Статья добавлена 2 марта 2024, в субботу, в 17:57. С того момента...
245 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
И Пифагор мог ошибаться
Гениальность Пифагора сегодня вряд ли кто-нибудь осмелится оспаривать, но, как доказали современные ученые, в одном он точно ошибался. Речь идет не о геометрии и знакомой всем теореме, а о музыке, которую он старался переложить на язык математики.
Пифагор и его последователи считали, что основной закон мироздания подчиняется мировой гармонии, и все идеальное должно быть гармонично. А что может быть идеальнее чисел? Вот и совершенное музыкальное созвучие основывается на «целочисленных соотношениях» тонов и частот звуков. Причем это утверждение касалось всех известных в то время инструментов.
Однако группа ученых под руководством музыкального психолога Питера Харрисона доказала, что такое утверждение относительно. Исследователи предложили 4272 добровольцам прослушать ряд аккордов. Реакции исследуемых показали, что абсолютное большинство отдало предпочтение музыке с некоторыми несовершенствами, то есть мелодиям, нарушающим математическую гармонию. Кроме того, утверждение Пифагора можно полностью игнорировать в отношении таких инструментов, как ксилофоны, гонги и колокольчики. Возможно, ошибка древнегреческого ученого в том, что он брал во внимание только игру на инструментах, принадлежащих эллинской культуре, и не учитывал спектральные свойства инструментов других народов.
В общей сложности исследование охватило 235 440 человек, и суждения испытуемых показали, что небольшая дисгармония в мелодии оживляет ее и привлекает слушателей. Прикладное значение своего исследования ученые видят в том, что продюсеры и музыканты могут с помощью отобранных или синтезированных инструментов совместить, на первый взгляд, несовместимое: гармонию и диссонанс - и извлечь из противоположностей лучшее.
Источник: Sciencealert