Статья добавлена 9 марта 2013, в субботу, в 14:52. С того момента...
3654 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Институциональное развитие гражданского общества в Украине
Становления эффективной отечественной модели демократической консолидации власти, политических элит и общественности возможно лишь при условии функционирования действенного гражданского общества.
В украинском обществе растет запрос на участие граждан в формировании содержания государственной политики и вместе с тем - повышение ответственности и подотчетности (подконтрольности) обществу органов государственной власти, должностных лиц всех уровней. Учитывая это Главой государства был одобрен в марте 2012 г. Стратегия государственной поддержки развития гражданского общества и первоочередных мерах по ее реализации.
Сегодня есть необходимость в создании институциональных и правовых механизмов привлечения гражданского общества к разработке и реализации публичной политики. Во-первых, в плоскости информационной открытости государственной власти, своевременного информирования о политических решениях, исчерпывающих объяснений о намерениях, во-вторых, доступности и подотчетности органов власти, особенно в тех вопросах, которые касаются непосредственно граждан, в-третьих, последующего создания правого поля , что обеспечивает действенные механизмы для участия граждан, институтов гражданского общества в государственной политике. Это обеспечивается налаживанием полноценных каналов политического диалога, построения публичной политики на принципах открытости, прозрачности, партнерства, подотчетности и т.д.. Так, через устойчивые и эффективные форматы взаимоотношений между гражданским обществом и государством формируется сопричастность и спиввидповидальнисть по изменениям в политической, социальной, экономической жизни страны.
Полноценное участие институтов гражданского общества в выработке и реализации государственной политики напрямую зависит от организационных, финансовых, кадровых возможностей, но одновременно и от готовности органов исполнительной власти, местного самоуправления к реальной и постоянного сотрудничества на основе закона и права.
Общественный сектор является компетентным звеном между государством и гражданами. Поэтому в принятии политических решений, направленных на оптимизацию государственной политики, должны учитываться и альтернативные позиции общественных организаций, экспертной среды, профсоюзов, организаций работодателей и т.п., и общественное мнение. Прежде всего это касается формирования общенациональных и местных программ развития, бюджетного процесса, разработки стратегических документов, планов, программ развития сфер, отраслей, регионов. Таким образом общество будет рычаги влияния на реализацию государственной политики, ее корректировки, а также осуществление последующего мониторинга и аудита системы государственного управления.
Поэтому приоритетным является усиление "субъектности" консультаций с общественностью, общественного контроля и оценки государственной политики для повышения эффективности и качества управленческих решений на национальном, региональном, местном уровнях. Следовательно, активнее должны быть задействованы: инструментарий обратной связи, обращений к депутатам, органов государственной власти, общественных слушаний и т.п.; совместные органы, совместные рабочие группы из представителей исполнительной, законодательной власти, местных органов власти и общественного сектора; механизмы общественного контроля, общественной экспертизы, мониторингов соблюдения законодательства, выполнения государственных программ, использования бюджетных средств и т.п..
Объективна необходимость все большего привлечения именно общественного сектора к реализации государственной политики. В этом смысле ответственность и государственных институтов, и институтов гражданского общества за ее реализацию и соответствие общественным интересам постепенно должны становиться соразмерными.
Требуют
более эффективного использования такие устоявшиеся и проверенные
практикой формы сотрудничества органов государственной власти с
организациями гражданского общества, как общественные советы и
консультативно-совещательные органы при центральных и местных органах
власти, общественные слушания, консультации с общественностью,
общественная экспертиза, общественный мониторинг.
Постановлением
Кабинета Министров Украины "Об обеспечении участия общественности в
формировании и реализации государственной политики" от 3 ноября 2010 г. N
996 утверждено новое Типовое положение об общественных советах при
центральных и местных органах исполнительной власти. Им
усовершенствован порядок формирования общественных советов;
предоставлена ряд новых возможностей, существенно расширяет полномочия
советов; регламентировано конкретную процедуру информационного
взаимодействия органов власти с созданными при них общественными
советами.
По оценке независимых экспертов, указанное постановление дает возможность добросовестным и заинтересованным институтам гражданского общества конструктивно сотрудничать с органами исполнительной власти. По данным мониторинга, по состоянию на 01.10.2011 г. сформировано 566 общественных советов по 608 необходимых, т.е. 93%. В создании новых общественных советов приняли участие не только общественные организации, но и бизнес ассоциации, религиозные организации, профсоюзы и негосударственные пенсионные фонды. Налаживается горизонтальная сотрудничество между общественными советами при органах исполнительной власти. С этой целью, в частности, создан Координационный совет председателей общественных советов регионов.
Положительной тенденцией последнего времени является усиление информационного, консультативного и образовательного сопровождения процесса формирования общественных советов и всех аспектов их деятельности.
Основными
проблемами, которые препятствуют нормальному функционированию вновь
общественных советов и налаживанию их эффективного сотрудничества с
соответствующими властными субъектами, является отсутствие или
недостаточность нормативного урегулирования отдельных вопросов
формирования и функционирования общественных советов; их
организационно-финансовая зависимость от органов власти, при которых они
образованы; недостаточная
информационная открытость самих вновь общественных советов;
неготовность части организаций гражданского общества и их представителей
в полноценной работы в составе общественных советов ради общественных
интересов.
Важным
шагом к утверждению прозрачности и открытости деятельности органов
государственной власти и местного самоуправления и улучшения их
информационного взаимодействия с организациями гражданского общества
стало вступление в силу с мая 2011 г. Закона Украины "О доступе к
публичной информации".
Соответствует современным мировым стандартам и международным обязательствам нашего государства (в частности, в русле ее евроинтеграции), создает эффективные правовые механизмы реализации конституционного права каждого на доступ к информации, в частности публичной, которой обладают субъекты властных полномочий, и информации, составляющей общественный интерес.
Закон предоставляет право на доступ к информации в способ представления запросов на нее, а также предусматривает обязанность властных субъектов обнародовать информацию о своей деятельности. Однако опыт практической реализации норм этого Закона показал, что ей мешает ряд препятствий: попытки ограничить нормы Закона посредством принятия новых нормативно-правовых и подзаконных актов; нежелание отдельных руководителей придерживаться его норм; недостаточность финансового и кадрово-организационного обеспечения; плохая осведомленность с ним граждан и отсутствие у них опыта политического участия. Так, согласно данным социологического опроса в августе 2011 г. более половины опрошенных (52%) вообще ничего не знают о том, что в Украине был принят такой закон, а воспользовались своим правом и направили запросы об информации лишь 3% населения.
Важным для обеспечения прозрачности и открытости власти является вступление Украины в новых глобальных инициатив, в частности "Партнерства" Открытое Правительство ", основные принципы которого следующие: прозрачность правительства как механизм увеличения ответственности (подотчетности), открытость информации о деятельности и принятых решениях (он-лайн); активное участие общественности в политике как способ повышения эффективности работы государственных органов; сотрудничество Правительства и общественности, обеспечение обратной связи для оценки и повышения уровня сотрудничества, определение новых возможностей для сотрудничества.
Разработан и утвержден план мероприятий участия Украины в "Партнерстве" Открытое Правительство ", где учтены и предложения украинских общественных организаций.
Существенную роль играют финансовые инструменты государственного содействия развитию гражданского общества. Внедрению прозрачного механизма распределения государственного финансирования общественно-полезных общественных инициатив и деятельности объединений граждан будет способствовать Порядок проведения конкурса по определению программ (проектов, мероприятий), разработанных общественными организациями и творческими союзами, для выполнения (реализации) которых предоставляется финансовая поддержка, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 2011 г. предусмотренние этим документом процедуры являются обязательными для органов исполнительной власти и рекомендованными для органов местного самоуправления.
Дальнейшее утверждение гражданского общества как гарантии демократического развития государства требует усовершенствования государственной политики поощрения развития и нормативно-правовой основы его функционирования.
Основные
направления такой политики уже зафиксированы в одобренных Указом
Президента Украины Стратегии государственной политики содействия
развитию гражданского общества и плана первоочередных мероприятий по ее
реализации.
Совершенствованию
нормативно-правовой базы взаимодействия гражданского общества с
государством будет способствовать разработка и принятие необходимых для
этого законов и других нормативно-правовых актов, и вступление в силу с 1
января 2013 г. Закона Украины "Об общественных объединениях".
При внесении изменений в Конституцию Украины в ее тексте должны быть определены основные принципы сотрудничества между гражданским обществом и государством, при этом важно не допустить сужения гражданских прав и привести их конституционное трактовка соответствии с современными мировыми стандартами и международно-правовых обязательств Украины.
Источник: Актуальные проблемы государства и права
Cтатей на эту тему пока нет.