Статья добавлена 3 сентября 2009, в четверг, в 08:48. С того момента...
3413 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Рекламные ссылки:
Ландскнехт, мародер, банда и другие.
Ландскнехт (нем. Landsknecht) — немецкий наемный пехотинец эпохи Возрождения. Термин впервые был введен в употребление Питером ван Хагенбахом, летописцем Карла Смелого Бургундского.
Ландскнехты нанимались в основном из представителей низшего сословия (бедноты) в противовес рыцарям—дворянам, хотя последние нередко занимали посты высших офицеров в подразделениях ландскнехтов. Кроме того, ландскнехты были своеобразным «германским ответом» швейцарской пехоте.
Как и любые наёмники, в условиях войны ландскнехты не чуждались грабежа и разбоя. В связи с этим в период Тридцатилетней Войны стали нарицательными такие слова, как «банда» (отряд ландскнехтов) и «мародёр» (фамилия одного из ландскнехтских капитанов). Считалось также, что ландскнехт зарабатывал в месяц больше, чем фермер — за год.
Отряд ландскнехтов назывался обычно компанией, что во многих европейских языках означает также «рота» (англ. company; фр. compagnie; ит. compagnia; исп. compañía; нем. Kompanie). Численность этих компаний, в отличие от современных рот, могла достигать нескольких сотен, а то и тысяч человек. Во главе компании стоял капитан, который был старшим военачальником, а также коммерческим менеджером компании, в задачу которого входило найти нанимателя, заключить с ним выгодный договор, и распределять оплату между членами компании в соответствии с их должностью и заслугами. Этих предводителей называли также кондотьерами (от итальянского condottiero —командующий ). В качестве кондотьеров нередко выступали представители высшей дворянской аристократии. Иногда капитан назначал себе одного или нескольких помощников — лейтенантов (от французского lieu tenant — заместитель). В зависимости от численности компании она могла дробиться на более мелкие подразделения, возглавлявшиеся командирами низших рангов — сержантами, капралами, фельдфебелями.
Дисциплина в компании поддерживалась суровыми мерами — телесными наказаниями (за неисполнение приказа), а в случае тяжких преступлений (бегство с поля боя) и смертной казнью. Наказания назначались капитаном, и исполнялись, обычно, перед общим строем — они служили средством воспитания не только наказуемого, но и всей компании. Грабёж мирных жителей или военнопленных не считался большим грехом, а иногда взятый штурмом город отдавался на несколько дней «на разграбление» компании, в качестве поощрения.
Снабжение кампании обеспечивалось, как правило, маркитантами — торговцами, специализировавшимися на продаже всевозможных товаров наёмникам. Ландскнехты хорошо зарабатывали, и не делали сбережений, поэтому эта торговля была очень выгодной, и недостатка в маркитантах не было. На походе за компанией следовал большой обоз, в котором находились маркитанты с товарами, ремесленники, обслуживающие ландскнехтов (оружейники, портные, сапожники, цирюльники и т. п.), передвижные бордели, повозки с личным имуществом ландскнехтов и даже с их семьями.
Несмотря на все издержки, наёмные войска ландскнехтов в период разложения феодального общества оказались более эффективными, чем ударная сила феодальных армий — рыцарская конница, и в течение XVI в. полностью вытеснили последнюю по следующим причинам.
- С распространением огнестрельного оружия неуязвимость рыцарей, закованных в броню, и неприступность их замков сходят на нет. «Пушка убила феодализм» — поговорка приписываемая Наполеону Бонапарту.
- Рыцарская конница состояла, в основном, из представителей «благородного» сословия, относительно малочисленного, поэтому армии ландскнехтов, набиравшиеся из всех сословий, превосходили формирования рыцарей в численности, хватило бы денег у нанимателя, а в профессионализме ландскнехты рыцарям не уступали.
- Рыцари — элита феодального общества, имели свои властные амбиции, они — непременные участники заговоров и дворцовых переворотов, и нередко они изменяли своему сюзерену в пользу претендента на престол, в то время как ландскнехты служили только за деньги и, как правило (при условии щедрой и регулярной платы), не имели мотивов для участия в политических интригах, а потому пользовались бо́льшим доверием со стороны монархов.
Стоит отметить неприязнь ландскнехтов швейцарцами, в следствии чего и те и другие сражаясь друг с другом не брали пленных, убивая их.
Источник: wikipedia