Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 20 сентября 2009, в воскресенье, в 13:31. С того момента...

4762
просмотра
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

История создания тульских гармоней

Автор: bastontula
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

За свою двухвековую историю долговечные и звучные тульские гармони стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире. Но как же все это начиналось?

За свою двухвековую историю долговечные и звучные тульские гармони стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире. Но как же все это начиналось?

Самые первые образцы ручных гармоник в своей мастерской были изготовлены тульскими мастерами - братьями Шкунаевыми. Примерно с 1820 года, производство простых ручных гармоник наладил оружейник Тимофей Воронцов в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики.

Следующим этапом была привезенная оружейником Иваном Сизовым с Нижегородской ярмарки в 1830 году пятиклапанная гармошка. Он открыл в Туле гармонную мастерскую, в которой сначала копировал привезенный образец, а затем организовал у себя массовое производство гармоник.

Наиболее крупным в тот период предприятием по изготовлению гармоней была фабрика братьев Киселевых. Она специализировалась на выпуске двухрядных и трехрядных венских гармоней.

Среди гармонных мастеров нужно отметить Леонтия Алексеевича Чулкова. В 1880 году он организовал самостоятельную гармонную мастерскую. В 1907 году Геннадий Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники. С помощью этой механики при нажиме на кнопки басов открывались не только басовые клапаны, но и соответствующие клапаны из аккордного набора, и звучание басов становилось более насыщенным. На это изобретение им было взято патентное свидетельство.

Первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью, хорошим качеством и внешней привлекательностью, но имели один существенный изъян - у них отсутствовал хроматический строй. Создание гармоники без этого изъяна было важным шагом на пути совершенствования инструмента.

Н.И.Белобородов. В 70-е годы Х1Х века предложил мастеру Л.А.Чулкову изготовить для него инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным эскизам, в которых Николай Иванович особо проработал систему клавиатуры.

Новый инструмент представлял собой двухрядную гармонику с полной хроматической гаммой и не с семью, а с 12-ю звуками. Новая хроматическая гармонь получилась необычайно певучей и прекрасно оформленной.

Изобретение хроматической гармоники и создание оркестра заинтересовали отдельных представителей иностранных фирм. Кальбе - от имени австрийской фирмы уговаривал Н.И.Белобородова продать патент на свое изобретение. Но, будучи подлинным патриотом России, тот наотрез отказался это сделать, даже, несмотря на тяжелое материальное положение. Впоследствии гармонь с хроматическим строем петербургский музыкант А.Ф.Орлеанский-Титаренко назвал "баяном".

По окончании гражданской войны начинается кооперирование кустарей в артели по производству различных гармоник. Первая такая артель была организована гармонным мастером А.П.Пастуховым в Туле в 1922 году. В 1930 году со строительством гармонной фабрики началось становление новой формы предприятий по изготовлению гармоник. В результате было кооперировано порядка шести тысяч человек.

В начале 1943 года на базе артели "Тульская гармония" было организовано ремесленное училище по подготовке рабочих кадров для музыкального производства. За парты тогда сели первые 250 мальчишек и девчонок. Спустя полгода число учащихся удвоилось. Ребятам необходимо было освоить профессии сборщиков, наклепщиков, настройщиков музыкальных инструментов, чтобы стать продолжателями славы тульских умельцев-мастеров народного художественного промысла.

Тульские баяны зарекомендовали себя прекрасными инструментами. Много внимания уделялось и их внешней отделке. Корпуса то обклеивались шпоном в виде набора из разных пород дерева, то покрывались, как панцирем, металлическим орнаментом. Складки мехов переливались у одних то темно-синим, то фиолетовым или малиновым атласом. В руках музыканта такие инструменты смотрелись особенно ярко и выразительно.

Однако вплоть до 60-х годов производство баянов и гармоней носило разрозненный характер. В то же время в Туле находился завод по изготовлению металлоизделий для различных музыкальных инструментов. Вполне естественно произошло объединение этих предприятий. В 1963 году на музыкальных инструментах появилась фирменная марка объединения "Мелодия". Коллектив предприятия стремился удовлетворять самые взыскательные вкусы не только любителей, но и музыкантов-профессионалов. За высокое качество музыкальных инструментов выставочный комитет ВДНХ отметил его изделия серебряными и бронзовыми медалями.

Новые экономические отношения в стране в начале 90-х годов сказались на деятельности уникального предприятия. К 1993 году выпуск баянов и гармоник здесь фактически прекратился. Но трудовой коллектив нашел силы возродить традиционный промысел. Пройдя в 1998 году через процедуру банкротства, восстановив платежеспособность и вернув себе историческое название "Тульская гармонь", предприятие приступило к восстановлению систем жизнеобеспечения. С этой целью пришлось заново создавать все коммуникации. Однако самым сложным оказалось вновь собрать мастеров и привлечь молодежь для освоения редких профессий, которых не готовят практически нигде.

Сегодня "Тульская гармонь" не только сохранила ассортимент выпускаемых изделий, но и расширяет его, осуществляя конструкторские и технологические разработки. Преемственность в сохранении народных традиций позволила создать уникальный музыкальный инструмент - баян новой конструкции "Русь", на который в 2001 году получен патент.

Весь спектр продукции предприятия "Тульская гармонь" доступен в магазине Бастон – музыкальные инструменты для всех.

Источник: музыкальные инструменты

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: