Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 17 августа 2010, в вторник, в 15:55. С того момента...

2338
просмотров
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Русская Сафо – Софья Парнок

Автор: Natalie
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Софья Парнок известна, прежде всего, как возлюбленная Марины Цветаевой. Их непродолжительный роман длился около года и открыл новую страницу в творчестве Марины Цветаевой, а нам, поклонникам её творчества, подарил цикл замечательных стихов «Подруга».

Был осенний дождливый день. Погода паршивая, а впереди часа два ожидания, которые необходимо как-то скоротать. Из всех развлечений – только затёртый диск с любимой музыкой в магнитоле, мобильный с надоевшими играми, угрюмые пешеходы на улице и томик поэзии на заднем сидении машины, купленный когда-то мимоходом в маленьком магазинчике и так и не раскрытый с тех самых пор. Учитывая тоскливость обстановки и почти разбитое ссорой с любимой женщиной сердце, поэзия – наилучший выход. Так состоялось моё знакомство с творчеством Софьи Парнок, чьи стихи оставили глубокий след в душе.

Я не претендую на роль исследователя этой замечательной поэтессы. О ней написано много статей и книг, она оставила яркий след в поэзии Серебряного века, и потому я лишь поделюсь собственными впечатлениями, которые остались после знакомства с фактами её жизни.

Нашему сообществу, без сомнения, Софья Парнок известна, прежде всего, как возлюбленная Марины Цветаевой. Их непродолжительный роман длился около года и открыл новую страницу в творчестве Марины Цветаевой, а нам, поклонникам её творчества, подарил цикл замечательных стихов «Подруга». И всё же, Софья Парнок и её стихи достойны, по моему мнению, гораздо большего, чем оставаться в тени её знаменитой возлюбленной.

Софья родилась в 1885 г. в Таганроге, в почтенной иудейской семье. Рано потеряла мать, которая умерла после рождения близнецов Елизаветы и Валентины. С отцом отношения не заладились, так как он очень быстро забыл о смерти супруги и связал себя узами брака с гувернанткой своих детей.

Софья была красивой девушкой, яркой, темпераментной, остроумной. У неё были красивые волосы и потрясающие серые глаза. Первой её юношеской любовью была Надежда Полякова. Они познакомились в Крыму и отношения их длились долгих пять лет. Независимая и свободолюбивая Софья обладала легкомысленным характером и легко увлекалась людьми. Любовь её к Надежде была страстной и романтической, но с налётом некой декадансности, присущей барышням того времени. Они виделись очень редко, всего лишь несколько раз в год, так как Софья всё ещё жила в Таганроге, а после окончания гимназии уехала путешествовать по Европе. Несмотря на своё чувство к Наде Поляковой, Софья Парнок увлекалась и другими женщинами, которым посвящала свои стихи. И таковых было весьма немало, что свидетельствует о ветреном характере девушки, которая желала познать всё многообразие любовных чувств.

Неизвестно, что произошло между двумя женщинами, но в конце 1907 г. они разорвали свои отношения. Соня осталась совсем одна. Отец не понимал её и не одобрял ни её образа жизни, ни стремления быть поэтом. Рядом с ней остался только её друг детства, который был близок ей интеллектуально и который разделял её страсть к поэзии – Владимир Волькенштейн. Скорее от безысходности, чем по необходимости, Соня Парнок вышла за Владимира замуж. Она сама не раз признавала, что любить может только женщин, но Владимир был её другом, она относилась к нему с нежностью и хотела иметь ребёнка. Тогда она даже не подозревала, что её брак обречён…. Они расстались спустя несколько лет. Владимир был уверен, что жена оставила его ради Нади Поляковой, с которой они снова сошлись. Софья данный факт отрицала.

Весной 1913 года она повстречала и полюбила Ираиду Альбрехт, дочь богатых московских родителей, занимавшую высокое положение в обществе и славящуюся красотой. Женщины вместе провели лето в Бутове, подмосковной деревне, а в следующие несколько лет посетили Италию и Великобританию.

В октябре 1915 г. на литературном вечере своей подруги Аделаиды Герцик Софья Парнок знакомится с Мариной Цветаевой. На Марину Софья произвела весьма сильное впечатление, о котором можно судить по первым её стихам из цикла «Подруга». В течение месяца отношения двух женщин находятся в стагнации, ни одна из них не решается сделать первый шаг. И вот в середине декабря Парнок ссорится с Альбрехт, оставляет квартиру на Мясницкой, взяв с собой свою любимицу обезьянку, и снимает комнату у Арбата. Вскоре Цветаева уехала вместе с Парнок на несколько дней, не сказав никому из своих близких друзей, куда она уезжает. Это было началом страстного романа двух женщин. Марина Цветаева ради Сони бросает своего мужа Сергея Эфрона и дочь Ариадну и с головой погружается в отношения со своей возлюбленной, которой так долго добивалась.

Почему отношения женщин продлились так недолго? Причин было несколько. Парнок безумно ревновала подругу к мужу, Сергею Эфрону, которого Марина продолжала любить. Цветаева, в свою очередь, обвиняла Соню в изменах с другими женщинами, хотя доказательств у неё не было. Кроме того, хоть Марина и была бунтаркой и с лёгкостью попирала некоторые законы общества, она всё-таки с глубоким уважением относилась к традиционной семье и мечтала о ребёнке от любимого человека. Невозможность иметь ребёнка от Софьи её угнетала. Последней каплей, которая переполнила чашу терпения обеих, была любовь Максимилиана Волошина к Марине Цветаевой в Коктебеле, летом 1915 г. А в феврале 1916 г. Софья Парнок разрывает отношения с Цветаевой и увлекается Людмилой Эрарской, известной актрисой и полной противоположностью Цветаевой. Не сохранилось сведений о том, как они встретились и как начался их роман. Но можно догадаться, в чем состояла привлекательность Эрарской в глазах Парнок. Как это часто бывает в подобных обстоятельствах, Эрарская во многом резко отличалась от Цветаевой. Она темноволосая и крупная, а Цветаева — «золотая» и стройная; она женственная, тогда как в Цветаевой было многое от мальчика-подростка; она светская и сдержанная, в отличие от неискренней и бесцеремонной Цветаевой. Эрарская не была поэтом, их страсть не создавала «поединка своеволий», и Парнок считала ее прекрасной и обольстительной. Есть мнение, что Эрарская стала любовницей Парнок, когда последняя ещё состояла в отношениях с Цветаевой.

Союз с Эрарской был самым долгим, прочным и во многом всепоглощающим в жизни Парнок. В течение постоянной, длящейся шестнадцать лет интимности и дружбы, они пережили и испытали все радости и опасные повороты человеческой любви и ее конец. Нервные расстройства Людмилы Эрарской, а потом некая психическая болезнь, долгое лечение очень подорвали отношения двух женщин. Софья очень тяжело переживала болезнь подруги, но понимала, что Людмила становится совсем другим, абсолютно неуравновешенным и странным человеком. Постепенно и сама Парнок начала испытывать тяжелейшие депрессии, из которых её с большим трудом удалось вытащить новой подруге – Ольге Цубербиллер. Ольга Николаевна была ровесницей Парнок; она была преподавателем математики в МГУ. Перед революцией она вышла замуж, но, очевидно, потеряла мужа на гражданской войне. В своем вдовстве она жила тихо, спокойно и с достоинством, не скрывая своих лесбийских вкусов.

Отношения с Ольгой становились всё более близкими. Но Софья не могла открыто говорить о своей любви, так как оставить больную Эрарскую у неё не хватало сил и мужества. Как они расстались, до сих пор неизвестно. Несколько лет после того Соня прожила с Ольгой. Ольга Цубербиллер очень помогала ей в её творчестве и в жизни, была надёжной опорой. Но в период их отношений Парнок увлекается двумя юными девушками – Мариной Баранович и Мариной Максаковой, которые напоминают ей Цветаеву.

Самый главный, а часто и единственный источник сведений о последних восемнадцати месяцах жизни Парнок — стихотворения, которые она посвятила своей последней возлюбленной, Нине Евгеньевне Веденеевой. Веденеева родилась в 1882 году в Тифлисе, получила образование частично за границей (в Бельгии) и работала в Московском государственном университете: она была физиком, коллегой Ольги Николаевны Цубербиллер. Ее брат был видным инженером, одним из строителей плотины Днепростроя, что означает, что ее семья была связана с верхушкой советской интеллигенции, то есть принадлежала к тому слою, чью жизнь определяли внешний конформизм, благоразумие и щепетильное соблюдение благопристойности. В период знакомства с Парнок Веденеева жила со своим сыном Евгением. Она была вдова или разведенная и прежде не имела лесбийских связей, чем и объясняется тот ореол девственности, которым она окружена в некоторых посвященных ей стихотворениях Парнок.

На протяжении всей своей последней любовной истории Парнок продолжала жить вместе с Цубербиллер, и для постороннего взгляда, во всяком случае, их отношения оставались такими же, как всегда. Даже если бы Парнок хотела найти себе отдельную комнату (чего, видимо, не было), это было бы для нее почти невозможно из-за болезни и из-за трудностей, связанных с поисками другой подходящей квартиры. Это означало, что она и Веденеева почти не бывали наедине. Парнок часто чувствовала себя слишком больной, чтобы выходить; Веденеева долгие часы проводила на работе, в своей лаборатории, и не имела возможности для частной жизни дома из-за сына, который, кажется, не питал особо нежных чувств к Парнок.

26 августа 1933 года на руках у двух своих подруг – Ольги Цубербиллер и Веры Звягинцевой, Софья Парнок умирает от разрыва сердца.

Жизнь этой женщины была яркой вспышкой. Она любила, страдала, никогда не скрывала и не противилась своей сущности. Она стала «русской Сафо», впервые в своей поэтической лирике открыто воспев любовь к женщине.

Стихи Парнок изменили и мою жизнь, позволив очень многое открыть и осознать. А томик её стихов с тех самых пор занимает почётное место на самой любимой книжной полке.

Источник: totalcomingout.ru

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: