Статья добавлена 4 октября 2015, в воскресенье, в 20:16. С того момента...
1104 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
"Единственное, что остается неизменным - избиратель"
Выборы Губернатора Ростовской области и анализ деятельности Избирательной комиссии Ростовской области за 20 лет.
13 сентября прошли выборы Губернатора Ростовской области. Тысячи граждан в этот день отправились на избирательные участки, чтобы отдать свой голос. За долгое время существования эта процедура стала для нас довольно привычной, обыденной и, на первый взгляд, очень простой. Для молодых избирателей она кажется единственно верной и правильной. А избиратели со стажем вспоминают какими были выборы много лет назад и что менялось за это время.
За 20 лет наша избирательная система претерпела множество изменений. В ходе масштабной государственной реформы 1993- 1995 гг. были закреплены новые принципы избирательной системы такие как выборность органов государственной власти, многопартийность, обязательность и периодичность проведения выборов. Тогда же в Ростовской области формировался институт государственной власти. В декабре 1994 г. был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», который стал основой развития избирательной системы.
Ростовская область стала одной из первых в Российской Федерации, кто закрепил независимый от ветвей власти орган, обладающий законодательной инициативой и обеспечивающий реализацию гарантий избирательных прав граждан. Таким органом стала Избирательная комиссия Ростовской области. Первое заседание Комиссии проведено 7 июня 1995г.
В условиях крупных постсоветских преобразований, слабой правовой просвещенности граждан первому составу Комиссии пришлось немало потрудится: требовалось повысить правовую культуру избирателей, для этого необходимо было издавать методическую и информационную литературу.
29 сентября 1996 г. состоялись первые выборы Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области. Избирательное законодательство того времени было несовершенно и недоработано. Закон о выборах главы администрации был принят только в июле 1996 г., одновременно, в день его принятия, принято решение о дате голосования. Областной избирательной комиссии пришлось всего за 2 месяца организовывать необходимые избирательные мероприятия. А формирование участковых и территориальных избирательных комиссий прошло с незначительными нарушениями принципов их формирования, закрепленных в федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав граждан.
Но это были не единственные проблемы, с которыми столкнулась Избирательная комиссия Ростовской области. В день выборов в Комиссию стали поступать жалобы на некоторые нарушения, а по окончанию выборов со стороны коммунистов были предъявлены обвинения в фальсификации результатов выборов. Эта ситуация повлекла за собой волнения в Комиссии, прессе, народных массах… Долгое время молва и споры не угасали, но наконец, Владимир Федорович Чуб выступил перед прессой со словами: «Результат выборов - это результат консолидации всех здоровых политических сил.» - таким образом прокомментировав свою убедительную и нелегкую победу.
Несмотря на многочисленные трудности первые губернаторские выборы в Ростовской области прошли организованно, с соблюдением всех избирательных прав и гарантий граждан. Избирательная комиссия области старалась вести максимально прямое общение с избирателями. Для этого велось активное сотрудничество со СМИ, которые публиковали большое количество информационного материала. Это помогло привлечь к выборам большое внимание граждан и повысить их информированность. Что касается молодых избирателей, которых на тот момент было свыше 12 тыс., для них Комиссия подготовила памятные подарки. Впервые на губернаторских выборах работала система регистрации избирателей и единая система подтверждения итогов голосования (ГАС «Выборы»). Это было большим прорывом в технологии проведения выборов, теперь территориальные избирательные комиссии могли передавать информацию в областную избирательную комиссию по компьютерным сетям.
Такими были выборы Губернатора Ростовской области 19 лет назад. Время шло, менялось общество и требовались новые преобразования в избирательном законодательстве. Так, в 1997 г. был принят закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Это закон объединил в себе нормы, регулирующие проведение выборов и референдумов, а так же конкретизировал отдельные положения избирательного процесса. Серьезные изменения произошли позднее - в 2002 г. применяется ряд законов, значительно влияющих на избирательную систему России: меняется роль политических партий, меняется порядок регистрации кандидатов. В 2005 г. был принят закон, вводивший единый день голосования в России: первое воскресенье марта и второе воскресенье октября. Однако, в 2012 г. были внесены изменения и единый день голосования перенесли на второе воскресенье сентября. Кроме того был снят заперт на совмещение дней голосования на выборах разного уровня, если в результате совмещения человек сможет проголосовать более чем по 4 бюллетеням. Такие изменения вызвали множество споров, которые продолжаются по сей день. Вместе с преобразованиями в избирательном законодательстве, активным сотрудничеством Комиссии со СМИ, стала возрастать электоральная активность граждан, повысился интерес к избирательному законодательству.
Серьезные изменения произошли в период с 2004 по 2007 гг.: отменяется порог явки избирателей и строка «Против всех» в избирательном бюллетене. Эти изменения так же вызвали в обществе и среди политиков споры, которые остаются открытыми до сегодняшнего момента. Однако, как показывает статистика, электоральная активность за период с 2003 г. по 2007 г. только возрастала, что говорит о положительной деятельности Избирательной комиссии и Законодательных органов власти.
На этом развитие избирательной системы Российской Федерации и Ростовской области не прекращается. Пройден непростой путь, много работы выполнено для того что бы сегодня мы могли свободно воспользоваться своими избирательными правами, были максимально информированы о текущем избирательном законодательстве. На сегодняшний день избирательные права не сводятся к праву избирать и быть избранными в органы государственной власти. Граждане имеют право принимать участие в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и в других избирательных действиях. Существует множество способов информирования граждан, не перестают развиваться технологии для проведения выборов и подсчета голосов. Широко развита правовая пропаганда молодежи.
Наша избирательная система - это сложнейший комплекс общественных отношений, результат упорного труда и экспериментов. «Уже более 20 лет избирательная система России, основываясь на действующей Конституции и развитом законодательстве, стабильно обеспечивает проведение всеобщих, равных, прямых выборов всех уровней при соблюдении тайны голосования.»- заявил председатель Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров на 345-м пленарном заседании Совета Федерации. Избирательная система будет меняться из года в год и преподносить нам что-то новое. Время течет, прогресс не стоит на месте и вслед за ним изменяются различные сферы нашей жизни. «…Избирательная практика в любой демократической стране постепенно меняется, следуя логике политического развития государства и развития самой избирательной системы…. Единственное, что остается почти неизменным за двадцать лет существования российской избирательной системы, так это основной ее участник - избиратель.»