Статья добавлена 22 декабря 2008, в понедельник, в 12:14. С того момента...
2676 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Никто не научит Вас арабскому языку!
«Это невозможно» — сказала причина, «Это безрассудно» — заметил опыт, «Это непристойно» — отрезала гордость, «Попробуй...» — шепнула мечта.
Количество умных книг и статей на тему как учить иностранный язык (в нашем с вами случае арабский) просто зашкаливает, так что вряд ли можно хоть как-то дополнить её.
Однако сделать выжимки из их бесценного опыта — жизненно необходимо, потому как идущие одной дорогой, так и иначе сталкиваются с одинаковыми проблемами. Не смотрите на то, что каждый автор, казалось бы, развивает свою «единственную и неповторимую» методику преподавания «туземного языка». Зачастую это не так.
Принципы и основы обучения едины... Поняв их, можно с одинаковым успехом применять их и в изучении кулинарии, бокса или даже изготовления шлакоблоков.
Изобретать велосипед не просто глупо, а вредно. Зачем тратить время на то, что кто-то до нас уже проверил и испытал на себе. Как говорят арабы: «Счастлив тот, кто учится на примере других людей».
Для начала необходимо выделить стержень большинства методик. Многие преподаватели прямо или косвенно внушают её своим ученикам. И насколько хорошо и правдоподобно они донесут эту мысль до своих подопечных, настолько они продвинуться вперед.
Она заключается в том, что вам самим необходимо научиться. Вам могут помочь, но никто из смертных вас не сможет чему-то научить. Знание арабского языка и не только — это продукт исключительно целенаправленной самостоятельной работы ученика. Достаточно поразмышлять над переводом слова студент. Как с арабского языка, так и с латинского он звучит как – «требующий знания».
Те, кто наивно ждет, что его кто-то придет и научит читать, писать и разговаривать на арабском языке, горько разочаруется и потеряет много времени, денег и нервов. Помните это...
Основная задача учителя — показать и донести до ученика ценность и необходимость самостоятельной работы. Учитель — орел, а ученик — его птенец:) Чтобы «орленок» научился летать, его рано или поздно придется выкинуть с гнезда.
Успех в изучении арабского языка определяется простым уравнением:
1) мощная устремлённость (тотальная решимость во что бы то не стало изучить арабский язык), личная заинтересованность (или даже нужда)
+
2) затраченное время
помноженное на
=
результат.
Разберем первый закон обучения. Это ваше сильное желание, заинтересованность, которые толкают вас к действию. Если они присутствуют, то все пресловутые «эффективные» техники и методики стоят в стороне и курят бамбук...
Представьте такую ситуацию. Так получилось, что вас закинули на необитаемый остров к людоедам. И они на пальцах объяснили вам свое условие:
— Если не научишься говорить по «нашенски» за два месяца, мы тебя порвем и съедим с потрохами. Как вон тех, чьи черепа ты видел у входа в нашу деревню...
Каждый день будешь учить столько слов сколько у тебя пальцев на ногах и руках умноженное на количество ногтей твоих обеих рук. Если не успеешь, будем потихонечку отрезать твои конечности.
Начинаем прямо сейчас, отчет пошел!
Думаю, многих бы эти «ласковые» слова подтолкнули на великие подвиги... Уверен, при таких обстоятельствах за этот срок вы выучили бы два языка в совершенстве, а не один:) Причем не понадобились бы ни учителя, ни техники...
Однажды имаму Шафиги задали такой вопрос: «Как сильна твоя страсть в требовании знаний?»
Напишите его слова на стене большими золотыми буквами.
Он ответил: «Когда я слышу новое (знание), все мое тела желает иметь слух, чтобы насладится так же, как наслаждаются мои уши».
Затем его спросили: «А как ты стремишься к знанию?»
Он ответил: «Так же, как многие люди стремятся насладиться богатством».
Его вновь спросили: «А как ты ищешь знание?»
Он ответил: «Так же, как мать ищет своего потерявшегося единственного ребёнка!» (Уникальное пособие для ищущего знания).
Второй закон гласит, что тот, кто хочет изучить арабский язык на качественном уровне, должен найти для этого дела время! Как бы банально это не звучало...
Ориентируйтесь на то, что минимальной плотностью занятий будет примерно полтора или два часа в день. Особенно в начале пути. Изредка, когда уж совсем не получается найти время, то хотя бы 15 минут. Нельзя, конечно, быть столь категоричным, но если вы не можете или не хотите затратить необходимого времени, то, прежде чем начать, тысячу раз подумайте! Пока будете думать, стремление потухнет:)
А те, кто говорит, что у него нет времени на изучении иностранного языка по-своему правы.
Вольному воля. Значит для него это дело пусть даже в глубине души — неинтересно. Может и не нужно, вообще.
А кто заинтересован, тот непременно найдет столько времени, сколько ему понадобиться...
Я думаю, секрет здесь кроется в ответе на вопрос: «Зачем мне нужен этот арабский язык?» Если вы найдете для себя ответ на этот вопрос, то проблема «Как найти время?» для вас перестанет быть значимой...
Советую не выделять для этого специальное время. Когда есть время, тогда и занимайтесь. Не привязывайте себя жестко к какому-либо графику.
Лучше выучить 10 слов в день, чем 200 слов раз в неделю. Подобное «самоистязание» как 200 арабских слов за один присест к добру не приведет, скорее вызовет у вас стойкое отвращение к арабскому языку.
Даже можно учить 1 слово в день, а через месяц:) вы гарантированно будете заучивать 2 слова в день, через три — три и т.д.
Не надо обманывать себя и тешить себя несбыточной мечтой вытащить рыбку из пруда без никакого труда... Халявы не бывает, таковы уж жестокие реалии:) нашего мира.
Только заметьте! Парадоксально, но факт, чем больше загружен человек полезными делами, тем больше он успевает сделать. Качество его времяпровождения возрастает и появляется благодать в его секундах и минутах. Одно полезное имеет привычку подтягивать к себе другое не менее полезное дело.
Дело не в составлении скучных сверхпланов, жестких расписаний и железных распорядков, а в том чтобы использовать каждое мгновение себе во благо и максимально загружать ее действиями, направленными на достижение вашей заветной цели.
Бесспорно то, что толковая методика необходима! Элементарно для того, чтобы сэкономить время. Ведь при желании любой может самостоятельно косить сено, однако если кто-то поделится опытом в этой области, дело пойдет намного веселее и рациональнее...
Таким образом, мы плавно подошли к третьему пункту нашего уравнения — эффективной методике.
А она гениально проста! После изучения грамматики (точнее, даже понимания главных принципов словообразования) необходимо начать вслух, громко и выразительно читать книги на интересующую вас тематику, а потом практиковаться в разговорной речи.
И все! Но не верьте тому, кто говорит, что все будет безоблачно и кучеряво! Предстоит труд, труд и еще раз труд до седьмого пота!
Это правда Жизни, и никто не обещал, что она будет приятной!
Итак, ("Сильная Устремленность" + "Время") * "Эффективная Методика" = "Качественный Результат"!
А сейчас перейдем к тому, что конкретно потребуется для того, чтобы обучение было наиболее эффективным:
1) Приготовьте чистый лист бумаги А4, а лучше А3. Повесьте его над письменным столом, кроватью или на кухне. От вас требуется следующее: самому, собственными руками, построить пошаговую картину освоения арабского языка.
Помните как сказано в старой поговорке? Даже самый тупой карандаш запоминает лучше самого острого ума! Прошли тему, усвоили что-то новое, сразу же отмечаете своими собственными руками это на листе. У кого дома есть доска, это вообще шикарно. Он может нарисовать схему прямо на ней.
Обычно я использую для этой цели схемы в виде «карт разума». Вы можете прочитать книгу «Карта разума — опыт использования». Найти ее вы сможете без труда через поисковики. Что интересно, с девятого класса школы я использовал этот способ конспектирования мыслей. Еще задолго до того, как прочитал вышеупомянутую статью:)...
Я предпочитаю рисовать карты по старинке, карандашом на белом листе бумаги.
2) Работая с текстом каждого шага вначале необходимо щепетильно прояснить все слова, все сомнительные фразы. Как на арабском, так и на русском языке:)
Имея опыт преподавания обычным ребятам (с девчатами дела обстоят получше), закончившим школу на «4» и «5», могу с уверенностью сказать, что слова: «причастие страдательного залога» или «непереходный глагол» вводят большинство из них в ступорозное состояние.
Непонятные слова, а также все найденные корни арабских слов, обязательно заносите в свой личный дневник иностранных слов. Как старый прожженный чекист щепетильно регистрируйте в нем все новое.
Фиксировать пройденные и понятые слова в дневнике необходимо, даже если у вас пять пядей во лбу. Потом в моменты депрессии или кризиса (они бывают у любого нормального человека), открывайте его и перелистывая, скажите себе что все не так уж и плохо.
3) Что важно заметить, вам обязательно надо свой личный дневник на арабском языке.
И вписывать в него все то, что делали в течении дня! Во сколько встали, что кушали, кого видели и т.д. Диалоги, монологи, споры и жалобы...
Только помните то, что вы пишете его для себя, а не для «дядьки» или «злой училки»!
Поэтому особо не комлексуйте...
Можете даже сразу после написания сжигать листочки! Главное — пишите!
Особо отчаянным посоветую завести блог-дневник на арабском языке. Если будете аккуратно и постоянно его вести, наверняка друзей-товарищей найдете для переписки и совершенствования своих языковых навыков:)
4) Без торможений («...промедление смерти подобно!») начинайте читать! Читать необходимо вслух, громко и четко проговаривая огласованный текст! Это важно, очень важно! Не пренебрегайте этим моментом!
Абу Хилаль аль-Аскари пишет: «В одной из набатейских деревень я встретил юношу, который правильно и красноречиво изъяснялся, и я спросил его, как он научился так ясно и правильно выражать свои мысли тогда, когда другие жители говорили очень плохо. Он ответил: «Я старался каждый день вслух громким голосом читать по 50 страниц из книг Джахиза. И уже совсем скоро я стал таким, каким ты видишь меня», (смотр. «Уникальное пособие для ищущего знания», стр. 255).
Для развития дикции и речевых навыков могу посоветовать в свободное время проговаривать арабские скороговорки. Вот ссылка: http://nuruliman.ru/archives/283
Книга — «орудие» учебы, а чтение — главная гарантия результата. Если добросовестно будете читать — непременно добьетесь успеха на этой стезе.
Не тренируете свою способность читать — значит, вы занимаетесь чем угодно, но не изучением арабского языка. Запомните! Умение создаётся только постоянными тренировками. Можно всё понять о космонавтике, но только из-за этого нас никто в космос не пустит.
Лучшее образование — это практика. Сколь бы много вы ни изучали, вы не можете познать, не действуя.
Обучение — наработка способностей. Также можете потренироваться на моем переводе-подарке: «Сборник арабских пословиц». Все пословицы его огласованы. Вначале поработайте над ними. Перевод практически буквально-дословный, специально рассчитанный и подготовленный для начинающих арабистов. Желаю успехов!
P.S.: Напоследок скажу, ни в коем случае не ставьте перед собой цель — изучение этой маленькой брошюры: «Занимательная Сарфология». Она микроступенька наверх, позволяющая понять словообразование арабского языка и научиться находить корень в словаре.
И все!
Не засыпайте на ней!
Подытожив тему, нарисуем примерную стратегию изучения языка:
1) Изучение алфавита, постановка правильного произношения арабских звуков.
Внимательно прочитайте курс »Алиф Бейт", даже если вы знакомы арабским алфавитом...
Срок: кто-то его осваивает за день, а кто-то очень тянет по полгода.
Можно сказать: «Как обычно скорость зависит от желания человека и его целеустремлённости».
2) Начинайте учить арабские слова... Не любые, а только часто используемые в нашей обыденной жизни. Получить мини-словарь высокочастотных арабских слов, озвученных его составителем Хайбуллиным Ишмуратом, можно пройдя по этой ссылке: http://nuruliman.ru/pervoistochniki/subscribe
3) Электронный курс «Занимательная Сарфология»:)
Цель: понять словообразование в арабском языке и научиться работать со словарем;
Главная работа: освоение арабско-русского словаря; знакомство с арабскими текстами и начало чтения.
Срок (конечно же, здесь нельзя быть категоричным): от одной недели до месяца. Здесь все зависит не от способностей человека, а опять же от его заинтересованности.
Результат: умение работать со словарем, чтение огласованных арабских текстов.
4) Книга Ишмурата Хайбуллина «Краткое изложение арабской грамматики».
Цель: Глубокое освоение основ и начало строительства здания арабского языка. Пополнение лексического запаса.
Главная работа: громкое и выразительное чтение огласованных арабских текстов и, естественно, постоянная и непрерывная работа со словарем.
Срок: от полугода до года.
Результат: овладение пассивным (в большинстве случаев) словарным запасом. Чтение неадаптированных, средних по сложности текстов.
4) Обретение своего Пути и совершенствование, рост в той сфере, какая вам интересна. Цели: у каждого должна выработаться своя цель.
Срок: вся оставшаяся жизнь.
Результат: адекватен поставленным целям.
P.S.S.: Знать путь и пройти его — это не одно и тоже!
Фрагмент из книги: «Занимательная Сарфология», автор: Ильнур Сарбулатов, преподаватель арабского языка. Сайт: http://www.nuruliman.ru
Источник: Арабский Язык Не Для Всех!