Статья добавлена 10 августа 2016, в среду, в 23:55. С того момента...
1544 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Эпоха Возрождения: мессы Палестрина
Палестрина — крупнейший художник итальянского Возрождения. Его творческое наследие огромно, и в нем особое место занимают мессы, коих насчитывается свыше ста (для сравнения — у его великого современника Орландо ди Лассо месс почти вдвое меньше).
Доклассическая эпоха европейской церковной музыки отличается господством вокальных форм, в начальной своей стадии монодийных, позже многоголосных. Последние, а среди них — месса, мотет, магнификат и пр., достигли наивысшего расцвета во второй половине XVI века. Они принадлежат к тем или иным видам музыкально-текстовой формы, составляющие которой, обозначенные в ее названии, образуют сложную систему, взаимодополняя друг друга.
Музыка и слово в своем единстве воплощаются в целостную художественную структуру, ассимилирующую музыкальную образность, обогащенную смысловым содержанием текста. В ряду многочисленных музыкально-текстовых форм выделяется месса — ведущий музыкальный жанр эпохи Ренессанса. Некоторые вопросы ее синтаксической организации заметны в мессах Палестрины. Созданные как в начале, так и на исходе жизненного пути композитора, совершенно непохожие, неповторимые, они давно притягивали к себе внимание исследователей. В большинстве случаев в сферу изучения (в частности, в отечественном музыкознании) попадали ранние произведения. Однако, можно предположить, что именно поздние сочинения имеют особую ценность как итоговые, написанные рукой зрелого мастера. Известно, что месса (так же, как и магнификат), если рассматривать ее как жанр музыкального творчества, имеет существенную отличительную черту: ее текст изначально задан и не меняется на протяжении веков. Кроме того, принадлежность литургической практике предполагает, думается, некую каноничность и в области музыкального оформления текста, что, очевидно, должно касаться также собственно композиционного аспекта. При сравнении же месс Палестрины обнаруживается, что они имеют разные тематические, разные фактурные диспозиции и» что особенно существенно, разное членение на внутренние разделы. Другими словами, на основе одного и того же канонического текста ренессансный композитор формирует различные музыкальные структуры.
Возникает вопрос: каким образом достигается здесь структурное разнообразие? Как правило, изучение месс-пародий ограничивается рассмотрением интонационных, фактурных, ладотональных моментов. Однако более детальное сравнение таких сочинений позволяет выявить и другие факторы, способствующие их композиционному разнообразию. Прежде всего это синтаксический фактор, проявляющийся каждый раз в несколько ином прочтении текста — с разными цезурами, с варьированием смысловых акцентов и т.п., в итоге — в различной музыкально-синтаксической интерпретации текста.
Источник: «RuSeasons.TV - Видеопортал о русском музыкальном искусстве»