Статья добавлена 1 июля 2010, в четверг, в 15:58. С того момента...
1609 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Жестокое обращение с детьми - нарушение чужого поведения
Понятие насилия распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы.
Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого обращения с ребенком.
. физическое насилие;
. пренебрежение;
. сексуальное насилие;
. психологическое жестокое обращение.
Насилие над детьми может быть двух типов явное и скрытое (косвенное).
По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в
прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со
стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на
улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.
В связи с со скрытностью, латентностью явления насилия над детьми во
время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов
и поведенческих индикаторов. К ним относятся: жалобы ребенка на
хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение,
оскорбление, издевательства и высмеивание. Такой ребенок имеет
забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное,
раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.
1. Возраст 0-6 месяцев:
. малоподвижность;
. безразличие к окружающему миру;
. отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
. редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.
2. Возраст 6 месяцев – 1,5 года:
. боязнь родителей;
. боязнь физического контакта со взрослыми;
. постоянная беспричинная настороженность;
. плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
. испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.
3. Возраст 1,5 – 3 года:
. боязнь взрослых;
. редкие проявления радости, плаксивость;
. реакция испуга на плач других детей;
. крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
4. Возраст 3 года – 6 лет
. примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
. пассивная реакция на боль;
. болезненное отношение к замечаниям, критике;
. заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
. псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
. негативизм, агрессивность;
. лживость, воровство;
. жестокость по отношению к животным;
5. Младший школьный возраст:
. стремление скрыть причину повреждений и травм;
. одиночество, отсутствие друзей;
. боязнь идти домой после школы;
6. Подростковый возраст:
. побеги из дома;
. суицидальные попытки;
. делинквентное поведение;
.употребления алкоголя, наркотиков.
Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку
родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими
какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений,
которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и
лишают жизни. Физическое наказание, в некоторых семьях используется в
качестве дисциплинарных мер- начиная от подзатыльников и шлепков до
порки ремнем.
Необходимо сознавать, что физическое насилие – это
действительно физическое нападение (истязание), оно почти, всегда
сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Под
жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются
истязания в виде избиении, нанесение ударов, пощечин, прижигания
горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в том числе и с
использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.
Кроме перечисленного в понятие физического насилия включается так же
вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу
ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих
одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), попытки
убийства ребенка, в том числе через удушение или утопление.
Сексуальное насилие или совращение, рассматривают как отдельную
категорию жестокого обращения с детьми, поскольку в данном случае
физическое воздействие в первую очередь оказывает влияние на психику
ребенка. Под сексуальным насилием понимается использование ребенка
(мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения
сексуальных потребностей или получения выгоды.
С
психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это
эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или
периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны
родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого
достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация
нелюбви, неприязни к ребенку.
К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в
результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к
ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.
Семья занимает важное место в формировании личности ребенка, поэтому одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие любви к ребенку в семье, в первую очередь это относится к матери. Так, отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. к ребенку от нежеланной беременности, отражается на формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным
последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или
опасность для его жизни.
Дети, подвергшиеся жестокому обращению,
часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих
сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они
значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей
часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей,
раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях
пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами,
выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них
припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы,
неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности -
педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
Источник: Жестокое обращение с детьми