Статья добавлена 13 августа 2009, в четверг, в 20:22. С того момента...
2452 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
НА АБОРДАЖ!
Заголовки и темы всех мировых информагентств, рассказывающих о пиратстве у берегов Африканского Рога, уже несколько лет напоминают сводки боевых действий.
Индийский океан, воды восточного побережья Африки, Аденский залив. Четверть века назад в научном рейсе, длившемся ровно полгода, довелось сделать там не одни круг. Встречались и американские подлодки, и тогда еще советские военные флотилии, и встречные торговые суда. У острова Сокотра, который издали можно было принять за дымку облаков, к борту нашего судна подходили утлые лодчонки йеменских рыбаков, с которыми можно было даже чем-нибудь обменяться. Идиллия. Тогда мы даже и помыслить не могли, что спустя годы, уже в новом тысячелетии в этих водах будут брать суда.
ПИРАТЫ XXI ВЕКА
Заголовки и темы всех мировых информагентств, рассказывающих о пиратстве у берегов Африканского Рога, уже несколько лет напоминают сводки боевых действий. Вот лишь некоторые из них за последние месяцы.
Захваченная французская круизная яхта отпущена пиратами за выкуп. Испанское рыболовное судно в руках пиратов. Буксир «Свитцер Корсаков», в составе экипажа которого несколько россиян, захвачен сомалийскими корсарами. Пираты захватили в Индийском океане судно Сейшельских островов. В 2008 году у берегов Африканского Рога было зарегистрировано 120 нападений морских разбойников на торговые суда. Совбез ООН призвал применять военные корабли и авиацию против пиратов. Нидерланды направят фрегат к берегам Сомали для охраны торговых судов. Судьба иорданского судна «Виктория», захваченного пиратами близ Сомали, неизвестна. На захваченных пиратами судах немецкой и мальтийской компаний имеются раненые члены экипажа. Войска
Сомали освободили захваченное пиратами судно из Арабских Эмиратов. ВМФ России передал властям Йемена задержанных пиратов. Пираты освободили за выкуп японское судно. Сомалийские пираты за последние дни совершили шесть нападений на торговые суда. Российский сторожевик «Неустрашимый» отпугнул пиратов от дальневосточных торговых судов. Пираты ушли из Аденского залива и промышляют уже в океане. Конвои по примеру Второй мировой помогут в борьбе с пиратами. НАТО возобновляет антипиратскую операцию в районе Африканского Рога. Большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов» взял под защиту новый караван. Французский фрегат задержал пиратов, собиравшихся захватить сухогруз. Греческий танкер отбился от сомалийских пиратов водяными пушками. Пираты захватили египетское торговое судно. Борьбу с пиратами ведет коалиция военно-морских сил 16 стран. Вертолет немецких ВМС помешал пиратам захватить египетское судно. Тело грузинского моряка найдено на захваченном пиратами судне. Спецназ НАТО демонстрирует готовность бороться с пиратами. Впервые пиратами захвачено судно под флагом США…
В России впервые громко заговорили о проблеме сомалийского пиратства 25 сентября прошлого года, когда было захвачено украинское судно «Фаина», перевозившее оружие. Экипаж состоял из граждан России, Украины и Латвии. Причем капитан судна, россиянин Владимир Колобков, скончался от сердечного приступа через несколько дней после пленения. Пираты потребовали выкуп за судно в размере 35 млн. долларов. Переговоры длились несколько месяцев, и лишь 3 февраля уже нового 2009 года, получив выкуп в 3,2 млн. долларов, флибустьеры отпустили судно и его многострадальный экипаж.
Современные пираты мало чем отличаются от своих предшественников прошлых веков. И алчностью, и зверскими повадками. Даже чисто технически суть дела осталась той же, что и в приключенческих романах про пиратов, которыми все мы зачитывались в детстве. Быстроходный катер или лодка подходит вплотную к мирному торговому или рыболовному судну и берет на абордаж. Иначе говоря, бандиты просто взбираются на борт. Чтобы экипаж не попытался сбить пиратов чем под руку попадется, а также для устрашения, при абордаже пираты обстреливают судно из автоматов и гранатометов. В среднем время атаки - 10-20 минут. За это время либо удается захватить судно, либо пираты прекращают атаку. Как только пираты вскарабкиваются на судно, оно, можно сказать, уже в их руках. Поскольку гражданский моряк не пойдет с голой грудью на автоматы, если только ситуация не смертельно опасна. Лучший способ почти гарантировано уцелеть при захвате судна сомалийскими пиратами - это не оказывать сопротивление и не геройствовать.
А потому захваты продолжаются. Поток сообщений об этом не прекращается ни на один день, и пока конца им не видно. Но вспомним, с чего начинался этот
«ДЖЕНТЛЬМЕНСКИЙ» ПРОМЫСЕЛ
Когда возникло пиратство - доподлинно неизвестно. С общего согласия считается, что данный промысел появился сразу же, как только человек освоил мореплавание. Пиратство то затихало, благодаря немалым усилиям ведущих морских держав и их военно-морских флотов, то вспыхивало вновь, но полностью никогда не исчезало.
«Золотой век» пиратства пришелся на период активного освоения Америки и борьбы ведущих держав за колонии Нового Света – с 1650 по 1730 годы. Отсчитывать историю современного пиратства можно от разных точек, но основополагающей является 1856 год. Тогда ведущие европейские страны на Парижском конгрессе подписали договор, запрещающий каперство - пиратский промысел частных судовладельцев, купивших у государства так называемый каперский патент, позволяющий захват и уничтожение неприятельских кораблей, а также нейтральных кораблей, перевозящих груз для противника.
После запрета каперства пиратский промысел, некогда считавшийся вполне джентльменским занятием, окончательно превращается в преступное и повсеместно преследуемое деяние. Исключением, как всегда, остаются войны. Классические же пираты, грабящие всех, до кого можно дотянуться, сейчас ограничили свои действия прибрежными водами Юго-восточной Азии, но особенно Восточной Африки, где слабый контроль над морскими просторами и отсутствие поблизости сильных соединений ведущих флотов мира позволяет продолжать «погоню за удачей».
Вообще XXI век одарил нас революционными технологиями и глобальными проблемами, одной из которых стало пиратство – вернее, его бурный расцвет и совершенно иные масштабы. Пиратство вернулось в его истинном обличье бандитизма и грубой наглой силы и угрожает мировому сообществу не меньше, чем во времена фрегатов и галеонов.
Многие очаги пиратства не меняются с романтических времен Черного Роджера и капитанов Шарки, Блада и Черной Бороды. Карибский бассейн был и остается пиратским. По-настоящему он опасен главным образом для яхт и прогулочных судов, но достаточно часто грабят и большие суда. Не будь впрочем, Карибский бассейн вотчиной ВМС и Береговой охраны США, он быстро возродил бы былую славу и сравнялся по риску с водами Африки. Традиционно, на протяжении многих веков, опасны пиратством воды Индонезии, Малаккского пролива и Южно-Китайского моря. Неспокойно себя чувствуют мирные торговые суда и в портах Индии, Шри Ланка, Бангладеш.
Но конечно, всем им сегодня далеко до Сомали. Даже Нигерия, бывшая ранее самой пиратской страной Африки, побледнела на фоне сомалийских рекордов. Преступность на морях - это и классическое пиратство – грабежи судов и экипажей в открытом море, и захваты судов с целью выкупа, и захваты судов с целью овладеть особо ценным грузом, и рэкет судовладельцев, и торговля людьми и наркотиками, и, к сожалению, многое другое.
По методам действий пираты делятся на два типа - «индонезийский» и «сомалийский». Первый тип, распространенный прежде всего в водах ЮВА, подразумевает охоту за ценным грузом. Люди в этом случае являются досадной помехой и часто уничтожаются. Второй тип нападений, практикующийся в африканских водах, предусматривает захват заложников с целью получения выкупа.
По размаху и последствиям своих действий современные наследники Моргана значительно уступают своим предшественникам. Изменилось и оружие - в доиндустриальную эпоху пираты могли себе позволить корабли с артиллерийским вооружением, зачастую не уступающие боевым единицам тогдашних флотов. Основными плавсредствами нынешних пиратов являются быстроходные катера, лишенные и намека на пушки, а основой огневой мощи служит легкое стрелковое оружие. В лучшем случае - крупнокалиберные пулеметы, гранатометы и безоткатные орудия, которые можно установить на катерах. Но даже при столь скудном оснащении, не оставляющим шансов выжить в столкновении с патрульными катерами, не говоря уж о боевых кораблях, современные пираты наносят значительный ущерб судоходству. При этом у сомалийских морских разбойников уже появился и свой
СОВРЕМЕННЫЙ ПОРТ-РОЙЯЛ
Пиратство в виде похищения судов с целью выкупа началось в Сомали с 2004 года. И изначально были некие умные головы, увидевшие уникальную возможность, которой нет ни в одном другом регионе мира: пораженная хаосом гражданской войны прибрежная страна с проходящей вблизи одной из главных транспортных артерий мира. И с блеском ею воспользовались!..
Международные организованные преступные группировки обычно вынуждены отмывать добытые средства через финансовую систему. Тем самым преступники оставляют следы, которые способствуют их поимке. Однако подобная схема неэффективна в Сомали, где на протяжении последних двух десятилетий идет гражданская война, а централизованная власть и банковская система отсутствуют.
Поэтому пресечь отмывание денег сомалийским пиратам невозможно, так как последние держат практически все деньги в наличных, а отсутствие в Сомали централизованной власти и органов правопорядка делают экономические меры неэффективными в борьбе с пиратством.
Сегодня в Сомали насчитывается несколько пиратских банд общей численностью за тысячу человек, но они быстро увеличиваются. Растет и количество новых банд. Плюс те, кто оказывает известный спектр услуг - ведение переговоров с владельцами судов, снабжение оружием, тренировка пиратов, сбор информации, логистика и так далее. В настоящее время пираты полностью вышли из-под чьего бы ни было контроля и действуют совершенно самостоятельно и стихийно. И с мировым кризисом они не связаны, они про него вряд ли и слышали.
Средний размер выкупа еще недавно составлял примерно 1,5-1,7 миллиона, а теперь стал и того больше. В прошлом году пиратский бизнес принес в страну, по разным оценкам, от 40 до 150 млн. долларов наличными. Для нищей Сомали, где 10 долларов - это целое состояние, эти миллионы кажутся фантастическим богатством.
Основной базой, Порт-Ройялом современности, можно смело назвать Эйл, городок на побережье Африканского Рога. Там вовсю идет веселая пиратская жизнь, процветают торговцы дорогими автомобилями, строители коттеджей и родители красивых девушек, выдающих их замуж с хорошим калымом. Сомалийский юноша, избравший в жизни «правильную» дорогу пиратства, уверенно идет по улицам Эйл с карманами, набитыми долларами, и ртом, набитым листьями наркотического растения хат, – и редко какая девушка устоит перед такими чарами. Дети днем ходят в школу, а вечером играют в футбол и пиратов. Такая же картина расцвета и «мирного труда» наблюдается и в других основных пиратских гнездах вдоль побережья Сомали, СТРАНЫ, охваченной хаосом, анархией и вялотекущей войной всех против всех.
Пираты в Сомали живут, как короли. Они делают все публично, у них нет необходимости прятаться или скрывать источники своего дохода. Все грязные сделки, в том числе покупка оружия и других средств для морского разбоя, оплачиваются наличными. И это совершенно никем не контролируется. Кроме того, десятки миллионов долларов, которые сомалийские пираты добывают вымогательством от судовладельцев, не могут быть конфискованы, так как эти денежные средства попадают в страну, не обладающую действующим правительством или органами правопорядка. Вот почему пиратство в Сомали, одной из беднейших стран мира, стало невероятно прибыльным делом. И не только для самих пиратов, а для многих жителей прибрежных городов, которым тоже кое-что перепадает.
Вот почему пираты продолжают наглеть, даже невзирая на борьбу с ними целых военных флотов. Будут наглеть и дальше, потому что они еще не сорвали -
ПИРАТСКИЙ ДЖЕК-ПОТ
Но сомалийские корсары упорно к нему стремятся. Пиратский Джек-пот - это контейнеровозы. Представьте захваченный океанский контейнеровоз примерно с 12 тысячами контейнеров на борту, груженых товарами широкого спроса азиатского производства – то есть всего того, что мы видим на прилавках и сельских магазинчиков, и гигантских столичных супермаркетов.
Грузы на борту такого контейнеровоза оцениваются в сотни миллионов долларов, а то и далеко за миллиард. Это вам не нефть, не сталь в рулонах, не руда или уголь, которые в Сомали невозможно выгрузить и тем более продать. Это товары, которые можно вручную растащить и частью переправить в соседние страны, где есть хоть какая-то инфраструктура, а уж оттуда продать на черном рынке. Пираты давно уже это себе представили, и уже начинают охотиться в первую очередь именно за контейнеровозами.
К счастью, океанские контейнеровозы являются и самыми трудными для захвата, из-за своих огромных размеров и самой большой среди грузовых судов скорости (под 40 км/час, чем не всякий военный корабль может похвастаться). Но захват супертанкера «Сириус Стар» показал, что возможно все, а потому, если пиратство не обуздают в ближайшее время, контейнеровоз все-таки будет захвачен. Шуму будет больше, чем от всех прочих захватов вместе взятых, в том числе и самых громких.
В год Аденским заливом проходит до 20 тысяч судов, в сутки - до 250. Добычи очень много, куда больше, чем пиратов. И процент захватов ничтожен по сравнению с общим транзитом. Риск, вроде бы, минимальный, но и он не дает покоя судовладельцам, которые пытаются обезопасить свои суда, а еще лучше – избежать прохода заливом.
Суэцкий канал - это некое триединство, состоящее из собственно канала, Красного моря и Аденского залива, соединенного с Красным морем посредством Баб-эль-Мандебского пролива. Закройте Красное море или Аденский залив, и вы закроете Суэцкий канал. А Суэцкий канал - это 7 процентов всей нефти, потребляемой человечеством, или 30 процентов нефти и газа, потребляемых Европой. Это подавляющая часть всех товаров азиатского производства, идущих на Европу (в том числе Россию) и частично на Северную Америку.
И вот на этом некогда безопасном пути, на его жизненно важном отрезке вдруг появились пираты. Если главные мировые перевозчики контейнеров и товаров широкого спроса в них разом отвернутся от Суэцкого канала и последуют в Европу вдоль Африки, это мгновенно сломает десятилетиями строившуюся невообразимо сложную систему контейнерных перевозок Азия – Европа. Путь удлинится на тысячи миль и на недели времени. Большинство повседневных товаров подорожают, и на некоторое время могут вообще исчезнуть с прилавков. Кроме того, мировой контейнерный флот строился из расчета следования Суэцким каналом. Этого флота, его объемов просто не хватит на вдвое более длинный маршрут. А построить новый современный контейнеровоз - это годы времени и десятки миллионов долларов средств.
Потому сомалийское пиратство и стало внушать столь серьезную озабоченность, что стало угрожать всей мировой экономике. И все морские державы всерьез задумались над тем,
КАК ПОБЕДИТЬ «ВЕСЕЛОГО РОДЖЕРА»
Совбез ООН единогласно принял резолюцию, ужесточающую оружейное эмбарго в отношении Сомали, а также направленную на борьбу с пиратством у берегов этой африканской страны. Этот документ дает любой стране или блоку стран право применять силу против пиратов в территориальных водах Сомали. Предполагалось, что благодаря этому пиратство вскоре сойдет на нет. Но оно лишь усилилось.
Как же бороться с пиратами? Предлагают не платить им выкуп. Но в этом случае целыми экипажами будут гибнуть захваченные в плен моряки. Предлагают силовой вариант освобождения заложников, но и это непременно приведет к гибели ни в чем не повинных людей. Есть и другие способы.
Первый, он же действующий в настоящее время. Корабли патрулируют определенный участок в заливе, открывая огонь по пиратам только тогда, когда они непосредственно атакуют проходящие коммерческие суда. При этом из опыта известно, что корабли открывают в основном предупредительный огонь, крайне редко стреляя непосредственно по пиратам. Такое патрулирование спасло от захвата уже не одно судно. Чем больше кораблей на патрулировании, тем больше судов они спасут, но пиратов им не вытеснить, они все равно будут захватывать то или иное неосторожное судно. К тому же этот способ весьма дорого обходится применяющим его государствам. В том числе России.
Второй способ более агрессивен. Корабли и вертолеты с кораблей открывают огонь на поражение, независимо от того, нападают пираты на судно или просто курсируют в ожидании добычи. Ошибка практически исключается, даже если оружие пираты спрятали – в Аденском заливе никак не встретишь небольшую лодку, битком набитую здоровенными мужиками, вышедшими прогуляться или половить рыбки. Но пираты в такой безвыходной ситуации обязательно откроют ответный огонь. Моряки торговых судов – если начнется мясорубка – будут повально отказываться от рейсов через Суэцкий канал, и правильно делать.
Третий способ - бить по пиратским гнездам, высаживаться на берег и убивать или брать в плен столько пиратов, сколько представится возможным. Но этот способ и самый опасный – для страны, которая таким образом начнет борьбу с пиратством. Будут гибнуть мирные люди и их имущество. Военных немедленно обвинят в жестокости и преступлениях против человечности. Мировая общественность обвинит «агрессора» во всех смертных грехах и, в конечном счете, дерзнувшего бороться с пиратством в его гнезде обвинят в грязных планах по захвату Сомали. НАТО гарантировано на такой шаг не пойдет, имея опыт Югославии, Ирака, Афганистана. К тому же не видно у мировой сообщества ни мудрости, ни зрелости. Сомалийское пиратство, по большому счету, стало лакмусовой бумажкой готовности или неготовности мирового сообщества забыть о распрях при угрозе от общего для всех врага.
Пятый способ - навести порядок в Сомали с помощью местных исламистов. Но смотря какие исламисты. Власть в стране вот-вот может оказаться в руках экстремистов, радикальной исламистской партии Аль-Шабаб. Это та самая партия, которая прославилась недавно тем, что по приговору ее судей была забита насмерть камнями 13-летняя девочка, которую изнасиловали трое мужчин, но аль-шабабские судьи решили, что нечего ей было шляться среди бела дня и вводить в искушение правоверных.
Очевидно, что операции военных в Аденском заливе нельзя прекращать, они должны обезопасить залив для мирового судоходства, вне зависимости от судьбы Сомали. Но, как показывают события последних месяцев, военный флот не всегда помогает, и реагировать на пиратские акции приходится уже постфактум. Понятно, что только военными методами уничтожить пиратов невозможно. А потому моряки торгового флота пытаются сами противостоять нападениям пиратов. Не исключение и россияне, хорошо усвоившие поговорку:
ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА
Даже нарастающая мощь военных флотов ведущих мировых держав у берегов Сомали не меняет ситуацию с пиратскими захватами торговых и пассажирских судов, которые продолжают происходить с пугающей регулярностью. Но, оказывается, есть вполне реальный и весьма дешевый способ противостояния морским разбойникам. Об этом рассказал вернувшийся недавно из рейса новороссийский моряк Анатолий Павлушин.
В качестве старпома Анатолий Владимирович совершал рейс на танкере-химовозе «Сичим Палас» под флагом Сингапура. Из Испании на Индию экипаж из 18 российских моряков перевозил груз фосфорной кислоты. После Суэцкого канала и Красного моря предстоял тревожный выход в Аденский залив, где, как известно, бесчинствуют сомалийские пираты. Судовладелец рекомендовал пристроиться к военному конвою. Ближайшим оказался французский сторожевик, которому и пристроился химовоз, а вместе с ним еще 14 торговых судов.
- Мы шли в этом караване двое с половиной суток, - рассказывает Анатолий Павлушин. – Но мы знали, что французы, в отличие от наших военных моряков, не открывают огонь по пиратам, а только пугают их своим присутствием. И бывали случаи, когда даже в таких конвоях суда попадали в лапы пиратов. К тому же расстояние от нас до сторожевика было около четырех кабельтовых (это примерно 650 метров). Но пираты пользуются быстроходными маленькими катерами, и при желании они могли бы захватить нас в плен. Поэтому мы заблаговременно разработали совершенно новую систему самозащиты.
Еще с 2004 года на торговых судах в целях самозащиты используется противопожарная система. Шланг обматывается по бортам по всему периметру судна, и в случае опасности из него под сильным напором хлещет вода. Этот метод получил дальнейшее совершенствование в Петрозаводском Инженерном центре пожарной робототехники, где недавно разработана модификация пожарного робота для установки на судах и отражения участившихся в последнее время атак морских пиратов. Изначально изделия центра робототехники «ЭФЭР» предназначены для тушения пожаров на судах и портовых сооружениях в береговой зоне, но петрозаводские инженеры предлагают использовать их для охраны судов. Охранно-пожарные роботы оснащены мощными водометами и ведут круглосуточное теленаблюдение за акваторией. При несанкционированном появлении плавсредств в зоне действия роботов они способны смыть с пиратского катера весь его экипаж с вооружением, да и затопить сам катер. Дистанционное управление роботами осуществляется с помощью телекамер. Кроме того, может быть включен автоматический режим. Центр робототехники уже получил заявку от Мурманского пароходства по оснащению судов дальнего плавания таким оборудованием. Комплекс состоит из 12 роботов - по шесть с каждого борта. Кроме того, запрос на роботы «ЭФЭР» поступил из Норвегии.
Но этот способ защиты сами моряки торговых судов считают не очень эффективным, поскольку систему можно уничтожить несколькими точными выстрелами из пулемета или гранатомета. Однако именно этот способ стал отправной точкой в изобретении старшего механика танкера «Сичим Палас» Сергея Гарибиди из Самары. Он к противопожарной системе подключил не воду, а обжигающий пар. От борта до поверхности моря пар под давлением 11 килограмм на квадратный сантиметр достигал около 15-20 метров.
- Такую паровую защиту без смертельного риска для жизни никто преодолеть не сможет, тем более пираты на небольших ботах и катерах. Однозначно ошпарились бы, - убежден старпом Анатолий Павлушин. – Когда мы впервые испытали эту систему, уже будучи под охраной французов, то сами были в шоке. А французы, увидев выплеск мощного парового облака из наших бортов, стали с интересом кружить вокруг нас, а потом по УКВ запросили, что это было. Когда мы объяснили, они с восторгом заметили, что русские изобрели новую термоядерную защиту.
Когда химовоз с российским экипажем вышел из конвоя и продолжил самостоятельно идти своим курсом, моряки уже не опасались за свою безопасность. По радару в одну из ночей наблюдали преследование пиратов, но без тревоги. Ведь пар мог бы ликвидировать любую угрозу. Однако и спать спокойно при постоянной угрозе нападения флибустьеров невозможно. «И вечный бой», - как сказал классик, -
«ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ»
После того, как судоходство у побережья Сомали станет более-менее безопасным, мир вдруг с удивлением узнает об активизации пиратов в Западной Африке. Или в Карибском бассейне. Или еще в каком-нибудь регионе, достаточно удаленном от баз ВМС ведущих стран мира, но весьма оживленном. Новые очаги пиратства будут вспыхивать по разным причинам.
Первая – крайне низкий уровень жизни многих прибрежных стран. Эта причина усугубляется глобальным экономическим кризисом, который уже сказывается на доходах от любой легальной деятельности, толкая в бедность очень большое количество людей.
Вторая причина – фактическое отсутствие координации действий в борьбе с пиратами. На то, чтобы ведущие страны мира направили к побережью Сомали заметное количество боевых кораблей, потребовались многие месяцы пиратской активности. Никаких организационных мер, позволяющих сохранить такое сотрудничество на относительно долгий срок, не предусматривается. Не говоря уж о вопросе глобализации борьбы с пиратством, без которой ведущие флоты мира будут исполнять роль пожарных команд, появляясь в проблемных регионах лишь тогда, когда пиратство начинает приобретать угрожающие масштабы.
Еще одной немаловажной причиной является наличие достаточно серьезных сил, наживающихся на пиратстве – за счет доли в выкупе, который берется с заложников, или доходах с реализации захваченного товара. Эти люди – от «обычных» мафиози до террористов используют пиратство просто как еще один источник дохода, так же как контрабанду и распространение наркотиков, нелегальную торговлю оружием, похищение людей и т.д.
У пиратства есть и будущее, и перспективы. Протянет сомалийское пиратство еще немного, и к сомалийцам начнут подтягиваться иностранцы – профессиональные преступники, авантюристы, наемники. А ведь сомалийцы даже не понимают, на какую «жилу» они наткнулись, и, можно сказать, работают по мелочи.
Они совершенно не трогают грузы и их стоимость, а ведь можно брать выкуп и за груз, под угрозой его уничтожения. Но пираты бурно эволюционируют. Еще год назад им и в голову не приходило атаковать среди бела дня все подряд, а сейчас они не пропускают ни одной цели, если есть возможность ее захватить, а величина судна и его скорость их уже не останавливают. Сомалийские пираты - это неграмотные крестьяне или рыбаки, или вообще ничем в смысле головы не обремененные юнцы. Никакой выучки, почти никакой дисциплины.
Представьте что будет, если в среде сомалийских пиратов появятся опытные преступники, военные с боевым опытом, умные головы на берегу с компьютерами и многочисленными возможностями отслеживать наиболее интересные суда? Наверняка многие преступные сообщества по всему миру не только внимательно присматриваются к опыту сомалийского пиратства и его печальным успехам, но и начинают просчитывать различные варианты – каким боком, каким образом к этому делу подтянуться, или начать свое.
Угроза, исходящая от пиратства, ничуть не меньше, а, быть может, и значительно больше, чем угроза от терроризма. Терроризм - это все-таки фанатики, а пиратство – это бизнес, и ничего личного. Куда больше энтузиастов пойдет в прибыльный преступный бизнес, нежели согласится отдавать свои жизни во имя идей. Есть опасение, что сомалийское пиратство стало только началом гораздо более страшных и опасных для всех нас вещей.
Источник: http://nrb.su/nrb/article/366