Статья добавлена 8 декабря 2012, в субботу, в 14:19. С того момента...
2044 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Какой тип обучения лучше?
Существуют разные типы обучения по степени вовлечения в процесс педагогов и учащихся. Пассивный или активный метод обучения - что лучше и перспективнее?
Сравним между собой два метода обучения. Первый из них это, так называемый, «пассивный» метод образования –метод, который находит все большее распространение в практике российского образования. Второй, метод «активного» обучения, хотя и пропагандируется многими педагогами, имеет тенденцию к исчезновению.
Итак, метод «пассивного» образования. Здесь преподаватель, имея, утвержденную всеми руководящими инстанциями в образовании, рабочую программу, начитывает по подготовленному конспекту определенное количество информации и выдает задания, которые нужно решить, чтобы определить степень ее усвоения. Чаще всего это происходит посредством тестирования, в котором ученику задается серия вопросов и он должен выбрать из нескольких вариантов ответа один правильный.
При «активном» методе обучения у преподавателя нет сколько-нибудь детальной рабочей программы. Задача преподавателя - научить своих учащихся самостоятельно ориентироваться в какой-то отдельной области знания. Он описывает сущность проблемы и предлагает ученикам делать свои предложения. Любые предложения, неважно, правильные или неправильные одинаково приветствуются. Учитель терпеливо объясняет, почему такой-то метод неправильный, и соглашается, если предложенное решение правильно, после того, как ученик сумел обосновать его. Если процесс заходит в тупик, преподаватель находит пути, чтобы подтолкнуть в нужном направлении: либо переформулировав условия проблемы, что даст ученикам новую пищу для размышлений, либо косвенно намекнуть на возможные не исследованные пути.
Понятно, что при первом методе, кому и хорошо, так это низко квалифицированным преподавателям. Это позволяет им зарабатывать себе на жизнь (пусть и немного, при современном уровне зарплаты учителя), особо не напрягая свои умственные извилины. В том, что касается другого уровня, а именно, уровня образования, то это, видимо, мало кого волнует, по крайней мере, если говорить о низшем и среднем преподавательском звене. Принятая система ЕГЭ приводит к тому, что выработка навыка самостоятельной работы уходит на второй план. Интенсивное натаскивание на тесты и полученные в результате этого оценки создают впечатление, что все, вроде бы и ничего.
И в то же время, педагоги, сторонники активных методов обучения, оказываются в неуютном положении. Они подвергаются замечаниям за то, что не соблюдают правила, чем и как и учить, а то, полезное, что они вложили в учеников, не очень-то востребовано.
Ну что же, нам остается ждать, пока сама жизнь не расставит все по своим местам, а наше руководство осознает, что уровень российского образования уже находится на неприлично низком уровне. А самое главное, поймет почему это происходит.