Статья добавлена 20 июля 2008, в воскресенье, в 15:36. С того момента...
2864 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Рекламные ссылки:
Новое поколение ИТ-директоров должно заниматься не просто...
Новое поколение ИТ-директоров должно заниматься не просто бизнесом, а его изменением. “Согласование” ИТ и бизнеса осталось в прошлом. ИТ стали элементом любого бизнес-процесса...
Таким же элементом должны стать и люди,
умеющие эффективно использовать ИТ. Те ИТ-директора, которые считают
себя техническими специалистами, имеющими большой опыт согласования
работы ИТ-департамента с целями своей корпорации, сталкиваются с
серьезной проблемой и даже не подозревают об этом. Это грамотные люди,
получившие хорошую подготовку, полностью освоившиеся с последней волной
инноваций в области бизнеса под влиянием технического прогресса. При
этом они стали таким же анахронизмом, как тираннозавр, ожидающий
падения огромного метеорита, которое должно открыть новые возможности
для гигантских плотоядных ящеров. “Согласование ИТ с бизнесом, что
всегда было главной задачей ИТ-директоров, ушло в прошлое, — заявил
Крис Поттс, директор лондонской компании Dominic Barrow Svs. Ltd.,
занимающейся консалтингом в области ИТ-стратегии. — Информационные
технологии слишком тесно интегрированы с практикой и бизнесом, чтобы их
можно было рассматривать как нечто самостоятельное и нуждающееся в
согласовании. Вы не можете согласовывать принятие решений в области ИТ
и в области бизнеса, вы должны рассматривать принятие решений как
единый, целостный процесс”. Пол Стрессмен считает, что способность
отказаться от согласования ИТ с бизнесом стала важным фактором,
предопределившим наиболее эффективное использование ИТ в целях бизнеса
компаниями, вошедшими в список Baseline 500. Стрессмен является
экспертом по эффективности корпоративной работы и консультантом в
области ИТ. Прежде он занимал различные руководящие должности в
ИТ-службах компаний Xerox и Kraft, а также в NASA. В 2007 г. он по
заказу журнала Baseline проанализировал деятельность 500 компаний,
отобранных редакцией. На протяжении первых 40 лет их существования, по
мнению Стрессмена, роль информационных технологий сводилась к снижению
затрат, повышению эффективности используемых операций и автоматизации,
где это было возможно. Но структура глобального бизнеса и мировой
экономики изменилась. Изменились и требования к ИТ — от них требуется
нечто большее, чем просто поддержка принятия решений в области бизнеса.
“В отличие от прошлого теперь компании передают 65—75% своих операций
на аутсорсинг. Поэтому не имеет смысла рассматривать ИТ с точки зрения
степени сложности организации фирмы, — считает Стрессмен. — Многие
компании, вошедшие в список Baseline 500, самостоятельно почти ничего
не производят. Так, GM получает 78% дохода за счет аутсайдеров. Просто
потрясающе”.
Последствия глобализации.
Глобализация
позволила крупнейшим корпорациям получать комплектующие и услуги из
столь многих мест и менять поставщиков так быстро, что ИТ не способны
обеспечить здесь дополнительное снижение затрат. Как полагает
Стрессмен, управление цепочками поставок, глобальные коммуникации,
поддержка решений, прочие инструменты современного корпоративного
управления и принятия решений, конечно, образуют основу таких
возможностей. Но подобный уровень вовлеченности в бизнес-процесс
представляет собой только начальную стадию. Это тот вклад, который не
может не вносить любой технический менеджер, а не что-то уникальное.
“Если вы предложите ИТ-специалистам принять участие в процессе
созидания стоимости, они не смогут этого сделать, поскольку “создают
ИТ” вне связи с подразделениями, выпускающими продукцию, — отметил
Поттс. — Автоматизация процесса продаж (это не лучший пример, но в
данном случае он подходит) — не та задача, с которой лучше всего
справятся ИТ-специалисты. Чтобы принимать важные решения в этой
области, вам нужно знать, как работают продавцы”. “Если вы хотите,
чтобы ИТ помогали вам подбирать поставщиков, соответствующее решение
должно приниматься в рамках той же стратегии, которая используется для
работы с поставщиками, — добавил он. — Это не обязательно должно
происходить в том же департаменте, который занимается закупками. Но
решение не должно приниматься изолированно, в подразделении, где
ИТ-стратегия разрабатывается независимо от стратегии бизнеса”. По
словам Ника Ибрахима, главного технолога сети ресторанов Ruby Tuesday,
подобное требование предъявлялось всегда. Во всяком случае, добившиеся
успехов ИТ-специалисты ставили перед собой такую цель и действовали
именно таким образом. Последний проект Ибрахима, связанный с
использованием ИТ, в сущности представляет собой маркетинговый ход.
Разные базы данных, методы добычи данных и система управления
отношениями с клиентом (CRM) используются, во-первых, для привлечения
клиентов в рестораны Ruby Tuesday, а во-вторых, — для пополнения базы
данных о клиентах. Те из них, кто предъявляет полученные по почте
купоны, заносятся в центральную базу данных. В дальнейшем им предлагают
скидки и участие в других маркетинговых акциях, проводимых с целью
увеличения объема продаж в расчете на одного посетителя и количества
визитов каждого уже известного клиента. По словам Ибрахима, реализация
проекта была бы невозможна без информационных технологий, но это не
ИТ-проект. В этом, как считает Стрессмен, и заключается основное
различие между корпоративными ИТ новейшего и следующего поколений.
Информационные технологии, получившие импульс благодаря развитию
транспорта, заключению международных соглашений о свободной торговле и
доступности дешевой рабочей силы в развивающихся странах, позволили
снизить издержки, связанные с производством и распределением товаров.
Но при этом, по мнению Стрессмена, возросли затраты на их маркетинг, на
необходимое для функционирования бизнеса управление организацией,
юридическое обеспечение, повысились налоги и требования к финансовой
устойчивости компаний, а также все расходы, связанные с выполнением
административных функций, которые увеличивают себестоимость продаваемых
товаров, но сами по себе зачастую лишь незначительно повышают его
потребительские качества. “Мы проделали огромную работу по снижению
затрат, — продолжил он. — Теперь мы учитываем непостоянную стоимость
всех этих транзакций, связанных с маркетингом, юридическими услугами и
финансовыми требованиями. В долгосрочной перспективе вы можете
использовать ИТ для снижения этих затрат на будущее. Расходы на сами
информационные технологии составляют около 20—30% от стоимости
транзакций, но они быстро снижаются. В течение ближайших примерно
десяти лет модели “софт как сервис” (Software as a Service) или “плати
в процессе использования” (pay-by-the-drink) позволят сократить затраты
на ИТ раз в двадцать, но для этого потребуется время”. Помимо этого,
как считает Поттс, необходимо принципиально изменить подход к ИТ.
Следует отказаться от мысли, что любые связанные с использованием ИТ
функции или решения должны оставаться в рамках ИТ-службы.
“Люди склонны валить все информационные
технологии в одну кучу, а мы выделяем в них семь направлений, —
подчеркнул он. — Например, внедрение ИТ — это совсем не то же самое,
что разработка ПО. Внедрение ИТ можно сравнить с привлечением
поставщика, но только работающего в самой компании. Внутреннее
подразделение по внедрению ИТ, занимающееся разработкой приложений и
подобными вещами, вероятно, хуже справится с этой задачей, чем обычный
департамент по поставкам”. “ИТ-директор и ИТ-департамент должны
заниматься разными вещами, но для них еще не придумали названий, —
заявил он. — Это что-то вроде инвестиций в изменения в компании. Иногда
такая должность называется “вице-президент по инвестициям в изменения”
(VP/investment of change) или “директор по изменениям” (Director of
Change). То, чем занимаются люди на подобных должностях, гораздо ближе
к информационным технологиям по сравнению с тем, как к ним подходили
прежде. Этих людей больше интересует, какая нужна стратегия, а не какой
компьютер использовать для реализации того или иного элемента
стратегии”.