: тиран окружен сатрапами, отличительная черта которых - преступность, аморальность, трусость, подлость и агрессивность к нижестоящим. Древние греки называли такую структуру охлократией - властью наихудших. Мы выяснили, что программа образования союзов в пределах одного ранга, существующая и у человека, не позволяет удерживать власть в одиночку. Но если ей будет противостоять программа набрасываться скопом на тех, кого атакует доминант, появляется такая возможность: небольшому союзу субдоминантов не устоять против атаки доминанта, поддержанной всеми подавленными в стаде. Вот он, механизм, создающий тирана, опирающегося на "народ"! Все тирании держат сильные личности в повиновении, постоянно угрожая им скорой расправой низов.
Еще одна программа - на склоне лет поучать молодежь сидит и в нас, и это очень нужная программа. Беда лишь в том, что мы живем в быстро меняющемся мире, где знания и взгляды стариков могут оказаться устаревшими. Все по той же врожденной программе окруженность детьми - один из признаков иерарха. Поэтому тираны во всем мире всегда хотели, чтобы в ритуал их появления перед подданными входила стайка детей, неожиданно и радостно выбегающих откуда-то и окружающих тирана. Портреты лидера с одной-двумя маленькими счастливыми девочками на руках - обычный атрибут всех тираний. Казалось бы, такой дешевый трюк, а как сильно действует на массовое подсознание! В ответ на врожденный сигнальный стимул - облепленного детьми самца - врожденная программа кричит: "Вот он, наш Вождь, Отец и Учитель!"
Как видим, в первобытном стаде предков человека не могло быть и тени равноправия. "Первобытный коммунизм" - выдумка кабинетных ученых позапрошлого века. К тому времени этнографы обнаружили у некоторых зашедших в тупик и вторично деградировавших племен, обитавших в крайне неблагоприятных природных условиях, разного рода "выверты". Одни были озабочены тем, чтобы ни у кого не было ничего своего, другие - сложным ритуалом дележа добычи между всеми, третьи следили за тем, чтобы все делали одну и ту же работу сообща и одновременно, четвертые подавляли у сородичей всякое проявление инициативы, пятые настолько увлекались спиртным или объедались наркотиками, что были ни на что не способны, и племя поддерживалось усилиями не злоупотреблявших наркотиками женщин и т. п. Из этих крупиц некоторые авторы слепили образ первобытной райской жизни - "первобытного коммунизма", а другие - теорию матриархата. Наука сейчас разобралась в этих заблуждениях. Но некоторые кабинетные философы позапрошлого века взяли их за основу для далеко идущих построений о прошлом и будущем человечества. В XX веке на всех материках, во всех климатических поясах и на представителях всех рас был поставлен гигантский эксперимент воплощения этих теорий в жизнь и построения на их основе коммунизма. Эксперимент, о котором физиолог И. П. Павлов сказал, что пожалел бы на него даже одну лягушку. В результате эксперимента повсюду вместо общества равенства возникли жестокие иерархические пирамиды, увенчанные тиранами - "паханами" в окружении «шестерок».
Зададимся вопросом - "почему тиранов любят". Тирания создает атмосферу страха. Человеку тяжело жить в постоянном страхе перед доминантом. И от того, что его не видишь, не знаешь, чем он сейчас занят ("а вдруг мной?.."), страх только увеличивается. Настоящие тираны это интуитивно понимают и заполняют свои владения преувеличенными изображениями своей персоны: "видишь, я - всюду, стою и смотрю на тебя". Чем может помочь инстинктивная программа человеку в этом безвыходном положении? Только одним: переключиться на вариант любви. Сразу жить становится легче, жить становится веселее. Теперь уж чем сильнее любовь, тем глуше страх. Конечно, среди "любящих" тирана много таких, кто просто притворяется. Но речь о других, о феномене искренней любви, и такой сильной, что когда тиран велит казнить человека (ни за что, просто подвернулся), тот умирает с криком: "Да здравствует тиран!"
Памятники и прочие изображения тиранов направлены против вас, против вашего психологического здоровья и психологического комфорта. Они совсем не безвредны для вас, пока вы их боитесь. У массы людей годами подавленная агрессивность к тоталитарному режиму переадресована этим истуканам. И простейшее, чисто животное исцеляющее от страха действие - разрушить истукана, унизить его, заставить лежать у ног.
Свергая огромные статуи своих палачей, народ пусть не цивилизованным, но зато самым биологическим способом освобождает себя от страха и агрессивности. Чувство облегчения так сильно, что повсюду, повергнув кумира, толпа принималась петь и плясать (а не все крушить).
И не надо говорить, что народ разрушает произведения искусства, памятники своей истории. Тираны меньше всего заботились о том, чтобы их изображения были художественны. Они хотели, чтобы истуканы были "величественны", искусство сознательно приносилось в жертву психотехнике. Убрать их - такая же примитивная врожденная потребность, как вытереть плевок с лица. Вот когда народ исцелится от страха и любви к тиранам по-настоящему и совсем другими, много более сложными действиями, тогда он сможет признать этих истуканов памятниками своей истории. Но все же позорной истории. Ее каменными плевками в лицо.
Заканчивая эту статью, скажу, что в следующей мы попытаемся глубже заглянуть в вопросы здорового и не очень... образа жизни, как одной из сильных доминант человека.
Борисыч, статья ваша мне понравилась, пишите дальше о мудрой науке этологии,просвещайте людей. Добавлю свои наблюдения за более примитивными животными - курами, поскольку занимаюсь ими. Как у всех животных,у кур тоже есть ранги: петушок№1, петушок№2 и т д.Если петушок намного ниже рангом, чем первый, он особенно не сопротивляется, а скорее спасается бегством. А вот петушок№1 и петушок№2 дерутся не на шутку, только перья летят. Зачем нужна иерархия, субординация и ранги для животных,и главное, зачем драться,давайте жить дружно? Во всем этом заключен большой биологический смысл. Иерархия - это результат эволюции,она существует для того, чтоб лишних драк не было, чтобы не было лишнего кровопролития. Один раз передрались и все знают, кто кого сильнее. Без драки уступают сильному первое место, соблюдают дисциплину и мир царит в курином царстве. Разве не разумно? Ну, а если хозяину вздумалось зарубить кого-нибудь из них себе на обед, советую ему начать с петушка№последний, ну чтоб не вносить смуту в куриное царство-государство.
Борисыч, статья ваша мне понравилась, пишите дальше о мудрой науке этологии,просвещайте людей. Добавлю свои наблюдения за более примитивными животными - курами, поскольку занимаюсь ими. Как у всех животных,у кур тоже есть ранги: петушок№1, петушок№2 и т д.Если петушок намного ниже рангом, чем первый, он особенно не сопротивляется, а скорее спасается бегством. А вот петушок№1 и петушок№2 дерутся не на шутку, только перья летят. Зачем нужна иерархия, субординация и ранги для животных,и главное, зачем драться,давайте жить дружно? Во всем этом заключен большой биологический смысл. Иерархия - это результат эволюции,она существует для того, чтоб лишних драк не было, чтобы не было лишнего кровопролития. Один раз передрались и все знают, кто кого сильнее. Без драки уступают сильному первое место, соблюдают дисциплину и мир царит в курином царстве. Разве не разумно? Ну, а если хозяину вздумалось зарубить кого-нибудь из них себе на обед, советую ему начать с петушка№последний, ну чтоб не вносить смуту в куриное царство-государство.