Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 13 мая 2015, в среду, в 23:28. С того момента...

971
просмотр
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Операция «Фиорд»

Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

О работе в годы войны советских военных контрразведчиков, их самоотверженности и профессионализме

В марте 1943 года наркоматом внутренних дел было проведено срочное совещание начальников особых отделов ряда фронтов и армий. Выступающим предлагалось сделать краткие сообщения о результатах работы, недостатках и мерах по улучшению деятельности военной контрразведки. На заседании оживленно обсуждалось предложение о реорганизации аппаратов особых отделов, работавших по объектовому принципу, с тем чтобы они использовали также и линейный принцип деятельности контрразведки: борьба со шпионажем, диверсиями, террором, изменой Родине, антисоветской агитацией. Одновременно предлагалось активнее внедрять в практику перевербовку заброшенных противником агентов, в первую очередь тех, кто явился с повинной. В тоже время сложившиеся военная обстановка и оперативная ситуация диктовали необходимость объединения усилий по руководству обороной государства и обеспечению безопасности в армии и на флоте. Предложения были обобщены в аппарате наркома внутренних дел и доложены И.В. Сталину.

В результате, 19 апреля 1943 года проект постановления Совнаркома, подготовленный в НКВД, был подписан Верховным главнокомандующим. Согласно данному распорядительному документу из ведения НКВД СССР были выведены Управления особых отделов, в том числе и Морской отдел, на базе которых развертывались Главное управление контрразведки «СМЕРШ» Народного комиссариата обороны и Управление контрразведки «СМЕРШ» НК ВМФ.

Военные чекисты, почувствовавшие новые оперативные возможности, стали увереннее проводить острые контрразведывательные операции с использованием агентуры из числа тех советских граждан, кто добровольно являлся с повинной, уклоняясь от выполнения заданий германской разведки. В этой работе важным было и то, что органы госбезопасности добились правовой возможности освобождать их от ответственности за шпионаж.

Подготовительные мероприятия к зафронтовым операциям на Севере начались в 1943 году под руководством начальника отдела контрразведки (ОКР) «СМЕРШ» Северного флота А.М. Кириллова. При организации заброски агентуры за линию фронта чекисты вынуждены были учитывать негативное отношение финнов к советским гражданам и жесткий полицейский режим, организованный в Норвегии. Несмотря на возникавшие трудности, в конце 1944 года под руководством вновь назначенного начальника ОКР «СМЕРШ» СФ И.И. Гончарова была завершена разработка контрразведывательной операции по кодовым названием «Фиорд». В ходе нее чекисты Северного флота намеревались собрать данные об оперативной обстановке, разведывательных и контрразведывательных мероприятиях противника на территориях г.г. Киркенеса, Вардё и Вадсё, осуществить проникновение одного агента в район Тромсё для сбора сведений о деятельности немецкого разведуправления в этом городе, а также выявления оставляемой немцами в норвежских городах агентуры и кадровых германских разведчиков. Однако операция «Фиорд» не была проведена из-за быстрого продвижения Красной Армии и освобождения района, предполагаемого для выброски агентуры. Вот и все, что нам известно об этой операции из открытых, в том числе специализированных источников. В целом изложенное выше верно, но обо всем по порядку.

Благодаря сохранившимся документам о результатах работы ОКР «СМЕРШ» Северного флота за период войны 1941-1945 гг., сегодня мы можем несколько приоткрыть тайну агентурной операции «Фиорд». Для участия в ней было решено использовать двух агентов ОКР «СМЕРШ» Северного флота под псевдонимами «Ганс» и «Фалк».

 Агент «Ганс» являлся коренным норвежцем. В мае 1940 года, после оккупации Норвегии немцами, опасаясь репрессий с их стороны, с группой товарищей перебежал в СССР. До этого проживал с родителями в г. Киркенесе. Работал матросом на рыбацком боте. По прибытии в СССР был арестован Управлением НКВД по Мурманской области и после тщательной проверки завербован для закордонной разведывательной работы. В течение 1940-1943 годов четыре раза перебрасывался со специальными заданиями в Норвегию. Добывал ценные сведения. В Норвегии «Ганс» хорошо знал города Тромсё, Вардё, Вадсё, Киркенес и Якобсен. В каждом из этих городов располагал многочисленными связями.

Агент «Фалк», хотя и был норвежцем по национальности, родился в Мурманской области. Все его близкие родственники проживали на территории СССР. В Норвегии имелись три тетки. Вербовка «Фалка» в качестве агента ор¬ганов НКВД была проведена в 1941 году. Этот человек имел специальную военно-инженерную подготовку. Неоднократно участвовал в переброске разведывательных агентурных групп в Норвегию.

«Ганс» и «Фалк» проходили совместное обучение. Они проживали на одной квартире и работали по фиктивным документам на маленьком рыболовецком сейнере. Для подготовки агентов через возможности Разведуправления НК ВМФ были тщательно собраны сведения об обстановке в районе г. Киркенеса, паспортном и пропускном режимах, а также порядке получения разрешения на промысловую деятельность и по значительной части иных вопросов.

Выброска агентурной группы намечалась с торпедного катера в южной части залива Ярфьорден вблизи от шоссейной дороги на Киркенес. Для прикрытия в несколько ином районе залива предполагалось высадить отдельную группу разведчиков флота, которая имела приказ завязать отвлекающий бой в случае вскрытия противником проводимого мероприятия.

В районе Сер-Варангер «Ганс» и «Фалк» должны были выйти на связь с закордонным агентом «Пааво», который обеспечил бы их безопасное проживание в первое время и установление контактов с интересующими людьми. Кроме того, для советских агентов были изготовлены удостоверения личности погранзоны «Ост», заменявшие паспорт, разрешение норвежской полиции района Сер-Варангер на рыбную ловлю в течение 1944 года, а также разрешения ленсмана (пристава) на право поездок в Киркенес.

Помимо основной легенды, обеспечивавшей выполнение разведзадания, «Ганс» и «Фалк» на случай разоблачения должны были использовать другую легенду, которая, исходя из имеющихся оперативных документов, предполагала сообщение о себе настоящих фамилий, а также рассказ о месте и времени проживания в Советском Союзе и о том, что они были отобраны для зафронтовой работы офицером разведотдела 14 Армии капитаном Егоровым и в последующем переброшены в Северную Норвегию. В случае одновременного задержания оба должны были показать, что заброшены совместного для выполнения одного задания. В этих целях агенты изучили легендированные автобиографические данные друг друга. С «Гансом» и «Фалком» было отработано их поведение при задержании. В частности, при разоблачении они должны были заинтересовать контрразведку противника, создав у врага мнение о наличии перспектив их «перевербовки» и переброски в тыл Красной Армии.

Действительно, тщательно спланированная операция «Фиорд» в соответствии с ее замыслом не проводилась. Но не стоит думать, что многолетний труд чекистов пропал даром. Из документов видно, что агентам была выдана экипировка, которая соответствовала одежде норвежских рыбаков. Они были обеспечены документами прикрытия и деньгами.

На этом документально обрывается повествование об операции «Фиорд» ОКР «СМЕРШ» Северного флота. Следы агентурной группы «Ганса» и «Фалка» затерялись где-то в далеком победном 1945 году... Рано или поздно мы обязательно узнаем финал этой истории.

В заключение хотелось бы отметить, что при подготовке настоящей статьи мы считали своим долгом донести правду о работе в годы войны советских военных контрразведчиков, их самоотверженности и профессионализме. Подвиг фронтовиков Великой Отечественной навсегда останется в народной памяти, а их патриотизм и верность долгу - примером для современного поколения сотрудников органов безопасности.

                                         

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: