Извините, вы уже голосовали за эту статью!
5       12345 1 голос
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 30 января 2009, в пятницу, в 12:57. С того момента...

1024
просмотра
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:




Top 5 àвтора:

Подлинная культура

Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Говорят, что досуг — это своеобразное испытание молодого человека на содержательность внутренней жизни.

Говорят, что досуг - это своеобразное испытание молодого человека на содержательность внутренней жизни. Известный русский педагог К. Д. Ушинский считал, что именно в момент ничегонеделания «портится голова, сердце и нравственность». Если человек с детства не приучен к систематическим серьезным занятиям, в юношеском возрасте он встретится с проблемой, чем заполнить свой досуг. Сколько юных «подпи-рателей стен» часами стоят на улицах, не зная, куда убить свободное время. Очень часто подобное бесцельное времяпрепровождение заканчивается пьянкой. В то же время многие молодые люди не представляют себе жизнь без хорошей книги, друзей, театра, кино, музея, спорта. Для них нет проблемы, чем заниматься в свободное время.

В условиях развитого общества рост потребностей накладывает отпечаток на образ жизни человека. Как справедливо отмечает В. 3. Роговин, «суть «революции в потребностях» состоит в том, что потребности высшего порядка, характеризовавшие на протяжении всей предшествующей истории сознание сравнительно ограниченных групп общества, сегодня становятся неотъемлемым признаком духовной жизни самых широких слоев нашего населения» . Культура становится насущно необходимой человеку, превращается в его жизненную потребность. Он тянется к культуре, как к хлебу, ибо без нее его жизнь уже немыслима. Научно-технический прогресс и разностороннее богатство общественно-политической и духовной жизни советского общества резко увеличивают поток информации, идущей к человеку. С каждым днем становится все труднее и труднее освоить, переварить этот громадный поток новых сведений. Несомненно, чем более образован человек, тем больше у него возможностей успешно разобраться в этой информации и отобрать из нее, что прежде всего необходимо для его производственной, общественной деятельности, что в первую очередь - для удовлетворения его духовных потребностей. Образование поднимает общую культуру человека. Но оно дает прежде всего знания - гуманитарные, технические, естественно-биологические. Поведение же человека, его образ жизни, духовный мир формируются под воздействием семьи, школы, общественных организаций, социальной среды, в которой он находится, и во многом зависит от его собственного активного отношения к тем духовным ценностям, которые его окружают.

Многие люди еще довольно далеки от подлинной культуры. Речь идет о так называемом духовном дилетантизме, о своеобразной «видимости культуры». Так, например, опрос 1308 молодых людей Кировского района Ленинграда, проведенный нами несколько лет назад, показал, что 17,3 процента из них ни разу не были в Русском музее, 7;4 процента - в Эрмитаже. А ведь среди них есть люди и с высшим образованием. Хотелось бы остановиться еще на одном аспекте формирования потребностей человека. К сожалению, некоторые люди порой не замечают, что стремление к приобретательству заслоняет от них все остальные радости жизни. Они не ходят в кино и театры (зачем ходить, если в комнате стоит новый телевизор). Они не приглашают в гости друзей, но зато в их квартире появляются все новые и новые вещи. А ведь нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения.

Молодой психолог Валентина Беседина очень верно заметила, выступая на диспуте: «Меня очень беспокоит своеобразный дефицит духовного общения. Порой в молодежной среде больше говорят о вещах, чем о жизни». Когда-то мы жили очень трудно, и определенный аскетизм был естественной нормой. Для молодежи первых послевоенных лет не возникало, как правило, проблемы, удобно ли пойти на танцы в лыжном костюме. Главное, пообщаться с друзьями, испытать от этого чувство радости. Сейчас же некоторые «акселлерированные» мальчики и девочки устраивают родителям грандиозные скандалы по поводу несвоевременного приобретения той или иной модной тряпки, совершенно не задумываясь, а в состоянии ли взрослые удовлетворить их «высокие запросы». К сожалению, сверхмодная одежда становится для части молодежи своего рода жизненным кредо, показателем престижности, символом современности. Какой? Другой разговор. Заметим, что многие молодые люди (по их собственному признанию) и сами не в восторге от всей этой «вещной мишуры», что на улицах иные прохожие показывают на них пальцами, но «так принято» одеваться в их компании. И они слепо следуют этому стандарту. Где уж тут думать о самоутверждении личности, чувстве собственного достоинства? Главное - «быть как все». В результате слепое следование моде становится показателем эстетической и нравственной невоспитанности, свидетельством несформированности собственной жизненной позиции, неразвитости духовных потребностей молодого человека.

Некоторые родители, не приобщив своих детей с малолетства к духовным ценностям, пытаются «откупиться» от них впоследствии вещами. Показательно в этом отношении выступление на родительском собрании одного папаши, показанное по телевидению.

- У нас в доме все есть,- говорил этот незадачливый «воспитатель»,- машину купили, мотоцикл, а сын ничем не интересуется. Решил я хобби какое-нибудь ему привить, научить чему-нибудь.- Витя,- говорю,- хочешь я тебе баян куплю, учись. Хочешь, самый дорогой конструктор куплю, такой, что даже у сына академика нет. Займись чем-нибудь, только со шпаной не возись. А он говорит: «Я ничего не хочу». Поздно спохватился этот отец. Трудно сказать, как теперь сложится судьба его сына, какие интересы у него появятся, какие стремления...

Если человек своим трудом добивается материальной обеспеченности, в этом нет ничего плохого. Навряд ли кто-нибудь станет сомневаться также и в необходимости комфорта. Проблема состоит в другом. Не противоречат ли личные жизненные планы и личные интересы человека общественным интересам, моральным нормам? Помните? Остап Бендер мечтал о красивой жизни, счастье, славе. Но добиться всего этого он хотел не упорным, честным трудом, которым занято большинство  а с помощью отнятого у проходимца Корейко миллиона. Не случайно его идеал счастья с самого начала обречен на провал, ибо этот идеал не только аморален, но и противоречит новым социальным условиям, при которых общественная значимость человека определяется не количеством денег, а его реальной деятельностью, той пользой, которую он приносит людям.

Конечно, бендеры и им подобные проходимцы могли бы стать неплохими бизнесменами и даже уважаемыми людьми. Ибо их жизненные идеалы не вступили бы в противоречие с существующими в обществе моральными нормами. Ведь в мире бизнеса не важно, откуда человек взял миллион, главное, что у него есть миллион. В жизненных установках советской молодежи существуют ориентации на совершенно другие ценности, связанные с приобретением новых знаний, физической закалкой, всесторонней подготовкой к высокопроизводительному труду, гармоническим развитием личности.

Источник: Информация и информатика

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий:
В тèму:

Cтатей на эту тему пока нет.